Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников
опыты и эксперименты

Рябенко Наталья Леонтьевна

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников

Проводя опыты и эксперименты взрослый должен учитывать следующие моменты:

- Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.

- Важно заинтересовать ребенка, вызвать у него желания получать знания и самому проводить разные опыты.

- Не просто показывать ребенку опыт, но и объяснять доступным языком, как и почему это происходит.

- Не оставлять без внимания вопросы ребенка.

- В тех опытах, где нет опасности, не бояться предоставить ребенку больше самостоятельности.

- Объяснять ребенку, что ни в коем случае нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества.

- Радоваться успехам ребенка, хвалить его и поощрять желание учиться.

Торнадо в бутылке

Материал: пустая бутылка, вода, таз

Ход: Набрать полную бутылку воды. Перевернуть ее над тазом так, чтобы вода выливалась. Держать бутылку неподвижно. Что произойдет? Снова наполнить бутылку. Одной рукой держать ее за горлышко, а другой раскрутить донышко так, чтобы в бутылке образовался водоворот.

В первом случае вода вытекает из бутылки рывками, с бульканьем, а воздух поднимается в виде больших пузырьков. Вода и воздух меняются местами по очереди.

Буря в стакане

Материалы: стакан, тарелка, кубики льда, кружка с водой.

Ход: Насыпать полстакана льда, поставить его на тарелку, долить воды до краев. Кубики льда при этом всплывут. Поставить тарелку со стаканом в теплое место, чтобы лед растаял. Если вода потечет, она окажется в тарелке.

Но вода не польется через край. Лед растает, а уровень воды не изменится.

Плавает ли канцелярская скрепка?

Материалы: канцелярская скрепка, стакан, пинцет, моющее средство, вода.

Ход: Налить воды в стакан и поставить перед собой. Взять скрепку пинцетом и осторожно положить на поверхность воды. Перед этим можно потереть скрепку пальцами, чтобы она покрылась жиром от руки.

Хотя скрепка сделана из металла, она удержится на поверхности воды. Если посмотреть на стакан поближе, а лучше через лупу, можно увидеть, что поверхность воды немного прогнулась под тяжестью скрепки. Если капнуть в воду немного моющего средства, скрепка немедленно утонет.

Крепкая хватка воды

Материалы: стакан, картон, несколько мелких монет, вода

Ход: наполнить стакан водой до краев и накрыть его куском картона так, чтобы он целиком закрыл стакан и немного выступал с одного края. На выступающий край картона положить монеты одной за другой.

В какой- то момент картон оторвется от воды и соскользнет со стакана

Упрямый шарик

Материал: пустая бутылка, кусок фольги

Ход: Скомкать из фольги шарик размером с горошину. Положить перед собой бутылку набок и втолкнуть пальцем шарик в горлышко. Дунуть в бутылку, чтобы протолкнуть шарик.

Шарик из фольги выскочит из бутылки

Соленая вода не льется через край

Материал: стакан, чайная ложка, соль, горячая вода, маркер

Ход: Налить в стакан горячей воды (но не кипяток) не до краев, маркером отметить на стенке уровень воды. Добавить в стакан чайную ложку соли, размешать, чтобы соль растворилась. Следить за уровнем воды. Добавить вторую, третью ложку соли и размешать.

С каждой ложкой уровень будет подниматься, а после растворения соли снова опускаться.

Лед на удочке

Материалы: стакан или глубокая тарелка, кубики льда, нитка, соль

Ход: Бросить кубик льда в стакан или тарелку и приготовить нитку длиной примерно в 20 см. Слегка присыпать лед солью (хватит несколько крупинок). Посыпанный солью лед начнет таять. Опустить на это место кончик нити.

Там, где лед посыпан солью, образуется лужица. В ней утонет кончик нити. Но вскоре вода снова замерзнет, и нитка будет крепко держаться во льду.

Невидимые чернила

Материалы: лимонный сок, сок луковицы, молоко, тонкая палочка, белый лист, утюг, небольшой сосуд

Ход: В небольшом сосуде смешать лимонный и луковый соки и молоко. Окунуть в полученную жидкость тонкую палочку, как в чернила, и что-либо нарисовать на листе бумаги.

Когда чернила высохнут, лист будет совершенно белым. Прогладить лист утюгом. Возникнет изображение.

Кораблик

Материалы: бумажный кораблик, емкость с водой, воздушный шарик, лоскут шерстяной ткани

Ход: Вместе с детьми опустить кораблик в «плавание» в емкость с водой. Натереть поверхность шара куском шерстяной ткани. Затем поднести шар к кораблику.

Дети увидят, что кораблик послушно двигается вслед за шаром. Если потереть поверхность шара, она приобретает способность притягивать к себе другие тела.

Белое и черное

Материалы: лист белой бумаги, половина которого закрашена черной краской

Ход: Положить на 30 минут лист бумаги на подоконник, освещенный солнцем. Затем прикоснитесь пальцами сначала к светлой части листа, затем к темной. Какая часть листа нагрелась больше?

Черная половина листа нагрелась на солнце больше.

Испарение воды листьями растений

Материалы: растение комнатное, небольшой полиэтиленовый пакетик, клейкая лента, лейка с водой.

Ход: Поместить пакет на лист растения и надежно прикрепить его к стеблю клейкой лентой. Через 2-3 часа посмотреть, каким стал пакетик изнутри.

На внутренней поверхности пакета видны капельки воды, и кажется будто пакет заполнен туманом. (Объяснить результат опыта).

Пизанская башня

Материалы: Глубокая тарелка, несколько кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Ход: Построить на тарелке башню из кубиков сахара, поставив их друг на друга. В стакане с водой развести немного пищевого красителя, чтобы вода изменила свой цвет. Аккуратно вылить немного жидкости в тарелку, не на сахар. Понаблюдать что происходит. Сначала окрасится основание башни. Затем вода будет подниматься вверх, постепенно окрашивая следующие кубики сахара. Когда сахар полностью пропитается водой, башня рухнет.

Вода является хорошим растворителем для сахара. Вода быстро проникает в сахар и распространяется по нему, смешиваясь с ним.

Айсберг

Материалы: воздушный шар, вода, большая емкость

Ход: Наполнить водой воздушный шар и положить его на мороз. Когда вода в шарике полностью замерзнет, срезать шарик ножницами. Ледяную глыбу положить в емкость с водой.  Понаблюдать за ее конфигурацией: небольшая часть льда будет находиться над поверхностью, а все остальное- под водой. Это мини-айсберг. Замерьте линейкой выступающую часть.

Наблюдайте за ледяной глыбой, через одинаковые промежутки времени замеряйте подводную и надводную части, дождитесь ее переворота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11205319","attribute...

Картотека занимательных опытов и экспериментов для старших дошкольников. Старшая группа.

В картотеке представлен материал по направлению "Живая природа": "Растения и животные как живые организмы", "Строение, значение, функции, видоизменения частей растений", ...

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению...

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников...

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников

Предлагаю вниманию педагогов подборку экспериментов и опытов для работы с любознательными непоседами 5-7 лет. Особенно интересно будет детям, если результаты опытов они будут зарисовывать в индивидуал...