СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
методическая разработка (средняя группа)

Жанна Николаевна Рочева

ИГРЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry_zose.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для средней группы детского сада.

с. Мохча, 2018 год

Словесные игры. (Игры с речевым развитием).

Игра «Мыши».

Цель: Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила: После слова «хлоп» мышеловка захлопывается, пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.

Игровые действия: Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.

Ход игры: Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

- сейчас мы поиграем  в игру «Мыши». Выбираем мышек» (3 -4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.

Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах , как мыши надоели!

Развелось их, просто, страсть!

Все погрызли, все поели.

Всюду лезут – вот напасть!

Берегитесь, вы, плутовки!

Доберемся мы до Вас.

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держаться за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.

Когда воспитатель произносит слово «Хлоп», дети отпускают руки, не выпуская мышек из круга . Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

Игра Гуси. Гуси.

Задача: Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровые правила: Убегать от волка только после слов: «Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка- в другом, волк- в стороне.

Слова хозяйки гусей:

Ответы гусей

Гуси! Гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Ну, летите!

Нам нельзя!

Почему?

Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увезти к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

Каравай.

Задача: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.

Игровые правила: Движения должны совпадать с текстом. Водящего выбирает тот, кто стоит в кругу.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель говорит: «Дети, мы сегодня поиграем в игру в «Каравай». День рождения сегодня у Маши. Мы будем ей читать стихотворение, а она будет стоять в кругу и слушать.

слова

движения

Как на Машины именины

Испекли мы каравай:

            Вот такой вышины!

Вот такой низины!

Вот такой ширины!

Вот такой ужины!

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Я люблю, признаться, всех,

А Машу больше всех.

(дети поднимают руки как можно выше)

(дети опускают руки как можно ниже)

(дети разбегаются как можно шире)

(дети сходятся к центру)

Маша подходит к Ване, выводит его в круг. Дети напевают мелодию, все пляшут.

Коми игра «Пышкай».

 Задача: Развитие речи, понятие тон голоса.

            Игровые правила: Узнавать по голосу своего товарища.

Игровые действия: Игра проводится в круге, в движении .

Ход игры: При помощи считалочки выбирают  ведущего игры – птицу «Пышкай», остальные дети находятся в кругу, они играют роль кошек. «Пышкай» стоит в центре круга ,  и делает вид, что спит, при этом глаза должны быть закрыты. Исполняя песню на коми языке, дети двигаются по кругу. После того как звучат слова «Коді нявőстас, тőдмав?», птица «Пышкай» старается узнать по голосу  «кошку».  Если не узнает, то продолжают дальше игру, если узнает, то узнанная «Кошка» становиться в центре круга, и теперь она играет роль «Пышкая».

Слова песни:

Миян сад йőрő, йőрő,

Локтіс пышкай дай сьылő.

Пышкай, пышкай, ин вугров,

Коді нявőстас, тőдмав!

Игры по познавательному развитию в средней группе.

1. Дидактическая игра «Найди ошибку»

 Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Какое время года?»

 Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

 Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.              Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

                            Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..

                            Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

                            Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать  внимание, память.

 Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

Дидактическая игра «Прятки»

 Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

 Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом)

Цели:развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

        Снег зимой  … (бывает)                          Мороз летом … (не бывает)

        Иней летом … (не бывает)                      капель летом … (не бывает)

Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель: развивать речевую активность, мышление.

Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца — цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

    Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

Игры по физическому развитию в средней группе.

«Мы ребята смелые»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Совершенствовать навыки ползания на четвереньках между предметами – в прямом направлении, по доске, по наклонной доске.
Развивать умение согласовывать движения со словами, ползти друг за другом не толкаясь.

Формирование навыки безопасного поведения в подвижной игре.
Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие ориентиров.

Оборудование: кубики, кирпичики, доски, шнуры.

Описание. Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая разведчиков.

Мы ребята смелые,
Ловкие, умелые.
Проползем здесь и там – по дорогам (в прямом направлении)
По мостам (по доске)
Влезем на гору высоко (по наклонной доске)
Видно нам с нее далёко.
А потом найдем дорожку
И пройдем по ней немножко (ходьба по извилистой «дорожке», обозначенной шнурами).

«Щенок»

Цель. Воспитывать желание оказывать помощь.
Упражнять в лазании по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой, быть внимательным, не топиться, действовать по сигналу.
Формирование навыки безопасного поведения на гимнастической стенке.
Формировать зрительное восприятие предметов окружающей действительности.

Оборудование: гимнастическая стенка, игрушка – собачка.

Описание.
На забор залез щенок,
А спуститься сам не смог.
Высоты мы не боимся
И помочь ему стремимся.
Воспитатель предлагает детям помочь Щенку спуститься, но для этого надо залезть на гимнастическую стенку. Дети по очереди влезают и дотрагиваются до Щенка, таким образом спасая его.

«Лошадки»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.
Развивать навыки бега в среднем темпе.
Отрабатывать произношение звука – «ц» .

Развивать ориентировку в пространстве.

Описание: Дети бегают  по площадке, изображая лошадей.

Цок, цок, цок –
Цокают копытца.
Бегают лошадки,
Им воды б напиться.
Топ, топ, топ –
Перешли они в галоп.
К речке быстро прибежали,
Весело заржали!
Тпру!

Игры  по социально-коммуникативному развитию в средней группе.

« Назовисебя»

Цель:Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

 Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

«Назови ласково».

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

 Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

«Волшебный стул».

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

    Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

«Волшебная палочка».

Цель:продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

  Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

«Замри».

Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.

 Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

                   «Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.

   Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

«Волшебная палочка».

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.

  Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

  Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

 Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко ?

«Кузовок».

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

 Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина.  Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

 «Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

    Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.

                                   

      «Чудесный мешочек»

Цель:расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

  Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

 

  «Коврик примирения».

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

      Придя с прогулки,воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

 

                                    «Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

     Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

 

                              «Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.

  Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его.   Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

«Вот какой Дед Мороз»

 Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова.

 Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз , как  он его благодарил, как можно его ласково назвать.

«Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.

 Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.

Чего мне по- настоящему хочется, так это ………….

Особенно мне нравится,когда…………………………

Однажды меня очень напугало то, что ………………..

 

Игры по художественно-эстетическому развитию в средней группе.

«Распиши платок для мамы»

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

«Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

«Дорисуй  узор»

 Цель:игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

 Ход игры:на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Найди друзей среди красок »

 Цель:обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

 Ход игры:на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети  находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель:совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему ( натюрморт ), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

 Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

«Закончи картинку»

 Цель: обнаружить уровень формирования  восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

 Ход игры:на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

«Подготовим стол к празднику»

 Цель:развивать умение подбирать оттенки к основным цветам,  составлять  красивую цветовую  гамму.

 Ход игры: перед   детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного)  вырезанные  бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной  посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

Используемая литература и инернет ресурсы:

1. А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду» (Москва. «Просвещение», 1985 год)

2.Сайт воспитателя Борисенко А.Д. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/04/kartoteka-didakticheskih-igr-v-sredney-gruppe


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры для детей 3-4 лет

Игры вне занятий помогают индивидуальной работе с детьми....

Словесные игры для детей

Речевые игры для средней группы...

Словесные игры для детей

Словесные игры для младшей группы   Ладушки Цель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы. Ход игры. Дети садятся в кружок на ...

Словесные игры для детей среднего дошкольного возраста

В брошюре описаны словесные игры для детей среднего дошкольного возраста...

Словесные игры для детей в средней группе

в данной статье предлагаю несколько вариантов игры для средней группы, способствующие развитию речи....

Словесные игры для детей младшего возраста

Картотека игр для детей младшего возраста для развития речи,уточнения и закрепления словаря,воспитания правильного звукопроизношения,умения считать,ориентироваться в пространстве....

"СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ для детей 3-4 лет"

Учить ребенка правильной речи надо, прежде всего, путем примера. Все старания родителей и других окружающих ребенка взрослых должны быть направлены на то, чтобы он слышал правильную, ясную и логически...