Мастер - класс и Презентация "Творческие принципы и методы, знакомство с основными идеями музыкальной педагогики К. Орфа."
материал

Зенькова Галина Викторовна

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях по программе Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_2_chast_mo.doc82 КБ
Office presentation icon elementarnoe_muzytsirovanie.ppt667.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Видеть музыку и танцевать стихи…»

Творческие принципы и методы, знакомство с основными идеями  музыкальной педагогики К. Орфа.

Цель: Овладение эффективными методами и приёмами по эстетическому развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического использования воспитателями и музыкальными руководителями

Задачи:


1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях по программе Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками».


2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.


Слайд 1.

Благодаря авторским программам по музыкальному воспитанию -  появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя).

В работе может быть использован  метод вариативности сочетания элементов программ и технологий с основной рабочей программой дошкольной образовательной организации.

   Сегодня мы познакомимся с элементами авторской программы Т.Э.  Тютюнниковой «Элементарное музицирование с  дошкольниками», которая построена на творческих принципах  и методах, на основных идеях   музыкальной педагогики К. Орфа.

Слайд 2.

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. Поэтому дошкольное музыкальное обучение необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.        

Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.

Программа  «Элементарное музицирование с  дошкольниками» построена на следующих приёмах, объединённых идеей обучения через творчество. Это:

Слайд 3.

1. Музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами). Озвучивание стихотворений.

2. Игры со звуками (деревянными, металлическими, стеклянными и др.)

3. Речевое музицирование. Игры с инструментами (озвучивание сказок).

4. Импровизированное движение. (Музыкально-ритмические игры, танцы).

Слайд 4.

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

•         хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

•        шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

•        притопы (всей стопой, пяткой, носком);

•        щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку эмоционально-двигательную разрядку.

Примеры:

1. «Представься по имени» (каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бёдер:

Один.  «Ка-тя» – (хлопки)

Все. «Ка-тень-ка  (шлепки по коленям), и.т.д.

2. Игры со звучащими жестами: Музыкальная зарядка.

Сейчас я прочитаю такое стихотворение:

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают сначала по показу, потом повторяем вместе.

А теперь без слов – хлопают.

Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по коленкам.

Топаем ногами (проговорить со словами –«хорошо живет на свете Вини-пух»)

Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки и шлепушки!

Тюшки-тютюшки, сделаем бомбушки и топотушки!

Молодцы, мы с вами сделали зарядку, а теперь повторим  под музыку,  кто как хочет.

3. Фруктовый коктейль

Слайд 5.

Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Ритмичное декламирование текста становится речевым музицированием при условии творческого игрового подхода. Ритмично произносимые слова сопровождаются жестами, а это способствует установлению координации между словесным и несловесным общением.

Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества.

Пример:

Игра «Сороконожка»

Идут друг за другом змейкой.

Топают все ножки

У сороконожки

Ножка, ножка, попляши

Своё имя расскажи останавливаются  и первая проговаривает свое имя с интонацией движением ног. И так далее по очереди. В конце все произносят своё имя с движением ног.

Слайд 6.

Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами.

Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент.

Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных….):

Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом. У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному инструментов.

        И сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам озвучить  стихотворение  «Осенняя сказка».

Слайд 7.

Озвучивание стихотворения « Осенняя сказка» 

Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке
/тихо бьют ладошками по барабану 

Где листочком зашуршит /маракасы 
Где дождинкой зазвенит /колокольчик 

Раздается громкий стук /деревянные ложки, кубики
Это дятел - тук да тук!
 /деревянные ложки, кубики 

Дятел делает дупло   /деревянные ложки, кубики 
Белке будет там тепло /деревянные ложки, кубики 

Ветерок вдруг налетел
По деревьям пошумел
 /`шуршалки` 

Громче завывает
Тучки собирает
 /тремоло бубнов 

Дождик - динь, дождик - дон!
Капель бойкий перезвон
 /треугольники, металлофон 

Все звенит, стучит, поет
Осень яркая идет!
 /все инструменты.

Исполнение   «Осенняя сказка»

Слайд 8.

Когда дети освоили простейшие схемы и поняли взаимосвязь звука и изображения, можно перейти к элементарному  музицированию. 

Я предлагаю вам превратиться в настоящий оркестр и исполнить «Вальс – шутку» на музыкальных инструментах.  Но сначала, мы выучим партию каждого инструмента.

  1. Показ схем партитуры каждого инструмента.
  2. А настоящему оркестру требуется репетиция.
  3.  Репетируют Бубенцы….Треугольник…Колокольчик…Металлофон

Оркестр «Вальс-шутка» Шостаковича

Слайд 9.

Без движения творческое музицирование потеряет для детей большую часть своей привлекательности. Обучение воспринимать музыку через импровизационное движение – одна из задач творческого музицирования. Импровизированное движение в момент восприятия музыки становится педагогическим приёмом. При этом музыка предварительно не прослушивается, и движения не разучиваются отдельно от музыки.

Всё, что умеют делать дети (бегать, прыгать, наклоняться, ходить, поднимать и опускать руки, шевелить пальцами, поворачивать голову, приседать…), становится их словарём для двигательного переживания музыки.

Непроизвольное движение под музыку приносит чувство освобождения, помогает создать свой внутренний психологический комфорт. Такой способ работы над восприятием музыки можно считать психологической работой с помощью музыки.

Импровизированное движение под музыку доставляет детям радость, формирует способность воспринимать музыку творчески.

Примеры: «Игра с барабаном», «Игра с маракасами и колокольчиками», танцевальная фантазия «Пигмалион». 

     Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве), соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе.

Методики и практический материал, наработанные Т. Э. Тютюнниковой, будут полезны и воспитателям и музыкальным руководителям.

Слайд 10.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста» «Видеть музыку и танцевать стихи…»

Слайд 2

Элементарное музицирование – это практическая деятельность, которая предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. (Ребёнок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.) . Понятие «ЭЛЕМЕНТАРНОЕ» мотив ритм слово движение

Слайд 3

ПРИЁМЫ Музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами). Озвучивание стихотворений. Игры со звуками (деревянными, металлическими, стеклянными и др.) Речевое музицирование. Игры с инструментами (озвучивание сказок). Импровизированное движение. (Музыкально – ритмические игры, танцы)

Слайд 4

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях. Это хлопки, щелчки, притопы, щелчки.

Слайд 5

Ритмичное декламирование текста становится речевым музицированием при условии творческого игрового подхода. ИГРА «СОРОКОНОЖКА»

Слайд 6

Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами.

Слайд 7

Озвучивание стихотворения « Осенняя сказка» Тихо бродит по дорожке Осень в золотой одежке / тихо бьют ладошками по барабану Где листочком зашуршит / маракасы Где дождинкой зазвенит / колокольчик Раздается громкий стук / деревянные ложки Это дятел - тук да тук! / деревянные ложки Дятел делает дупло / деревянные ложки Белке будет там тепло / деревянные ложки Ветерок вдруг налетел По деревьям пошумел /` шуршалки` Громче завывает Тучки собирает / тремоло бубнов Дождик - динь, дождик - дон! Капель бойкий перезвон / треугольники, металлофон Все звенит, стучит, поет Осень яркая идет! / все инструменты.

Слайд 8

Элементарное музицирование.

Слайд 9

Творческое музицирование – это движение. Примеры: «Игра с барабаном», «Игра с маракасами и колокольчиками», танцевальная фантазия «Пигмалион».

Слайд 10

Уважаемые музыкальные руководители! Дорогие коллеги! Учитесь! Творите! Радуйтесь жизни! Будьте здоровы! И ваши дети ответят вам тем же!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"

Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....

Мастер-класс «Как научить детей различать и называть основные цвета»

Родители  часто беспокоятся о том, что  их чадо не знает или путает цвета и это связано с темпами развития ребенка. Нужно ли переживать, если изучение цветов дается ребенку нелегко? Ка...

Мастер-класс «Как научить детей различать и называть основные цвета»

Мастер-класс «Как научить детей различать и называть основные цвета»...

мастер-класс для педагогов "Культура речи педагога- как основной компонент профессиональной компетентности

повышение компетентности  педагогов  ДОУ в  вопросахпрофессиональной  речевой  культуры как  компонента  педагогическогомастерства...