Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ.
статья по музыке (старшая группа) по теме

Николаева Наталья Васильевна

В статье рассказывается о необходимости знакомства детей с русским народным творчеством и о влиянии его на формирование музыкальных способностей детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья: « Игровой фольклор как средство развития

музыкально-ритмических, певческих способностей

и коммуникативности детей в ДОУ»

Дошкольное образование

Николаева Наталья Васильевна

Музыкальный руководитель

ГБДОУ № 77 Красносельского района

Г. Санкт-Петербурга

Мир детства – это игра. Ребёнок, играя, переживает большую радость и развитие ребёнка идёт более успешно и интенсивно. В игре он проявляет свою самостоятельность, творческие способности и фантазию.

Музыкальные игры – неотъемлемая часть музыкального развития ребёнка. На помощь нам приходит детский фольклор. Он является замечательным средством развития творческой личности ребёнка.

Начиная с простейших попевок, закличек, потешек мы постепенно «засеваем поле», на котором возрастает культура. В своей работе мы стремимся привить ребёнку любовь к народному творчеству, обогатить его знания, полюбить красоту языка, вызвать желание самому творить, импровизировать, используя народное творчество, к которому он привыкает с самого рождения, когда, качая ребёнка в колыбели, мы поём ему колыбельные напевы.  

Поскольку фольклор – это сочетание слова и музыки, то система работы по музыкально-ритмическому движению и навыкам пения – тоже две связанные формы деятельности.

Игра включает в себя все виды малых фольклорных форм.  Богатство форм доступно восприятию детей, их пониманию. Это песни, потешки, дразнилки, прибаутки, считалки, приговорки и т.д. Весёлые, шутливые они быстро запоминаются, радуют детей. Детский фольклор даёт возможность на ранних этапах приобщить ребёнка к народной поэзии.

Работая с детьми младшего и среднего возраста, с учётом их возрастных особенностей и возможностей, я составила для себя картотеку потешек, колыбельных, народных песен, игр. Это помогает чётко представить себе взаимодействие этих форм и цель работы.

Мы даже не представляем себе, насколько велико значение народных игр в развитии ребёнка. В их основе лежат простейшие попевки. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей радостным и интересным. Ребёнок приобретает в игре хороший настрой, бодрость и радость общения со сверстниками.

Общение в коллективе – одно из важных этапов становления личности ребёнка. Благодаря хорошему эмоциональному состоянию, укрепляется здоровье ребёнка, происходит его духовное развитие

Играя, дети быстрее запоминают текст, потому что это ему интересно, дети чувствуют друг друга, себя в коллективе. Незатейливые, многократно повторяющиеся простые мелодии доступны детям. Мелодии, построенные на простых ступенях лада, помогают развить устойчивость интонации. Общий темп игр позволяет развить чувство ритма. Самые любимые игры детей те, где нужно ловить друг друга. Эти игры развивают ловкость и быстроту движений, сообразительность.

Музыка обогащает стихи, раскрывает характер героев, оживляет их. Потешки, положенные на музыку, просты. Но их можно раскрасить, используя красивый аккомпанемент, разнообразные гармонии, при думать красивые вариации.

Очень важна в работе с детьми интонация голоса. Выразительно прочитанная сказка вызывает большой отклик в душе ребёнка, создаёт неповторимый образ сказочного героя, который остаётся в памяти на всю жизнь. Этот образ будет передаваться из поколения в поколение, обогащаясь новыми красками, тем самым сохраняя народную культуру.

Необходимо использовать  все динамические оттенки голоса, чтобы получился правдивый, красочный рассказ. В такой речи дети сразу ухватывают суть.

Выразительное исполнение песни, потешки, соединённое с движением, делает представляемый нами образ более ярким. Нельзя заглушать голос аккомпанементом, разрешать детям форсировать голос. Выучив слова, мелодию, мы соединяем их с движениями.

Невелик запас движения у малыша, но в сочетании со словами и музыкой – это уже багаж знаний. Разучивая игры, мы поём, танцуем, выбирая те движения, которые наиболее точно характеризуют животных. Дети с удовольствием принимают участие в действии, радуются знакомой мелодии, песенке, с большим желанием играют с пришедшими к ним гостями. Любая игра включает в себя движение, которое так необходимо детям. Заложенный в потешке и дразнилке ритм заставляет ребёнка двигаться, укрепляя движение словом.

Игра – это синтез движения, пения и слова. В разучивании танцев мы используем народные потешки. Стихи помогают детям быстрее запомнить движение, исполнить его более точно. Мы используем хлопки в ладоши, притопывание ногами, выставление ноги на каблук, то есть все самые простые движения, которые не требуют длительного разучивания. И все эти движения выполняются более точно и с большим желанием, если мы играем, фантазируем.

Многие  игры требуют от детей творческой инициативы, фантазии и хорошей координации. В игре каждый может показать себя более полно, самореализоваться.

Игра неразрывно связана со всемивидами народного фольклора. Нельзя отделить игру от мелодики стиха. В песне красота родного языка, связь поэтического слова и мелодии. Высокое позиционное звучание речи влияет на развитие певческой интонации.

Игры богаты по содержанию, разнообразны по образам.  Игры с народным словом помогают развивать у детей чувство ритма. Сидячие, малоподвижные игры, связанные с мелодикой стиха, также развивают ритмические способности ребёнка. Использование пальчиковых игр на основе фольклора, развивают речь, умственные способности.

Фольклор – благодатная почва для воспитания ребёнка активным, дружелюбным, добрым. Если взрослые выбирают самые яркие стихи, эмоционально вовлекают детей в процесс игры, добавляя музыкальные инструменты, дополняя игру элементами костюмов, точно передающие образ персонажа, то дети обязательно откликаются  на игру, дополняя её своей творческой фантазией.    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ"

В статье говорится о влиянии русской народной культуры на развитие музыкальных способностей ребёнка....

Белгородский игровой фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в дошкольном учреждении

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас ли...

«Игровой фольклор как средство развития музыкально – ритмических способностей»

Стендовая консультация для родителей, воспитателей с примерами фольклорных произведений.«Игровой фольклор как средство развития музыкально – ритмических способностей»...

Логоритмика, как эффективное средство развития музыкально-ритмических способностей и коррекции речи дошкольников.

Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,что  есть  в  жизни  - это  красивая речьи  свободное  движение  под  музыку.И  ребенка можно...

Музыкальная логоритмика как эффективное средство развития музыкально-ритмических способностей и коррекции речи детей

В презентации рассказывается о заадачах.методах и приёмах  логоритмики в детском саду....

Доклад " Шумовой оркестр, как одно из средств развития музыкально- ритмических и творческих способностей детей.

       Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движениями, речью и игрушками) ...

« Body percussion» как средство развития музыкально –ритмических способностей у детей.

Актуальные тренды в дошкольном образовании: специфика и практика....