Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие чародеи» для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Коростелева Татьяна ивановна

 Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей 4-5 лет, имеет художественную направленность и является продолжением программы для детей младшего возраста.  Главная идея программы – приобщить детей к радости творчества, развить у них способность и стремление получать удовольствие от изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_dlya_detey_4-5_let.docx56.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Золотой ключик»

Рассмотрено и принято

на методическом объединении №______

от «___»_____   _201___г.

Протокол №____

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

____________ Дорофеева Т.А.

Приказ №_____

от «___»__________ 201__г.

Дополнительная общеобразовательная  

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Маленькие чародеи»

(стартовый уровень)

              Возраст воспитанников: 4-5 лет

                        Срок реализации: 1 год

                              Автор-составитель: Коростелева Т.И.

Мордово – 2019

Информационная карта

Наименование программы

«Маленькие чародеи»

Разработчик программы

Воспитатель: Коростелева Т.И.

Вид программы

Модифицированная

Тип программы

Общеразвивающая

Образовательная область

Художественно-эстетическая

Направленность программы

Художественная

Способ освоения содержания образования

Практический

Уровень освоения содержания программы

Ознакомительный

Уровень реализации программы

Дошкольное образование

Форма реализации программы

Групповая

Адресат программы

Воспитанники 4-5 лет

Срок реализации программы

1 учебный год

Содержание

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи

1.3. Содержание программы

1.4. Планируемые результаты

II. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Форма аттестации

2.4. Оценочный материал

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы

             3 стр.

5 стр.

6 стр.

18 стр.

19 стр.

21 стр.

22 стр.

22 стр.

24 стр.

29 стр.

I. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

     Изобразительная деятельность – одно из любимейших занятий детей, дающее огромный простор для их творческой активности и фантазии. Оно приобщает малыша к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет увидеть красоту и ощутить гармонию окружающего мира.

     Художественно-творческие способности детей необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла при условии правильной их организации и проведении, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности, способствуют развитию воображения, образного мышления, художественного восприятия, учат видеть разнообразие и красоту форм, сочетание цветов и их оттенков. Изобразительное творчество помогает координировать зрение, движения, овладевать формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

     Основной целью современной системы образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство, которое располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Большой интерес детей к художественному творчеству, и в частности к нетрадиционным техникам изображения, желании самостоятельно создавать необычные рисунки, поделки, побудили разработать программу по изобразительной деятельности «Маленькие чародеи». Занятия по программе «Маленькие чародеи» направлены на реализацию базисных индивидуальных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Практическая значимость программы

       Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Возможность использования нетрадиционных способов и средств изображения - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Широкое внедрение нетрадиционных техник позволяют маленькому чародею выразить свои чувства и эмоции, создать ситуацию успеха и уверенности в своих силах, не зависимо от уровня его развития.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Педагогическая целесообразность

      Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей мною был сделан вывод, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Нетрадиционная техника помогает увлекать детей, поддерживать их интерес. Кроме того, современные исследования доказали, что нетрадиционные техники изображения способствуют преодолению чувства страха, ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, численность которых с каждым годом увеличивается. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

Отличительные особенности

     Данная программа модифицированная, составлена на основе изучения и анализа методических разработок И.А. Лыковой, Л.В. Куцаковой, С.В.Соколовой. Отличительными особенностями данной ДООП «Маленькие чародеи» является то, что весь образовательный материал условно объединен в четыре тематических модуля, в зависимости от того, с какими материалами будет осуществляться изобразительная деятельность:

- работа с красками;

- работа с бумагой;

- работа с пластилином;

- работа с природным материалом.

Каждому модулю соответствует определенный сказочный герой (королева Кисточка, Забавный Бумка, веселый Пластилинчик, мудрый Старичок-Лесовичок), который знакомит дошкольников с той или иной нетрадиционной техникой, наблюдает за их успехами в ее освоении. Если герой появляется на занятии не один, то и работа будет проводиться с несколькими, соответствующими героям, материалами. Это обычно обобщающие или итоговые занятия.

     Все тематические модули предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта, развитие художественно-творческих способностей.

   Главная идея программы – приобщить детей к радости творчества, развить у них способность и стремление получать удовольствие от изобразительной деятельности, встречи с настоящим искусством, воспитать потребность в эстетическом наслаждении.

      Адресат программы. Программа «Маленькие чародеи» предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Это обусловлено тем, что данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы кружка занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

      Формы обучения. Реализация образовательного процесса по программе «Маленькие чародеи» осуществляется в соответствии с разработанными учебным планом и тематическим планированием. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые, опытно-экспериментальные. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми, причем большую часть времени занимает продуктивная деятельность.

 Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю (четверг), продолжительностью – 20 мин, в соответствии с СанПиНом 2.4.1.2660-10. 

 Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детской продуктивной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

Форма реализации программы - групповая.

Общее количество учебных часов – 36 ч.

Срок освоения программы – 1 учебный год.

  1. Цели и задачи

     Цель программы: развитие у детей среднего (4-5 лет) дошкольного возраста художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

     Задачи:

Образовательные:

- познакомить с различными видами изобразительной деятельности и многообразием художественных материалов и средств;

- учить приемам работы с разными видами изобразительных средств;

- формировать умение создавать простейшие образы предметов и явлений окружающего мира, используя нетрадиционные приемы и материалы;

- закреплять приобретенные умения и навыки, показывая разнообразие их возможного применения;

- формировать желание проявлять заинтересованное отношение к работам своих сверстников, давать им посильную оценку.

Развивающие:

- способствовать развитию творческого мышления, памяти, внимания, пространственного воображения, цветового восприятия;

-  развивать эстетический вкус, фантазию, творческую самостоятельность;

- способствовать развитию речевых, технических и трудовых навыков;

- развивать познавательную активность и желание экспериментировать;

- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Воспитывающие:

- воспитывать трудолюбие и волевые качества в достижении результата своего труда;

-воспитывать аккуратность, целеустремленность, творческую самостоятельность;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.

  1. Содержание программы

     Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование красками, лепка);           декоративной (украшение – работа с разными материалами);

конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

     Предложенная программа является вариативной, при возникновении необходимости, допускается корректировка содержания и форм занятий, время прохождения материала.

 

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

I

Знакомство с магией цвета

5

1.5

3.5

Просмотр работ

1.1

«В гостях у королевы Кисточки»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

1.2

«Сказка о трех феях»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

1.3

«В царстве Снежной королевы»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

1.4

«Солнечная страна»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

1.5

«Радуга цветов»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

II

Пальцеграфия

5

1.5

3.5

Выставка

2.1

«Чудо-дерево»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

2.2

«Калинка моя»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

2.3

«Веселая гусеничка»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

2.4

«Гроздь винограда»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

2.5

«Сказочная птица»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

III

Монотипия

3

0.9

2.1

Выставка

3.1

«Яблочко наливное»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

3.2

«Стрекоза»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

3.3

«Красивая бабочка»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

IV

Тычок жесткой полусухой  кистью

3

0.9

2.1

Выставка

4.1

«Зима, зима на улице»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

4.2

«Елочка пушистая»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

4.3

«Дед Мороз»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

V

Рисование по сырому

3

0.9

2.1

Выставка

5.1

«Облака, белогривые лошадки»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

5.2

«Подводное царство»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

5.3

«Кораблик»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

VI

Бумагопластика

8

2.4

5.6

Выставка

6.1

«Книжка-малышка»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

6.2

«Флажок»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

6.3

«Флаг России»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

6.4

«Елочка»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

6.5

«Мимоза для мамы»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

6.6

«Ветка сирени»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

6.7

«Цыпленок»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

6.8

«Мухомор»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

VII

Экопластика и пластилинография

9

2.7

6.3

Выставка

7.1

«Мишка-топтышка»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

7.2

«Совушка-сова»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

7.3

«Цветы в вазе»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

7.4

«Подсолнухи»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

7.5

«Божья коровка»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

7.6

«Попрыгунья стрекоза»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

7.7

«Паучок-старичок»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

7.8

«В гостях у Мухи Цокотухи»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

7.9

«Цветочная полянка»

1

0.3

0.7

Групповая

Просмотр работ

Итого:

36

10.8

25.2

Презентация для родителей

Содержание учебного плана

Раздел I: «Знакомство с магией цвета»

Тема 1.1: «В гостях у королевы Кисточки»

Теория: знакомство с «подданными» королевы Кисточки (разными по объему ворса кисточками), их назначением и правилами обращения с ними.

Практика: выполнение рисунков на свободную тему с соблюдением правил пользования кистью и красками.

Ожидаемый результат: расширят представление о разновидностях кисточек, стараться использовать их по назначению, соблюдать правила пользования ими.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 1.2: «Сказка о трех феях»

Теория: знакомство с основными цветами, способами получения новых цветов красок из них.

Практика: свободное экспериментирование по смешению красок.

Ожидаемый результат: будут иметь представление об основных цветах и последовательности их смешения для получения других цветов красок, проявлять интерес к экспериментальной деятельности с красками.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 1.3.: «В царстве Снежной королевы»

Теория: знакомство с холодными цветами и способами их получения, закрепление знаний основных цветов.

Практика: получение холодных тонов с помощью смешения основных цветов и изображение ими Снежной королевы и ее дворца.

Ожидаемый результат: будут иметь представление о холодных цветах, способах их получения, выделять и называть основные цвета.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 1.4.: «Солнечная страна»

Теория: знакомство с теплыми цветами и способами их получения, закрепление знаний основных и холодных цветов.

Практика: получение из основных цветов теплых тонов, изображение сказочной солнечной страны и ее жителей.

Ожидаемый результат: будут иметь представление о теплых цветах, способах их получения, различать теплые и холодные тона, знать основные цвета.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 1.5.: «Радуга цветов»

Теория: знакомство и освоение цветовой гаммы, закрепление умения пользоваться только основными цветами для ее получения, закрепление знания холодных и теплых тонов.

Практика: изображение радуги, путем наложения основных цветов друг на друга с соблюдением спектральной последовательности, получение всей цветовой гаммы, используя только основные цвета, путем их смешения на палитре, раскрашивание ими цветика-семицветика.

Ожидаемый результат: будут иметь представление о последовательности цветов радуги, овладеют умениями получать их путем смешивания основных цветов, различать и называть холодные и теплые тона.

Форма контроля: просмотр работ.

Раздел II: «Пальцеграфия»

Тема 2.1. «Чудо-дерево»

Теория: знакомство с техникой «Пальцеграфия» (рисование ладошкой)

Практика: изображение дерева с помощью отпечатка окрашенной ладошки, дорисовывание деталей (ствола, травы и пр.)

Ожидаемый результат: будут способны наносить краску на ладонь, оставлять красочный отпечаток на листе бумаги, дополнять рисунок отдельными деталями.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 2.2.: «Калинка моя»

Теория: продолжение знакомства с техникой «Пальцеграфия» (рисование пальчиками), закрепление техники рисования ладошкой.

Практика: выполнение рисунка веточки калины, кисти ягод изображаются плотным прижатием пальчика к бумаге, листочки – отпечатком ладошки.

Ожидаемый результат: научатся наносить краску на пальчики, ладонь, оставлять отпечаток на листе бумаги в нужном месте, ритмично наносить пальчиками точки-ягодки.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 2.3.: «Веселая гусеничка»

Теория: продолжение знакомства с техникой рисования пальчиками, умением наносить точки последовательно цепочкой друг за другом.

Практика: изображение гусенички с помощью красочных, последовательно, расположенных в один ряд, отпечатков пальчиков, дополнение рисунка отдельными деталями, «оживление» гусенички.

Ожидаемый результат: научатся наносить краску на пальчики и оставлять их отпечатки последовательно друг за другом, дополнять отдельными деталями для создания выразительного образа.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 2.4. «Гроздь винограда»

Теория: закрепление техники рисования пальчиками, ладошками, умение наносить точки последовательно в несколько прилегающих друг к другу рядов.

Практика: выполнение рисунка виноградной грозди, ягоды изображаются с помощью отпечатков пальчиков, расположенных в несколько последовательно убывающих, прилегающих друг к другу рядов, листочки – отпечатком ладошки.

Ожидаемый результат: смогут наносить красочные отпечатки ладошек и пальчиков в определенной последовательности, создавая выразительный образ грозди.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 2.5.: «Сказочная птица»

Теория: закрепление техники «Пальцеграфия».

Практика: изображение сказочной птицы с использованием знакомых приемов рисования, украшение ее дополнительными деталями.

Ожидаемый результат: овладеют приемами рисования ладонью и пальчиками, будут способны самостоятельно их применить для создания сказочного образа.

Форма контроля: просмотр работ.

Раздел III: «Монотипия»

Тема 3.1.: «Яблочко наливное»

Теория: знакомство с техникой «Монотипия».

Практика: складывание альбомного листа пополам, закрашивание контура рисунка на одной из сторон вдоль линии сгиба, складывание листа бумаги и отпечаток его на другую сторону, прорисовывание деталей.

Ожидаемый результат: будут иметь представление об этой технике, проявлять интерес к экспериментированию с бумагой и красками.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 3.2.: «Стрекоза»

Теория: продолжение знакомства с техникой «Монотипия»

Практика: складывание листа бумаги пополам, закрашивание контура стрекозы с сложенными крылышками на одной из сторон вдоль линии сгиба, отпечаток на другой стороне, «оживление» летящей стрекозы.

Ожидаемый результат: будут способны сложить лист бумаги пополам, раскрасить рисунок и сделать его отпечаток на другой стороне, испытывать положительные эмоции от результата своего труда.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 3.3.: «Красивая бабочка»

Теория: закрепление техники «Монотипия»

Практика: складывание листа бумаги пополам, нанесение рисунка бабочки со сложенными крылышками на одну из сторон вдоль линии сгиба, отпечаток на другой стороне, «оживление» и украшение летящей бабочки знакомыми приемами техники «Пальцеграфия».

Ожидаемый результат: смогут самостоятельно выполнить рисунок в технике «Монотипия»

Форма контроля: просмотр работ.

Раздел IV «Тычок полусухой жесткой кистью»

Тема 4.1.: «Зима, зима на улице»

Теория: знакомство с техникой «Тычок полусухой жесткой кистью»

Практика: выполнение рисунка путем свободного самостоятельного нанесения тычков-снежинок по всей плоскости листа бумаги.

Ожидаемый результат: будут иметь представление о технике «Тычок полусухой жесткой кистью».

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 4.2: «Елочка пушистая»

Теория: продолжение знакомства с техникой «Тычок полусухой жесткой кистью», умение работать с шаблоном, нанесение тычков по всей обведенной поверхности.

Практика: обведение шаблона елочки, раскрашивание его с помощью тычков жесткой кистью.

Ожидаемый результат: будут способны обвести шаблон, заполнить его путем тычков, создавая фактурность колючести.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 4.3: «Дед Мороз»

Теория: закрепление техники, умения работать с шаблоном, нанесение тычков по определенному контуру.

Практика: обведение шаблона, раскрашивание, нанесение тычков по контуру опушки шапки, шубы, бороды, для создания имитации пушистости.

Ожидаемый результат: овладеют умением обводить шаблон, наносить тычки по контуру в определенных местах, создавая фактурность пушистости.

Форма контроля: просмотр работ.

Раздел V «Рисование по сырому»

Тема 5.1.: «Облака, белогривые лошадки»

Теория: знакомство с техникой «Рисование по сырому».

Практика: выполнение рисунка путем смачивания водой бумаги, нанесение и смешивание на мокром листе красок холодных тонов, прорисовка облаков белой краской.

Ожидаемый результат: будут иметь представление о технике «Рисование по сырому» акварелью, способны смочить лист губкой, нанести краску, знать холодные цвета.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 5.2.: «Подводное царство»

Теория: продолжение знакомства с техникой «Рисование по сырому», закрепление техники «Пальцеграфия».

Практика: подготовка бумаги к рисованию (смачивание), нанесение фона холодными тонами, изображение морских обитателей с помощью ладошек, пальчиков, кистью.

Ожидаемый результат: смогут подготавливать бумагу к рисованию в данной технике, наносить фон, самостоятельно использовать знакомые приемы для создания композиции.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 5.3.: «Кораблик»

Теория: закрепление техники рисования акварелью по сырому с использованием техники «Монотипия».

Практика: складывание листа бумаги пополам, смачивание одной половины водой, нанесение на мокрую поверхность морского фона, на сухой половине рисунка кораблика, отпечатывание половинок, прорисовывание деталей.

Ожидаемый результат: овладеют умением подготавливать лист бумаги к рисованию в техниках «Монотипия» и «Рисование по сырому», подбирать необходимые краски для создания фона, прорисовывать деталей рисунка.

Форма контроля: просмотр работ.

Раздел VI «Бумагопластика»

Тема 6.1.: «Книжка-малышка»

Теория: знакомство с техникой оригами, с базовой формой «книжка».

Практика: изготовление книжечки с помощью базовой формы «книжка» техники оригами, складывание листа бумаги пополам, накладывая противоположные стороны друг на друга и соединяя детали по линии сгиба.

Ожидаемый результат: будут иметь представление о технике оригами, способны выполнить базовую форму «книжка».

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 6.2. «Флажок»

Теория: знакомство с базовой формой «косынка» техники оригами.

Практика: изготовление флажка с помощью базовой формы «косынка», складывание бумажного квадрата в треугольник, накладывая противоположные углы друг на друга, крепление его к палочке-трубочке.

Ожидаемый результат: будут способны сложить базовую форму «косынка» из квадратного листа бумаги, испытывать положительные эмоции от результатов своего труда.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 6.3.: «Флаг России»

Теория: знакомство с российским триколором флага, закрепление базовой формы «косынка».

Практика: изготовление флага России в технике оригами.

Ожидаемый результат: овладеют знанием последовательности цветов российского флага, смогут складывать базовую форму «косынка».

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 6.4.: «Елочка»

Теория: закрепление базовых форм «книжка» и «косынка» техники оригами.

Практика: изготовление елочки в технике оригами, складывание из квадратов разной величины базовой формы «косынка» (ярусы елочки), ствол елочки – базовая форма «книжка».

Ожидаемый результат: овладеют умениями различать и складывать базовые формы «косынка», «книжка».

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 6.5.: «Мимоза для мамы»

Теория: знакомство с техниками печатание листьями и скатывания, и наклеивания комочков бумаги.

Практика: изготовление праздничной открытки для мамы с помощью отпечатка прокрашенной веточки туи и наклеивания на него шариков из цветных салфеток, полученных путем скатывания их кусочков между пальцами рук.

Ожидаемый результат: будут способны нанести краску на листики туи, сделать их отпечаток на листе бумаги, скатать кусочки салфетки в комочек и наклеить их, создавая образ цветка мимозы.

Форма контроля: выставка работ.

Тема 6.6.: «Ветка сирени»

Теория: продолжение знакомства с техниками печатание листьями и скатывание бумаги.

Практика: выполнение поделки с использованием отпечатка прокрашенного листа сирени и наклеивания скатанных шариков цветной бумаги в определенной последовательности для получения выразительного образа ветки сирени.

Ожидаемый результат: научатся самостоятельно прокрашивать и отпечатывать листы сирени на бумаге, скатывать и наклеивать бумажные комочки в определенном месте.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 6.7.: «Цыпленок»

Теория: закрепление техники скатывания бумаги в шарик и скручивание в жгутик, умения работать с шаблоном.

Практика: обведение шаблона цыпленка, скатывание шариков и заполнение ими всей обведенной плоскости, скручивание жгутиков и изображение с помощью них крыльев, хвостика, клюва, лап.

Ожидаемый результат: будут способны создать образ цыпленка, используя скатанные комочки и жгутики из цветной гофрированной бумаги.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 6.8.: «Мухомор»

Теория: знакомство с базовой формой «дверь», закрепление базовой формы «косынка» и техники скатывания бумаги в шарик,

Практика: изготовление гриба мухомора в технике оригами: шляпка – базовая форма «косынка», ножка – базовая форма «дверь», белые пятна на шляпке – скатанные в комочки клочки салфетки.

Ожидаемый результат: овладеют умением самостоятельно складывать базовые формы «косынка», «дверь», скатывать и наклеивать шарики на шляпку гриба.

Форма контроля: просмотр работ.

Раздел VII Экопластика и пластилинография»

Тема 7.1.: «Мишка-топтышка»

Теория: знакомство с понятием «природный материал», техникой рисования крупами (гречка, пшено, горох), работа с шаблоном.

Практика: изготовление поделки с помощью наклеивания на шаблон круп.

Ожидаемый результат: будут иметь представление о природных материалах, способны создать образ медвежонка с помощью круп, наклеивая их в заданном месте шаблона.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 7.2.: «Совушка-сова»

Теория: продолжение знакомства с природными материалами, техникой выполнения поделок из шишек, семян клена.

Практика: изготовление поделки совушки из шишки путем крепления семян клена (крылья, клюв, ушки), глаза из бумаги, сидит на веточке.

Ожидаемый результат: будут способны создавать образ совы из природного материала.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 7.3.: «Цветы в вазе»

Теория: знакомство с техникой «Пластилинография», закрепление элементарных приемов лепки «раскатывание», «скатывание», «сплющивание», «промазывание».

Практика: выполнение рисунка цветов в вазе с помощью пластилина.

Ожидаемый результат: будут способны создавать пластилиновый рисунок, самостоятельно подбирать цвета, овладеют элементарными приемами лепки.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 7.4.: «Подсолнухи»

Теория: продолжение знакомства с экопластикой, техникой выполнения поделок из семян овощей и круп.

Практика: выполнение поделки в технике «Экопластика», лепестки подсолнуха – семена кабачков, тыквы или огурцов, серединка – семена лука или гречки.

Ожидаемый результат: овладеют умением создавать образ подсолнухов с помощью семян и круп, будут испытывать интерес к работе с природным материалом.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 7.5.: «Божья коровка»

Теория: совмещение техники «пластилинография» с экопластикой.

Практика: выполнение поделки из окрашенной скорлупы грецкого ореха, желудя и пластилина.

Ожидаемый результат: будут способны самостоятельно выполнять работу, проявлять интерес к работам сверстников.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 7.6.: «Попрыгунья стрекоза»

Теория: совмещение техники «пластилинография» с экопластикой.

Практика: изготовление поделки стрекозы из пластилина, семян клена и листьев ивы.

Ожидаемый результат: научатся самостоятельно выполнять работу, согласно предложенной схеме.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 7.7.: «Паучок-старичок»

Теория: продолжение знакомства с техникой «Пластилинография», закрепление элементарных приемов лепки «раскатывание», «скатывание», «сплющивание», «промазывание».

Практика: выполнение образа паучка в технике «Пластилинография».

Ожидаемый результат: научатся создавать знакомый образ, «оживлять» его, украшать дополнительными деталями.

Форма контроля: просмотр работ.

Тема 7.8.: «В гостях у Мухи Цокотухи»

Теория: повторение техник «Пластилинография» и «Экопластика»

Практика: самостоятельное изготовление насекомых из природного материала и пластилина.

Ожидаемый результат: овладеют умением самостоятельно задумывать образ, подбирать материал для его изготовления, доводить начатое до конца.

Форма контроля: просмотр работ, выставка.

Тема 7.9.: «Цветочная полянка»

Теория: повторение, смешение и применение всех знакомых техник.

Практика: самостоятельная коллективная работа по теме с применением любых изученных нетрадиционных техник.

Ожидаемый результат: подтвердят свои представления и знания тех нетрадиционных техник, с которыми знакомились в течение года, смогут использовать различные приемы для выполнения рисунков и поделок, подобрать самостоятельно цвет, вид бумаги, природный материал.

Форма контроля: выставка-презентация.

 Планируемые результаты освоения программы

- будут иметь представление о многообразии видов изобразительной деятельности;

- овладеют приемами работы с разными видами изобразительных средств и материалов (согласно своим возрастным особенностям и возможностям);

- будут способны применить усвоенные приемы и способы, самостоятельно подобрать материалы для создания выразительного образа;

- будет сформирован повышенный интерес к экспериментированию с красками, цветом, бумагой, пластилином, природным материалом и др.;

- овладеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и детьми, будут способны договариваться, уступать, делиться своим мнением, распределять действия;

- овладеют умением видеть необычное в обычном;

-будут способны понимать и выполнять самостоятельно учебную задачу;

- будут проявлять упорство и стремление в достижении положительного результата своего труда;

- будут испытывать интерес к работам своих сверстников, пытаться адекватно их оценить;

- улучшится координация движения рук и пальчиковая моторика;

- будет развита потребность в изобразительной деятельности.

II. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

2.1. Календарный учебный график

 

№ п/п

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема

Место проведения

Форма контроля

1.

6.09

15.45-16.00

групповая

1

«В гостях у королевы Кисточки»

групповая комната

просмотр работ

2.

13.09

15.45-16.00

групповая

1

«Сказка о трех феях»

групповая комната

просмотр работ

3.

20.09

15.45

групповая

1

«В царстве Снежной королевы»

групповая комната

просмотр работ

4.

27.09

15.45

групповая

1

«Солнечная страна»

групповая комната

просмотр работ

5.

4.10

15.45

групповая

1

«Радуга цветов»

групповая комната

просмотр работ

6.

11.10

15.45

групповая

1

«Чудо-дерево»

групповая комната

просмотр работ

7.

18.10

15.45

групповая

1

«Калинка моя»

групповая комната

просмотр работ

8.

14.11

15.45

групповая

1

«Веселая гусеничка»

групповая комната

просмотр работ

9.

25.10

15.45

групповая

1

«Гроздь винограда»

групповая комната

просмотр работ

10.

7.11

15.45

групповая

1

«Сказочная птица»

групповая комната

просмотр работ

11.

21.11

15.45

групповая

1

«Яблочко наливное»

групповая комната

просмотр работ

12.

28.11

15.45

групповая

1

«Стрекоза»

групповая комната

просмотр работ

13.

5.12

15.45

групповая

1

«Красивая бабочка»

групповая комната

просмотр работ

14.

12.12

15.45

групповая

1

«Зима, зима на улице»

групповая комната

просмотр работ

15.

19.12

15.45

групповая

1

«Елочка пушистая»

групповая комната

просмотр работ

16.

26.12

15.45

групповая

1

«Дед Мороз»

групповая комната

просмотр работ

17.

16.01

15.45

групповая

1

«Облака, белогривые лошадки»

групповая комната

просмотр работ

18.

23.01

15.45

групповая

1

«Подводное царство»

групповая комната

просмотр работ

19.

31.01

15.45

групповая

1

«Кораблик»

групповая комната

просмотр работ

20.

6.02

15.45

групповая

1

«Книжка-малышка»

групповая комната

просмотр работ

21.

13.02

15.45

групповая

1

«Флажок»

групповая комната

просмотр работ

22.

20.02

15.45

групповая

1

«Флаг России»

групповая комната

просмотр работ

23.

27.02

15.45

групповая

1

«Елочка»

групповая комната

просмотр работ

24.

5.03

15.45

групповая

1

«Мимоза для мамы»

групповая комната

просмотр работ

25.

12.03

15.45

групповая

1

«Ветка сирени»

групповая комната

просмотр работ

26.

19.03

15.45

групповая

1

«Цыпленок»

групповая комната

просмотр работ

27.

26.03

15.45

групповая

1

«Мухомор»

групповая комната

просмотр работ

28.

2.04

15.45

групповая

1

«Мишка-топтышка»

групповая комната

просмотр работ

29.

9.04

15.45

групповая

1

«Совушка-сова»

групповая комната

просмотр работ

30.

16.04

15.45

групповая

1

«Цветы в вазе»

групповая комната

просмотр работ

31.

23.04

15.45

групповая

1

«Подсолнухи»

групповая комната

просмотр работ

32.

30.04

15.45

групповая

1

«Божья коровка»

групповая комната

просмотр работ

33.

7.05

15.45

групповая

1

«Попрыгунья стрекоза»

групповая комната

просмотр работ

34.

14.05

15.45

групповая

1

«Паучок-старичок»

групповая комната

просмотр работ

35.

21.05

15.45

групповая

1

«В гостях у Мухи Цокотухи»

групповая комната

просмотр работ

36.

28.05

15.45

групповая

1

«Цветочная полянка»

групповая комната

Презентация для родителей

2.2. Условия реализации программы.

Занятия проводятся в групповой комнате.

Перечень материалов:
Бумага разных видов: 
картон белый и цветной, ватман, альбомы, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, и т.д. 
Природный материал: 
крупы, семена растений, сухие листья, желуди, скорлупа орехов, шишки разных деревьев, мох и т.д. 
Бросовый материал:  поролон, одноразовая посуда, коктейльные трубочки, фольга и т.д. 
Художественный материал: пластилин, стеки, гуашь, акварель, карандаши простые, цветные, фломастеры, маркеры;                                                   Принадлежности: клеёнка, клей, кисти, влажные салфетки, непроливайки, 
шаблоны, ватные палочки и пр.

2.3. Форма аттестации 

Контроль за реализацией и освоением данной программы может проводиться в форме:                                                                                                                          - просмотров работ;                                                                                                            - выставок;                                                                                                                          - участия в творческих конкурсах;                                                                          - презентациях работ для родителей;

- составление диагностических карт.    

                                                                                         

2.4. Оценочный материал

Механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Форма

Цвет

Изображение предмета

Пропорции

Композиция

Передача движений

Аккуратность

1.

2.


 Показатели и критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью

 Передача формы:

-форма передана точно - 3б.;

-есть незначительные искажения - 2б.;

-искажения значительные, форма не удалась - 1б.

Цвет:                                                                                                                                                           Характеризует передачу реального цвета предметов и образов

-передан реальный цвет предметов - 3б;

 -есть отступление от реальной окраски - 2б;

 -цвет предметов и образцов передан неверно - 1б.

Изображение предмета:                                                                                                                                         Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

 -части расположены верно - 3б;

 -есть незначительное искажение - 2б;

 -части предмета расположены не верно - 1б.

 Передача пропорций предмета:                                                                                                       -пропорции предмета соблюдены - 3б;

-есть незначительные искажения - 2б;

 -пропорции предмета переданы неверно - 1б.

Композиция:                                                                                                                                                  Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

-по всей плоскости листа - 3б

 -на полосе листа - 2б

-не продумано, носит случайный характер - 1б.

Передача движений:                                                                                                                                 -движение передано достаточно точно - 3б;

 -движение передано неопределенно, неумело - 2б;

 -изображение статичное - 1б.

Аккуратность:                                                                                                                                                         -все материалы использованы правильно, работа без видимых помарок - 3б;

-есть незначительные помарки - 2б;

 -работа выполнена неряшливо - 1б.

Общее количество баллов и соответствующий уровень развития детей?

21-17 баллов- Ребенок имеет представление о материале, из которого сделана работа, самостоятельно определяет последовательность ее выполнения. Владеет навыками и умениями работы с инструментами, проявляет интерес к художественной деятельности, чаще использует теплые тона (желтого, оранжевого, розового, красного, малинового, бордового, коричневого), цвета соотносятся с цветами реальных предметов. Этим он проявляет свое отношение к изображаемому предмету, стараясь его украсить, выделить.

17-10 баллов - Ребенок имеет затруднения в работе с различными материалами. Слабо владеет навыками и умениями работы с инструментами, в работе использует только основные цвета, есть некоторые несоответствия реальному цвету, в работе присутствует 2 предмета из 2-х частей разной формы при некотором несоответствии величине и пропорций.

10-7 баллов- Ребенок испытывает затруднения по всем критериям качества освоения изобразительной деятельности. В композиции изображает только один предмет в хаотичном расположении, изображение статично, одного цвета или не совпадают с реальным, части предметов расположены неверно, некоторых не хватает.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

2.5. Методические материалы

Программа рассчитана на обучение детей четырех-пяти лет. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения данной программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Система художественно-творческих заданий выстраивается с учетом сбалансированности изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

Содержание программы разбито на разделы и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения, по мере развития моторных способностей. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. 
При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок. 
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата.

Этапы проведения занятия: 
1. Начало занятия – сюрпризный момент, игровая или проблемная ситуация, сказочный сюжет или какая либо мотивация для создания работы.

2.Беседа, которая сопровождается показом материала или образца. Дети исследуют его, обращают внимание на цвет, форму, величину, структуру и т.д. 
3. Обсуждение и показ приёмов создания (важно побудить детей к анализу и высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, используемых приемов, особенностей работы с данным материалом). 
4. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. 
5. Самостоятельное изготовление поделки (индивидуальная помощь затрудняющимся). 
7.Рассматривание готовых поделок своих и товарищей. 
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала. 

Способы работы: 

1.Изучение нетрадиционных способов рисования (пальцеграфия, тычок полусухой жесткой кистью, монотипия, рисование по сырому фону и др.) и лепки (экопластика, пластилинография).
2.Моделирование из бумаги. 
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение. 
4.Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение. 
5.Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение. 
6.Наклеивание ватных дисков на изображение. 
7. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение. 
8. Скрепление различных деталей. 
9. Моделирование из природного материала: семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков. 
10.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами. 

Методическое обеспечение

№ п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

I

Знакомство с магией цвета

Альбомные листы, гуашь, кисточки, влажные салфетки, палитры, непроливайки, клеенки, фартуки, магнитная доска, королева кисточка, феи основных красок, ноутбук, слайд-презентация «Сказка о трех феях»

Сюрпризный момент, проблемная ситуация, рассказ, презентация, показ, наблюдение, обсуждение, опытно-экспериментальная, продуктивно-творческая самостоятельная работа, рассматривание результатов

Просмотр работ

II

Пальцеграфия

Альбомные листы, ватман, гуашь, влажные салфетки, иллюстрации сказочных птиц, ягод, гусеницы, образцы, клеенки, фартуки

Игровая ситуация, беседа, показ, рассматривание, обсуждение, самостоятельная творческая работа, индивидуальная помощь, рассматривание и итог результатов деятельности

Выставка

III

Монотипия

Альбомные листы,  краски, кисти, непроливайки, ватные палочки, бабочки, симметричные вазы, муляжи яблок

Сюрпризный момент, проблемная ситуация, обсуждение, показ, складывание листа пополам, самостоятельная творческая работа, индивидуальная помощь, прорисовывание деталей, рассматривание работ, рефлексия.

Выставка

IV

Тычок полусухой жесткой кистью

Листы цветного картона, бумага с контурами елочки и  Деда Мороза, гуашь, жесткие кисти, влажные салфетки, непроливайки, клеенки, фартуки, иллюстрации зимних пейзажей, елочек, игрушка Дед Мороз

Сюрпризный момент, игровая или проблемная ситуация, беседа, показ, имитация сухой кистью, самостоятельная творческая работа, индивидуальная помощь, рассматривание и итог результатов деятельности

Выставка

V

Рисование по сырому фону

Альбомные листы,  краски, кисти, поролон, стаканчики с водой, соответствующие иллюстрации

Сюрпризный момент, проблемная ситуация, обсуждение, показ, смачивание листа, самостоятельная творческая работа, индивидуальная помощь, прорисовывание деталей, рассматривание работ, рефлексия.

Выставка

VI

Бумагопластика

Цветные картон, бумага, салфетки, гофрированная бумага, тонированные листы бумаги с контурами: цыпленка, веток мимозы и сирени, клей, клеенка, кисточки, маркеры, образцы, мягкая игрушка: цыпленок

Сюрпризный момент, игровая или проблемная ситуация, беседа, показ, имитация приема в воздухе, самостоятельная творческая работа, индивидуальная помощь, рассматривание и итог результатов деятельности

Выставка

V

Экопластика и пластилиногра-

фия

Пластилин, картонные шаблоны медвежонка, сухие листья, шишки, семена растений, скорлупа грецких орехов, крупы, цветные опилки, стеки, образцы, наборы картинок: «Насекомые», «Цветы», игрушки: божья коровка, паучок, стрекоза, сова

Сюрпризный момент, игровая или проблемная ситуация, беседа, показ, обсуждение, самостоятельная творческая работа, индивидуальная помощь, рассматривание, рефлексия

Выставка-презента-ция

2.6. Список литературы

1. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома /Л.В. Куцакова – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа / И.А. Лыкова – М.: ИД Цветной мир, 2016. – 144с.

3. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду /А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева – Ярославль: Академия развития, 2007. – 144с.

4. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ /С.В. Соколова – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 64с.

Интернет ресурсы:

www.shkola7gnomov.ru

http://www.art-urok.ru

https://subscribe.ru/archive/lit.kids.palette/200411/11164310.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)

Программа для работы с детьми 6-7 лет. Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчеств...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)

Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчество с обучением основам вязания крючком и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленькие оркестранты"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленькие оркестранты"Возраст обучающихся: 5-8 летСрок реализации: 2 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудо-пальчики" для детей 5-6 лет

       Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: ...