«Игровой фольклор как средство развития музыкально – ритмических способностей»
консультация (младшая, средняя группа)

Латкина Ирина Васильевна

Стендовая консультация для родителей, воспитателей с примерами фольклорных произведений.

«Игровой фольклор как средство развития музыкально – ритмических способностей» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_folklor.docx29.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Игровой фольклор как средство развития

музыкально – ритмических способностей»

(консультация для родителей)

Цель:  Повышение активности родителей к использованию народного фольклора в воспитании собственных детей.

Задачи:

  1. Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.
  2. Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.

 «Фольклор» – какое-то забытое или даже незнакомое слово. Что же это такое? Фольклор – это устное народное творчество. Существует множество форм фольклорных произведений: это сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей – это игровой фольклор: пестушки, потешки, прибаутки, игры, небылицы, скороговорки, считалки, игровые и плясовые песни, загадки, молчанки.

      Потешки, прибаутки, сказки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Все плохое, неподходящее для пересказчика в этих сказках, легендах отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т.е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т.к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны.

      Фольклорные произведения – это кладовая знаний, это наше богатство. Они  помогают детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи. Они  развивают музыкально – ритмические способности,  вокально-певческие навыки и хореографические движения. Они важны для воспитания  творческих навыков, которые необходимы для становления речи, тренировки памяти и пополнения словарного запаса.

Колыбельные песни

«Котенька - коток»

Цель: Учить образовывать уменьшительно - ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименование детенышей животных в единственном и множественном числе.

Ход:  Взрослый вместе с ребёнком укладывает куклу, качает ее и тихонько напевает колыбельную песню.

«Уж ты котенька - коток,

Котя - серенький лобок!

Ты приди к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Ты же ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси»

 «Ой, люли, люли, люленьки»

Цель: Воспитывать эмоциональный отклик на слова колыбельной песни. Обогащать речь детей ласковыми словами.

Ход: Взрослый может  предложить ребёнку представить, что у них на руках любимые игрушки и они их качают.

 «Ой, люли, люли, люленьки,

   Прилетели гуленьки,

   Прилетели гуленьки,

   Они стали ворковать,

   Мою детку усыплять»

«Бай-бай………»

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к песенному народному творчеству, обогащать словарь детей.

Ход: Ребёнок поёт вместе со взрослым и повторяет движения по тексту.

 «Ай, бай, бай, бай, (качают головой)

  Ты собачка, не лай! (грозят пальчиком)

  Ты, корова, не мычи! (показывают «рога»)

  Ты, петух, не кричи! (грозят пальчиком)

   А наш мальчик будет спать, (сложенные вместе ладошки под щёчку)

   Станет глазки закрывать» (закрывают глазки)

«Баю, баю, баиньки»

Цель: Закреплять у детей представление о жанре колыбельной песни и ее разновидности путем развития речи.

Ход: Взрослый напевает песню, а ребёнок покачивается  в такт.

  «Баю, баю, баиньки,

    Купим Ване валенки,

    Наденем на ноженьки,

    Пустим по дороженьке,

    Будет Ванечка ходить

    Новы Валенки носить!»

«Спи, сыночек мой, усни»

Цель: Дать детям представление о смысле незнакомых слов в песне.

Ход: Воспитатель читает и поясняет детям о чём говорится в песне.

 «Спи, сыночек мой, усни, люли, люшеньки, люли

   Скоро ноченька пройдёт,

   Красно солнышко взойдёт.

   Свежи росушки падут,

   В поле цветушки взрастут,

   Сад весенний расцветёт,

   Вольна пташка запоёт.

   Люли, люшеньки, люли, ты сыночек крепко спи»

Потешки

«Пошел котик на торжок…»

Цель: Обогащать словарный запас. Развивать коммуникативные навыки.

Ход: Выразительное чтение потешки взрослым. Инсценировка потешки ребёнком.       

  «Пошел котик на торжок,

    Купил котик пирожок,

    Пошел котик на улочку,

    Купил котик булочку.

    Самому ли есть,

    Либо Кате снесть?

    Я и сам укушу

    Да и Кате принесу»


«Водичка, водичка, умой мое личико…»

Цель: Развитие микромоторики, обогащение словарного запаса.

Ход: Взрослый читает потешку и вместе с ребёнком проделывает движения.

«Водичка, водичка (дети имитируют стряхивание воды с ладоней),

 Умой моё личико (показывают, как умывают лицо)

 Чтобы глазки блестели (на каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках),

 Чтобы щечки горели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок»


«Наши уточки с утра…..»

Цель: Развитие артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения, обогащение словаря.

Ход: Взрослый читает потешку, ребёнок произносит звукоподражании

«Наши уточки с утра:

“Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!”

  Наши гуси у пруда:

  “Га-га-га! Га-га-га!”

  Наши гуленьки вверху:

  “Гру-гру-гру-гру!”

   Наши курочки в окно:

  “Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!”

   А как Петя-петушок

   Раным-рано по утру

   Нам споет: “Ку-ка-ре-ку!”»

«Петушок, петушок….»

Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение звука У в словах и словосочетаниях. Развивать умение проговаривать окончание предложений в потешке.

Ход: Взрослый читает первые слова предложения, а ребёнок договаривает:

     «Петушок, петушок,

       Золотой гребешок,

       Маслена головушка,

       Шёлкова бородушка,

        Что ты рано встаёшь,

       Голосисто поёшь,

       Деткам спать не даёшь»

«Тень - тень - потетень»

Цель: Учить инсценировать не большие потешки.

Ход: Взрослый читает потешку, дети в масках изображают животных и проговаривают слова.

     «Тень - тень - потетень,

      Выше города плетень.

      Сели звери под плетень,

      Похвалялися весь день.

      Похвалялася лиса:

      - Всему миру я краса!

      Похвалялся зайка:

      - Поди, догоняй-ка!

      Похвалялися ежи:

      - У нас шубки хороши!

       Похвалялся медведь:

      - Могу песни я петь!

      Удивила их коза:

      - Лучше всех мои глаза!» 

Заклички

«Солнышко»

Цель: Учить наизусть закличку «Солнышко». Развивать  интонационную выразительность речи.

Ход: Взрослый показывает детям картинку, где солнышко почти совсем закрыто тучкой. Предлагает ребёнку посмотреть на картинку и попробовать позвать солнце.                 

«Солнышко-ведрышко,

  Выгляни в окошечко!

  Солнышко, нарядись!

  Красное, покажись!

  Деточки играют,

  Тебя ожидают»

«Жаворонки - жавороночки»

Цель: Развивать речь детей с помощью закличек, побуждать использовать разную интонацию: громко, тихо, весело, ласково.

Ход:  Взрослый  рассказывает о том, что такое заклички, как и для чего их использовали. Затем предлагает ребёнку послушать и вместе повторить закличку с разной интонацией.

«Жаворонки-жавороночки!

  Перепелки-перепелочки!
 Прилетите к нам, принесите нам:
 Весну теплую, лето плодородное,
 Весну с дождем, лето с травами.
 Весну с солнышком, лето с зернышком»

«Дождик, дождик, веселей…».

Цель: Познакомить с содержанием русской народной заклички. Учить понимать вопросы  и отвечать на них.

Ход: Взрослый  читает закличку, затем задаёт вопросы по содержанию, ребёнок отвечает.          

 «Дождик, дождик, веселей,

   Капай, капай не жалей!

   Только нас не замочи!

   Зря в окошко не стучи –

   Брызни в поле пуще:

   Станет травка гуще!»

«Радуга–дуга»

Цель: Обогащать речь детей, расширять словарный запас, развивать воображение. 

Ход: На прогулке после дождя наблюдают за радугой и произносят закличку.

«Ай, радуга-дуга. 
 Не давай дождя, 
Давай солнышко, 
Красно ведрышко -
К нам в оконышко!»


«Божья коровка»

Цель: Развивать связную речь при заучивании заклички, расширять взаимодействие с ребёнком  с целью активизации его речи.

Ход: Взрослый выразительно читает закличку, беседует о содержании. Читает повторно с установкой на запоминание.

«Божья коровка,

 Лети на небо,
Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной»  

Прибаутки

Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству.

Ход: Взрослый читает  прибаутки, совершая различные движения, соответствующие ей. Показывает игрушки: зверушек, птиц, о которых идет речь в прибаутке.

«Ай, лады-лады-лады,

  Начерпал медведь вод

  Целое корытце,

   Захотел помыться!

   Надо, надо чистым быть,

   Чистым по лесу ходить!»

 «Свинка Ненила

    Сыночка хвалила:

  -То-то хорошенький,

   То-то пригоженький:

   Ходит бочком,

   Ушки торчком,

   Хвостик крючком,

    Нос пятачком!»


«Коровушка-буренушка,

  Встает она до солнышка,

  Травку в полюшке жует,

  Молочко домой несет!

  Девочкам и мальчикам -

  Всем нальет в стаканчики:

  "Пейте, пейте, пейте,

   И еще налей

 «Петя-Петя-Петушок,

   Петя - красный гребешок,

   По дорожке он пошел

   И копеечку нашел,

   Купил себе сапожки,

  А курочке - сережки!»



                                            

                                                           Музыкальный руководитель И.В. Латкина

Литература:

  1. Гусев В.Е. Жив ли фольклор? // Живая старина. 1995. № 2.

Интернет-сайты:

  1. « Социальная сеть работников образования» nsportal.ru
  2. Интернет-журнал « Планета детства», Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии детей» http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/metodicheskaya-razrabotka-rol-malyx-form-folklora-v-razvitii-rechi-detej.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ.

В статье рассказывается о необходимости знакомства детей с русским народным творчеством и о влиянии его на формирование музыкальных способностей детей....

"Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ"

В статье говорится о влиянии русской народной культуры на развитие музыкальных способностей ребёнка....

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значим...

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Доклад "Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников"...

Опыт работы по теме " Музыкальный фольклор как средство развития музыкально - творческих способностей дошкольников"

В опыте работе раскрывается использование фольклора в разных видах деятельности детей, взаимодействие с родителями и социо-культурными учреждениями....

Музыкальная логоритмика как эффективное средство развития музыкально-ритмических способностей и коррекции речи детей

В презентации рассказывается о заадачах.методах и приёмах  логоритмики в детском саду....