«Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием ритмо-техники «Телесная - перкуссия»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ковальчук Анастасия

Методическая разработка
«Развитие музыкально-ритмических способностей у детей
 старшего дошкольного возраста
с использованием ритмо-техники
 «Телесная - перкуссия»

Автор – составитель:
Музыкальный руководитель
Ковальчук Анастасия Алексеевна

 

ст. Петровская

2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Аннотация …………………………………………………………………...……...5
  2. Пояснительная записка ………………………………………………………...…..5
  3. Основная часть…………………………………………………………………..….7
    1.  История создания технологии «Телесная перкуссия»…………………….….7
    2. Приемы работы с детьми в технике телесная перкуссия……………………...8
      1. Телесная перкуссия и музыкально-ритмические упражнения………………………………………………………………...9
      2. Телесная перкуссия и слушание музыки………………………............. 10
      3. Телесная перкуссия и игра на детских музыкальных инструментах…11
      4. Телесная перкуссия и пение, песенное творчество……………………………………………………………..…..11
      5. Телесная перкуссия и танцевально-игровое,
        танцевальное творчество…………………………………………………11
  4. Заключение………………………………………………………………………...12
  5. Список используемой литературы……………………………………………….13
  6. Приложение ……………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Аннотация

Предназначается музыкальному руководителю, воспитателю, учителю – логопеду, психологу в индивидуальной и коллективной работе с детьми.

В данной методической рекомендации рассматривается значимость использования техники «телесная перкуссия» на занятиях и в режимных моментах с целью развития у детей дошкольного возраста чувства ритма.

 

  1. Пояснительная записка

 «Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию,

у нас изменяется душевное настроение»

Аристотель

В соответствии с ФГОС ДО,  музыкальная деятельность детей реализуется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», притом с опорой на специфически детские виды деятельности (прежде всего – игру и творчество).

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, речь, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Именно музыка, как никакой другой вид искусства, способна воздействовать на эмоциональную сферу человека, обращаясь к слуху, стимулировать его двигательную, речевую, творческую активность. Таким образом, музыкальный руководитель, наряду с традиционными задачами музыкального воспитания, должен ставить перед собой дополнительные, специальные задачи. Одной из таких задач для меня является развитие чувства ритма.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности.

Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. 

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Так, плохое восприятие ритмической структуры резко тормозит формирование речи в раннем возрасте. Если чувство ритма не совершенно, то речь невыразительна и слабо интонирована. Дошкольник говорит примитивно, используя отрывочные высказывания

Исходя из выше сказанного, я пришла к выводу, что именно такая технология, как телесная перкуссия, в своей доступной, понятной и интересной форме, может помочь в развитии чувства ритма дошкольников. На музыкальном занятии она может принимать самые разные формы, включаться во все виды музыкальной деятельности.

Музыкально-ритмическое чувство развивается быстрее в процессе двигательной деятельности. А техника «телесная перкуссия» помогает ребенку не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя. Это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом». Все звуки тела: хлопки, шлепки по коленям, груди, щелканье пальцами можно по-разному комбинировать, получается своего рода «оркестровка», уникальная в каждом новом случае. Занимаясь такими упражнениями, развивается творческий потенциал ребенка, возможность сочинять, придумывать что-то свое, тренируется память и внимание.

Телесная перкуссия действует в трех областях:

- на физическом уровне они стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие

- на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом

- в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Уникальность техники состоит в том, что используется инструмент, который есть у каждого, то есть тело.

 Инструмент не требует настройки и хорошо привлекает внимание детей. В связи с этим можно сказать, что телесная перкуссия является одной из перспективных техник в развитии чувства ритма у дошкольников.

 

Цель: развивать чувство ритма у дошкольников.

 

 Задачи:

- Развивать творческий потенциал, способствовать раскрепощению и самовыражению детей;

 - Улучшать координацию движений, развивать память, внимание;

- Развивать интерес и стимулировать применение телесной перкуссии в повседневной жизни;

- Развивать социально-коммуникативные навыки.

 

Предполагаемый результат:

-развиваются познавательные процессы, зрительно-моторная координация, воображение, ритмические способности

          - развивается речь - формируется навык самовыражения

          - развиваются социально-коммуникативные навыки

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка2.75 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ.

В статье рассказывается о необходимости знакомства детей с русским народным творчеством и о влиянии его на формирование музыкальных способностей детей....

"Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ"

В статье говорится о влиянии русской народной культуры на развитие музыкальных способностей ребёнка....

Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время наблюдается высокая степень заболеваемости детей. Это обусловлено низким уровнем физического развития и физического воспитания детей: слабо развиты мышцы рук...

«Роль воспитателя в развитие музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста»

Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний....

Игры для развития музыкально – ритмического слуха у детей младшего дошкольного возраста

Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок....