"Комплекс психогимнастических упражнений для детей 3-4 лет"
методическая разработка (младшая группа)

Воробьева Ольга Александровна

     В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.  

     В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий(этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию  различных сторон психики ребенка(как его познавательной, так и эмоционально-личностнойсферы).

     Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с  неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

     Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

     Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihogimnastika_dlya_detey_3-4let.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

Комплекс психогимнастических упражнений для детей 3-4 лет


 

Материал подготовил:

                                                                  Педагог-психолог

                                                               Воробьева О.А.

 Лисёнок боится (для детей 3-4 лет).

        Лисёнок увидел на другом берегу свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

        Выразительные движения: Поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Лисичка подслушивает (для детей 3-4 лет).

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Выразительные движения: Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза: Нога выставлена вперёд, корпус тела слегка наклонён вперед.

Вкусные конфеты (для детей 3-4 лет).

        У девочки в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

        Мимика: Жевательные движения, улыбка.

 

«Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай сидел на стене.

Шалтай-Болтай свалился во сне.(С.Маршак)

     Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» ребенок резко наклоняется вперед.

«Сосулька»

У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдет – гвоздь упадет.(В. Селивестров)

     Во время произнесения первой и второй строчек дети держат руки над головой, во время третьей и четвертой – роняют расслабленные руки и приседают.

Тише! (для детей 3-4 лет).

        Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

        Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

Ваське стыдно (для детей 3-4 лет)

        Жила была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, спать укладывала.

        Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался тут кот Васька и уронил куклу на пол.

Пришла Галя домой, увидела, что её кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.

        Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.

Уходи! (для детей 3-4 лет).

        Ребёнок отталкивает обидчика.

Выразительные движения: Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

Иди ко мне (для детей 3-4 лет).

        Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

        Выразительные движения: Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

 Запомни своё место (для детей 3-4 лет).

        Дети стоят в кругу или разных углах помещения. Под музыку все разбегаются в разные стороны, с её окончанием все должны вернуться на свои места.

Вот так поза (для детей 3-4 лет).

        Ведущий принимает любую позу. Играющие, посмотрев на неё, должны запомнить и затем воспроизвести её.

Воздушный шарик (для детей 3-4 лет).

        Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни шарик воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как воздух выходит из шарика. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становиться всё больше и больше.

Позови ласково (для детей 3-4 лет).

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

Этюды на расслабление мышц

«Качели»

Ребенок стоя качается на качелях.

     Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.

«Петрушка прыгает»

     Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

 Смелый заяц (для детей 3-4 лет).

        Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Выразительные движения. Поза: положение, стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: Уверенный взгляд.

Молчок  (для детей 3-4 лет).

Воспитатель читает стихотворение А. Бродского «Новичок».

В детский сад пришел Молчок-

Очень робкий новичок.

Он сначала был не смел,

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка – скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

Ребёнок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, а затем согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, поёт какую–нибудь знакомую песенку.

Стрекоза замёрзла (для детей 3 - 4 лет).

        Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не нанесла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

           Холодно, холодно,

Ой-ей-ей ей!

          Голодно, голодно,

   Жутко зимой!

            Мне некуда деться,

            Сугробов не счесть.

          Пустите погреться

      И  дайте поесть.

Мимика: приподнятые и сдвинутые брови; стучать зубами.

«Петрушка прыгает»

     Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

Доброе животное (для детей 3-4 лет).

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе». Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперёд. Выдох – все делают 2 шага назад.

Воздушный шарик (для детей 3-4 лет).

        Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни шарик воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как воздух выходит из шарика. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становиться всё больше и больше.

Кузнечик (3 – 4 лет)

        Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зелёного кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.

        Выразительные движения: Шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев.

«Волшебный стул» (3 – 4 лет).

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные ласковые слова.

Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые ласковые слова, комплементы. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)

На занятиях с малышами 2-х летнего возраста  в игровой форме воспитатель знакомит детей  со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию.Предлагаемый нами несложный комплекс упражнений для пра...

Комплексы дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста

Систематическое внедрение представленных комплексов дыхательных упражнений позволит укрепить дыхательную мускулатуру и повысить сопротивляемость воспитанников к простудным заболеваниям. Комплексы пред...

Комплекс дыхательных упражнений для детей 2-4 лет

Дыхательные упражнения целесообразно включать в комплексы корригирующей гимнастики....

Комплекс психогимнастических упражнений для детей дошкольного возраста

Материал содержит упражнения для детей дошкольного возраста...

"Комплекс психогимнастических упражнений для детей 5-6 лет"

   В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и ...

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ. Комплекс психогимнастических упражнений

Очень важно взаимодействовать педагогу-психологу  с воспитателями. Игры и упражнения способствуют развитию физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию группов...