Статья Театрализованная деятельность как средство активизации творческих способностей детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Статья рекомендована для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. В ней даны рекомендации по работе с дошкольниками в театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство активизации творческих способностей детей дошкольного возраста»

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее, театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка и развитие творческого потенциала.

Занятия театром не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, тревожиться и радоваться вместе с ним.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать застенчивость, неуверенность в себе, робость.

Одной из актуальных задач современной дошкольной педагогики является развитие творческих способностей детей. Рано и ярко проявляются творческие способности. Именно, благодаря театру, у ребенка активизируются творческие способности, он развивается всесторонне. «Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия — сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению».[1] 

Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в разных видах деятельности. Активизация детских творческих проявлений должна начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения.

Ребенок дошкольного возраста легко развивается и обучается в творчестве и творчеству, что связано:

-с неординарностью мышления, восприятия и воображения, результатом чего становится создание нового произведения или образа;

-с непосредственностью и эмоциональностью восприятия театральных образов.

-с его постоянной готовностью к действию, ему всегда интересен процесс: ребенок что – то придумывает, пробует, ищет и находит себе занятие, одним словом – не может усидеть на месте;

Мы часто можем наблюдать, как дети сами инсценируют сказки, импровизируют, драматизируют. Для детей театрализованная деятельность никогда не бывает чем – то изолированным, она является частью их жизни.

Благодаря театру у ребенка раскрывается творческий потенциал, он вовлекается в различные театрализованные представления, у детей появляется возможность выступать перед сверстниками, родителями,  ребенок учится чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, у него воспитываются артистические качества, а также развивается творческая самостоятельность, умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движения), воспитывается любовь к театру.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказки и др.), где могут проводится театрализованные занятия. В «Школе развития» В.А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки, где дети чувствовали себя в мире волшебных образов. Талантливый педагог придавал большое значение эстетическому характеру обстановки, в которой дети будут слушать и разыгрывать сказку. Он писал: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряет восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывает идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играет большую роль».[2]

Безусловно, что в театрализованной деятельности ребенка большую роль играет воспитатель. Следует отметить, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, развивающую и воспитательную задачи и не в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию.

- развитию речи и навыков театрально - исполнительской деятельности;

        Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого – либо литературного произведения, но и с жестами, движениями, мимикой, мизансценой, костюмами.

        Необходимо, чтобы воспитатель умел не только выразительно читать что – либо, смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел навыками режиссуры и актерским мастерством. Одним из главных условий для этого является эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько неподдельность чувств и искренность педагога. Причем, чем меньше ребенок, тем выразительнее должно быть чтение.

        Старшим дошкольникам можно читать менее эмоционально, более сдержанно, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному. Наоборот, необходимо предоставить детям, чтобы они сами проявили эмоциональную активность и возможность высказываться. Педагог должен строго следить, чтобы своей активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. Недопустима  даже мысль о разделении детей на «артистов» и «зрителей», т.е. на постоянно выступающих, и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети боялись выйти на «сцену». Поэтому, предлагая сыграть что – либо, педагог должен исходить из индивидуальных возможностей детей.

        Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

- во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать движения сказочных животных);

- в средней группе обучать интонации, мимике, пантомиме;

- в старшем дошкольном возрасте детей следует обучать игре на сцене, дети могут показывать спектакли.

        Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, ограниченно включена в различные другие занятия (музыкальные, по изо деятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

        Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились с детьми небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку.

        В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий: «Кукольный театр малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.

        Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой – либо праздник, к которому готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения.  В театрализованной деятельности могут принимать участие воспитатели, сотрудники детского сада, родители. И это очень важно.

        Воспитанники очень любят работать с куклами. Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие, приносит им много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол только как развлечение, его воспитательное значение общеизвестно. Особое влияние оказывают представления театра кукол на детей дошкольного возраста, когда у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.

        Восприятие кукольного спектакля – сложный психологический процесс, который содействует совершенствованию чувства, восприятий, формирует умственные способности детей – развивает память, речь, усиливает навыки элементарных обобщений. Педагоги используют персонажи кукольного театра для решения различных задач: развития речи у детей, навыков по изобразительной, музыкальной деятельности.

        Дети с желанием и интересом участвуют в спектаклях кукол. Мы берем, как правило, знакомые сказки, учим детей приемам кукловождения. На репетициях стараемся дать возможность детям проявить максимум творчества. Перед тем как начнем игру за ширмой, вместе решаем, какую возьмем декорацию и почему. Как и откуда будут появляться куклы. Дети могут вносить и свои предложения. Например, был такой случай, когда дети сами предложили сопровождать спектакль игрой на музыкальных инструментах. Репетиции и выступления доставляют детям наслаждение и радость.

        Ведущей формой работы в развитии творчества у детей через театрализованную деятельность являются театральные занятия, которые проводятся в нашем детском саду один раз в неделю во второй половине дня. Театральные занятия с младшими дошкольниками проводятся в течении десяти минут. Они включают в себя игры с музыкальным и стихотворным сопровождением, театрализованные игры, игры с музыкальными и шумовыми игрушками, мини игры – спектакли. Все эти виды творческой деятельности с раннего детства вызывают у детей радостные чувства. Дети приобщаются к игре на музыкальных и шумовых инструментах, к приемам работы с куклой. Воспитанники получают удовольствие от просмотра небольших сценок, которые показывают дети старшего возраста или воспитатели. У детей появляется желание передавать движение различные образы, используя шапочки – маски и другие атрибуты.

        В работе со старшими дошкольниками в содержание театральных занятий включаются просмотры спектаклей и беседы по ним, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, упражнения на формирование выразительности исполнения, упражнения по эмоциональному развитию детей и для развития речевого аппарата, игры - драматизации. Дети узнают на занятиях о театральных профессиях, знакомятся с театральными терминами (кулисы, сцена, афиша и т.д.), с видами театрального искусства, с детьми проводятся беседы о культуре в театре. Дети свободно и естественно выполняют на сцене простые действия, владеют комплексом артикуляционной гимнастики, меняют по заданию педагога высоту и силу звучания голоса, умеют строить диалог с партнером на заданную тему, читают наизусть текст.  Дети с большим интересом посещают такие занятия, т.к. они проходят в игровой форме («Путешествие в мир театра», «Театральная сказка», «Театральные человечки» и др.).

        Большое внимание в нашем детском саду уделяется самостоятельной театрализованной деятельности. В группах оборудованы уголки сказок, музыкальные уголки, где дети могут свободно играть, развивать фантазию, перевоплощаться в тех или иных героев. Также хорошо представлены разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, театр рукавичек, фланелеграф, пальчиковый.

        Благодаря проводимой работе по театрализованной деятельности педагоги нашего детского сада добились следующих результатов:

 - дети разыгрывают представления, сценки, спектакли, оперы, используя выразительные средства, различные виды театров;

- чувствуют и понимают эмоциональное состояние героев, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- воспитанники заинтересовано занимаются театрально – игровой деятельностью;

- имеют представление о театре, театральных профессиях и театральной культуре.

        Таким образом, театрализованная деятельность – это один из самых распространенных видов детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

А игра – это ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Театрализованная деятельность помогает ребенку решить многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа. Благодаря этому дошкольник преодолевают робость, застенчивость, в их характере воспитывается уверенность.

        Учитывая положительные стороны театрализованной деятельности, хочется, чтобы она вошла в повседневную жизнь дошкольных учреждений, по возможности в семью, чтобы спектакли были интересными, яркими, содержательными. Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей дошкольного возраста очевидно. Использование этого вида деятельности в детском саду получает одобрение и детей, и родителей, и общественности.


[1] .Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1983. – 255с.

[2] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: Издательство: «Концептуал», 2016.- 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Описан мой взгляд на проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста...

МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Статья Шапкина И.И. (ноябрь 2018)

в статье рассматриваются методы и приемы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Статья "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников....

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанник...

Методическая разработка на тему:" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

             Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творч...