Шульверк. МЕтод К.Орфа
учебно-методический материал

Костина Татьяна Анатольевна

Мастре-класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass._shulverk.metod_k.orfa_.docx43.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

            «Детский сад №2 «Светлячок» р.п. Базарный Карабулак

                                         Саратовской области»

        Мастер –класс на тему:

          «Шульверк». Метод Орфа»

                  Подготовила:  музыкальный руководитель

                                              Костина Т.А.

                                     2018г.

                    «Шульверк». Метод Карла Орфа»

Музыкальное дошкольное образование, предложенное австрийским композитором Карлом Орфом, дает простой ответ: обучение музыке через игру. Его методика популярна сейчас более, чем в 40 странах мира, благодаря пятитомной антологии «Шульверк. Музыка для детей».

Краткая биография.

http://www.deti-club.ru/wp-content/uploads/2012/04/karl.jpg

Карл Орф родился в 1885 году в музыкальной семье и  все его детство прошло в окружении музыки. Партитуры, разыгранные в четыре руки по вечерам родителями одаренного малыша, не сыграли свою роль. Как признает Орф, «повсюду была музыка, которая влияла на меня, пусть я в младенчестве и не принимал непосредственного участия в семейных концертах».

В 5 лет Орф  стал серьезно заниматься музыкальной грамотой и даже попробовал себя в роли композитора. После выпуска из Музыкальной Академии он становится дирижером в Мюнхене. В это же время его увлекают танцы, он изучает взаимосвязь музыки и движения. Так появляется музыкальная школа Гюнтершуле в Мюнхене – для молодых танцовщиков и музыкантов. Обучение в школе строится на синтезе искусств: пластики, ритмики и музыки. Вспоминая свое детство и годы обучения в Академии, Карл Орф пытается вывести аксиому «нескучной» музыки для детей.

В 60-х годах в Зальцбурге открывается Институт Карла Орфа, а после смерти композитора — Фонд Карла Орфа, который возглавит его жена. Фонд оказывает разнообразную помощь педагогам разных стран в обучении и спонсирует проведение семинаров.

Описание методики Карла Орфа

Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.

Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по его мнению , сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых, например:

  • ударные — ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы,
  • и мелодические – блокфлейта.

Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной. Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет.

Классический подход: дети играют музыку.

Методика Карла Орфа: дети играют в музыку.

Каждая пьеса в пятитомной антологии – простая партитура, доступная даже маленьким детям. За основу материала Карл Орф южно-немецкий, французский, английский, датский, шведский фольклор. Мечтал Карл Орф включить и партитуры, основанные на русском фольклоре, но не успел.

Дети в Шульверке – это не статичные слушатели, а сокомпозиторы, сотворцы. Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.

"Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка

пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели" - так считал Карл Орф.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов.

В названии орфовской антологии есть фраза "Музыка  для детей". Это не случайно! Орф был против того, чтобы ограничивать музыкальный слух ребенка рамками классической музыки, мажорно-минорной гармонии. Он стремился показать, что музыка бывает разной - по ритму, по темпу, по настроению.

Воспитать открытый миру слух, восприимчивое ухо и сформировать вкус у ребенка - было его главной задачей. Музыка должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психическому развитию ребенка. Это не просто музыка, а музыка, связанная с движением и речью. Музыка с элементами театра, если попытаться выразить иначе. Например , дети по Орфу могут петь и одновременно изображать кошечку - потягиваться, лежать, или приплясывать, выкрикивать, звенеть инструментами. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с речью и движением, причем связана генетически. У любого народа есть потешки, заклички, попевки и т.д.

Орф мечтал, чтобы дети учились "играть в музыку", игры - импровизации призваны подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию. Он мечтал возвратить педагогов к гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, ее первоосновам. При этом, Орф хотел дать толчок фантазии педагога, чтобы тот в свою очередь показал малышне, что такое импровизация, как можно относится к музыке творчески.

По-особому выглядят отношения «педагог – дети» в видении Карла Орфа. Педагог - не авторитарный персонаж на уроке, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. А кто будет оспаривать, что с помощью музыки и танца можно общаться? По Орфу, музыкальное воспитание - это не просто приобщение детей к исполнению. Дети должны не повторять, а создавать свою детскую элементарную музыку. Поэтому и конкретных уроков - рекомендаций в "Шульверке" вы не найдете. Выбор метода подачи музыки - в руках у учителя. Работа педагога, по Орфу, - это импровизация. Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент из хлопков, звоночков к известной народной песенке, дать детям побренчать на инструментах. Дети обожают придумывать, творить, фантазировать, и подход Карла Орфа в этом смысле очень сродни природе ребенка.

Главные виды деятельности- движение и танец.

 Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии.

Танец - это организованное движение в пространстве-времени.  Используется двух типов :

1) традиционно-социальный

2) художественный.

Ритм.

 Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Пение. 

Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.

Речь. 

В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста:

1) на родном языке

2) на языках других культур

3) на выдуманном языке

Театр. 

История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

ИНСТРУМЕНТЫ

Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко.

Ксилофоны. Это - необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.

Звучащие жесты . Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы.Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.

Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.

Выучивание, отработка. Как правило, следует за импровизацией – только после того, как ее возможности исчерпаны.

Спектакль-демонстрация. Вначале Орф-занятие - магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делится на несколько частей – одни показывают, другие смотрят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического музыкального занятия "Кот и мыши" для детей подготовительной группы с использованием методов и приёмов системы Карла Орфа.

Это тематическое музыкальное за нятие  для старших дошкольников  с использованием методов и приёмов немецкого композитора и музыканта Карпа Орфа. Это занятие будет интересно тем музыкальным ...

Система Карла Орфа "Шульверк"

Особую роль в музыкальном образовании ХХ столетия сыграла музыкально-педагогическая концепция К. Орфа. Результатом его музыкально-педагогической практики стал знаменитый «Шульверк» – уникальная ш...

Шесть принципов развивающего обучения Орф-Шульверка

Набор техник и приемов Орф-Шульверка настолько обширен, но при этом прост и доступен, что с его помощью закладываются основы музыкального воспитания, понимание музыки, как системы, и любовь к музыке, ...

Шесть принципов развивающего обучения Орф-Шульверка

Набор техник и приемов Орф-Шульверка настолько обширен, но при этом прост и доступен, что с его помощью закладываются основы музыкального воспитания, понимание музыки, как системы, и любовь к музыке, ...

Фонопедические упражнения для работы (с применением рекомендаций Шульверка Карла Орфа)

Одной из целей музыкальных занятий детей является сохранение здоровья детей. Наиболее важно это при занятиях с дошкольниками, так как именно в этом возрасте происходит формирование личности человека, ...

Мастер - класс и Презентация "Творческие принципы и методы, знакомство с основными идеями музыкальной педагогики К. Орфа."

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях по программе Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»....

«Музыкально-ритмическое развитие детей по методу Карла Орфа с использованием элементов bodypercussion»

Ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкального искусства, а всей нашей жизни. В последнее время особенно часто мы наблюдаем следующую тенденцию: не все дети, которые приходят в...