«Музыкально-ритмическое развитие детей по методу Карла Орфа с использованием элементов bodypercussion»
учебно-методический материал по музыке

Суворова Татьяна Юрьевна

Ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкального искусства, а всей нашей жизни. В последнее время особенно часто мы наблюдаем следующую тенденцию: не все дети, которые приходят в наш детский сад, могут двигаться в такт с музыкой. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивают меня к знакомству с различными методиками и практиками. В данном направлении разработаны методики А.И. Бурениной, Т.Н. Тютюнниковой, О.П. Радыновой, М.Ю. Картушиной, И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой. слайд 2

Так что же такое ритм?

 Ритм- это средство выразительности музыки, является базовым компонентом музыкальности детей. Отсутствие хорошего метроритмического чувства у ребёнка это показатель того, что с ребёнком необходимо заниматься. Ведь чувство ритма это не только компонент музыкальности, он так же способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребёнка, помогает более лёгкому запоминанию стихотворения. Как же организовать работу с детьми над метроритмом продуктивно, интересно и увлекательно, с чего начинать знакомство детей с метроритмом?

Слайд 3.Где встречаются ритмы?

Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире. Они лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений: биение сердца, дыхание, стук капель дождя. Жизнь человека протекает в двухчастном размере: закрыть-открыть глаза, сжать-разжать пальцы, сон-бодрствование, день-ночь. Приложите руку к груди и вы почувствуете как бьётся ваше сердце, а теперь переложите эти удары на поверхность вашего тела. Можно стучать ладонью по ноге, можно хлопать в ладоши, топать ногой, щёлкать пальцами.

 Слушаем («КЭлизе» Бетховен»)

Вы услышали, что у музыки тоже есть сердце и оно может биться в такт с вашим. Чувство метроритма это телесно-мышечные ощущения и лучше всего они развиваются по поверхности собственного тела.

Слайд 4.

И так, мы подошли к использованию Body Percussion (телесная перкуссия). Термин  принадлежит Гунельду Кетману, коллеги Карла Орфа и понимается как ритмическая игра звуками своего тела, хлопками, шлепками, притопыванием, щелчками. Использование собственного тела в качестве музыкального инструмента, огромный вклад в развитии музыкальной педагогике. Этот способ помогает координации движений, развитии чувства ритма и понимании музыки.

В работе с дошкольниками мы можем использовать игровые упражнения, в которых есть возможность использования своего тела, в качестве оркестра (слайд 5)

«Ладушки»:

Читаем слова:

Боди перкуссия:

Ладушки-ладушки

Испекли оладушки

«Ладушки»- хлопки

На окно поставили,

Остывать заставили

По коленкам, поочередно

А остынут – поедим

Притопы, поочередно

И воробушкам дадим

Скользящее шуршание ладоней

Ши – полетели,

На головку сели!

Скользящие хлопки по бедрам.

Ставим руки на голову.

 

Слайд 6. Прохлопаем данные простые ритмы:

 

А теперь проиграем «В траве сидел кузнечик»- каждую строчку играем 4 раза.

 

После того, как внутреннее ощущение метроритма сформировано, оно переносится на предметы, музыкальные инструменты, которые могут с лёгкостью издавать звуки при ударе по ним. Это могут быть палочки, пробочки, погремушки и др. музыкальные инструменты (слайд 7).

 

Можно озвучить Сказочку-шумелку «Трусливый заяц»:

Читаем слова:

1 группа

2 группа

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!

Шуршим ладошками

Шуршать пакетом

Испугался заяц и бежать.

Поочередно по коленям

Кастаньеты

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!

Притопы громко

Ложки

Бросился заяц бежать.

Поочередно по коленям

Кастаньеты

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!

Шлёпаем руками по груди

Ткань

Побежал заяц из леса к речке.

Поочередно по коленям

Кастаньеты

А на берегу речки лягушки сидели.

«дружба»-ладошки сцеплены

Палочка по рубелю

Увидели они зайца и прыг в воду.

Притоп

Металлофон

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

По коленям

медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или используем барабан

 

 

Далее начинается следующий этап, координационно подвижные игры или работа над ритмом с помощью речи, звучащих жестов и движений. Такие игры крупномасштабно, через всё тело дают ощущение метроритма, темпа, речевого пластического интонирования. Они пронизаны идеей координации, которая выступает в роли двигательного аккомпанемента, стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность (слайд 8)……..Р.Н.П. «Во кузнице»:

Подпеваем:

Боди перкуссия:

Во ку… во кузнице,

Во ку… во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

 

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют приговаривают,

Молотками приколачивают.

 

 «Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, Дуня во лесок, во лесок,

Пойдем, Дуня во лесок, во лесок.

 

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

 

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

Носи, Дуня, не марай, не марай.

2 хлопка, 2 притопа.

2 хлопка, 2 притопа.

Поочередно по груди, щелчок.

Поочередно по груди, плоский хлопок.

        

 

 

 

 

 

Ритм можно смоделировать вместе с детьми: Слайд 9

Для детей младшего возраста это приём большой - маленький, где большой предмет это четверть, а маленький- восьмая. Для детей постарше используются закреплённые названия четверти, восьмой. ТА, ти-ти. Ритмический рисунок не только проговаривается, но и простукивается по телу воспитанников (слайд 7).

Например, 1 строчка: 1 хлопок, 2- поочередно по груди,

2 строчка: 4 притопа, щелчок.

  Слайд 10

 

Слайд 11

Завершая выступление, хотела бы сказать, что ритмические упражнения с использованием элементов body perccusion, это не игра в чистом виде, это методика творчества, сотворчества, импровизация детей. На таких занятиях детям не бывает скучно, они полностью вовлекаются в деятельность. И помогают им в этом инновационные технологии, такие как коммуникативные танцы, игры, пальчиковые гимнастики, игры со звуками на собственном теле. Особенность практики body perccusion в том, что упражнения можно использовать даже если вы не имеете музыкального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_bodi_perkussiya.docx375.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально-ритмическое развитие детей по методу Карла Орфа

с использованием элементов bodypercussion»

Ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкального искусства, а всей нашей жизни. В последнее время особенно часто мы наблюдаем следующую тенденцию: не все дети, которые приходят в наш детский сад, могут двигаться в такт с музыкой. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивают меня к знакомству с различными методиками и практиками. В данном направлении разработаны методики А.И. Бурениной, Т.Н. Тютюнниковой, О.П. Радыновой, М.Ю. Картушиной, И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой. слайд 2

Так что же такое ритм?

 Ритм- это средство выразительности музыки, является базовым компонентом музыкальности детей. Отсутствие хорошего метроритмического чувства у ребёнка это показатель того, что с ребёнком необходимо заниматься. Ведь чувство ритма это не только компонент музыкальности, он так же способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребёнка, помогает более лёгкому запоминанию стихотворения. Как же организовать работу с детьми над метроритмом продуктивно, интересно и увлекательно, с чего начинать знакомство детей с метроритмом?

Слайд 3.Где встречаются ритмы?

Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире. Они лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений: биение сердца, дыхание, стук капель дождя. Жизнь человека протекает в двухчастном размере: закрыть-открыть глаза, сжать-разжать пальцы, сон-бодрствование, день-ночь. Приложите руку к груди и вы почувствуете как бьётся ваше сердце, а теперь переложите эти удары на поверхность вашего тела. Можно стучать ладонью по ноге, можно хлопать в ладоши, топать ногой, щёлкать пальцами.

 Слушаем («КЭлизе» Бетховен»)

Вы услышали, что у музыки тоже есть сердце и оно может биться в такт с вашим. Чувство метроритма это телесно-мышечные ощущения и лучше всего они развиваются по поверхности собственного тела.

Слайд 4.

И так, мы подошли к использованию Body Percussion (телесная перкуссия). Термин  принадлежит Гунельду Кетману, коллеги Карла Орфа и понимается как ритмическая игра звуками своего тела, хлопками, шлепками, притопыванием, щелчками. Использование собственного тела в качестве музыкального инструмента, огромный вклад в развитии музыкальной педагогике. Этот способ помогает координации движений, развитии чувства ритма и понимании музыки.

В работе с дошкольниками мы можем использовать игровые упражнения, в которых есть возможность использования своего тела, в качестве оркестра (слайд 5) 

«Ладушки»:

Читаем слова:

Боди перкуссия:

Ладушки-ладушки

Испекли оладушки

«Ладушки»- хлопки

На окно поставили,

Остывать заставили

По коленкам, поочередно

А остынут – поедим

Притопы, поочередно

И воробушкам дадим

Скользящее шуршание ладоней

Ши – полетели,

На головку сели!

Скользящие хлопки по бедрам.

Ставим руки на голову.

Слайд 6. Прохлопаем данные простые ритмы:

https://muza973.1c-umi.ru/files/image.png

А теперь проиграем «В траве сидел кузнечик»- каждую строчку играем 4 раза.

После того, как внутреннее ощущение метроритма сформировано, оно переносится на предметы, музыкальные инструменты, которые могут с лёгкостью издавать звуки при ударе по ним. Это могут быть палочки, пробочки, погремушки и др. музыкальные инструменты (слайд 7).

Можно озвучить Сказочку-шумелку «Трусливый заяц»:

Читаем слова:

1 группа

2 группа

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!

Шуршим ладошками

Шуршать пакетом

Испугался заяц и бежать.

Поочередно по коленям

Кастаньеты

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!

Притопы громко

Ложки

Бросился заяц бежать.

Поочередно по коленям

Кастаньеты

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!

Шлёпаем руками по груди

Ткань

Побежал заяц из леса к речке.

Поочередно по коленям

Кастаньеты

А на берегу речки лягушки сидели.

«дружба»-ладошки сцеплены

Палочка по рубелю

Увидели они зайца и прыг в воду.

Притоп

Металлофон

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

По коленям

медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или используем барабан

Далее начинается следующий этап, координационно подвижные игры или работа над ритмом с помощью речи, звучащих жестов и движений. Такие игры крупномасштабно, через всё тело дают ощущение метроритма, темпа, речевого пластического интонирования. Они пронизаны идеей координации, которая выступает в роли двигательного аккомпанемента, стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность (слайд 8)……..Р.Н.П. «Во кузнице»:

Подпеваем:

Боди перкуссия:

Во ку… во кузнице,

Во ку… во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют приговаривают,

Молотками приколачивают.

 «Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, Дуня во лесок, во лесок,

Пойдем, Дуня во лесок, во лесок.

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

Носи, Дуня, не марай, не марай.

2 хлопка, 2 притопа.

2 хлопка, 2 притопа.

Поочередно по груди, щелчок.

Поочередно по груди, плоский хлопок.

        

Ритм можно смоделировать вместе с детьми: Слайд 9

Для детей младшего возраста это приём большой - маленький, где большой предмет это четверть, а маленький- восьмая. Для детей постарше используются закреплённые названия четверти, восьмой. ТА, ти-ти. Ритмический рисунок не только проговаривается, но и простукивается по телу воспитанников (слайд 7).

Например, 1 строчка: 1 хлопок, 2- поочередно по груди,

2 строчка: 4 притопа, щелчок.

https://pdnr.ru/studopedianet/baza19/861021134877.files/image017.jpg  Слайд 10

http://ds42-arz.nnov.prosadiki.ru/media/2020/08/17/1256327848/3170319.jpg

Слайд 11

Завершая выступление, хотела бы сказать, что ритмические упражнения с использованием элементов body perccusion, это не игра в чистом виде, это методика творчества, сотворчества, импровизация детей. На таких занятиях детям не бывает скучно, они полностью вовлекаются в деятельность. И помогают им в этом инновационные технологии, такие как коммуникативные танцы, игры, пальчиковые гимнастики, игры со звуками на собственном теле. Особенность практики body perccusion в том, что упражнения можно использовать даже если вы не имеете музыкального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов логоритмики, как средство развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушением речи

Известно, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдается недоразвитие и в двигательной сфере. Воспитанники логопедических детских садов отличаются неловкостью, бедностью мимики и пантоми...

"Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду с примерами ритмических игр.

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду.Памятка для родителей с примерами ритмических игр....

Статья для родителей по развитию музыкальных способностей ребёнка. «Нескучная» музыка для детей по методике Карла Орфа.

Статья для родителей по развитию музыкальных способностей ребёнка. «Нескучная» музыка для детей по методике Карла Орфа.Музыкальное дошкольное образование, предложенное австрийским композит...

Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.

Августовская конференция работников образования Мошковского района      Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в ус...

Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.

Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятияхчерез логоритмические упражнения....

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...

«Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием ритмо-техники «Телесная - перкуссия»

Методическая разработка «Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возрастас использованием ритмо-техники «Телесная - перкуссия»Автор &ndash...