Коммуникативная компетентность
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Анализ того, как я работаю над развитием коммуникативной компетентности.

В своей работе я часто прошу детей высказывать свое мнение на занятиях и в свободные часы. Но недостаточно просто им сказать свое мнение, ребята знают, что его еще надо «обосновать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burlutskaya_o_kommunikativnaya_kompetentnost.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Бурлуцкая О. В.

Коммуникативная компетентность

Анализ того, как я работаю над развитием коммуникативной компетентности.

В своей работе я часто прошу детей высказывать свое мнение на занятиях и в свободные часы. Но недостаточно просто им сказать свое мнение, ребята знают, что его еще надо «обосновать».

Также на занятиях мы проводим беседы по типу «Расскажи про эту игрушку». Ребенок не просто ее называет «Кукла», а рассказывает о ней (этому мы учились с первых занятий в саду). Например «Это кукла. Она нарядная. У нее красивые длинные волосы, большие глаза. Она улыбается. Наверно ей очень весело, потому что мы с ней играем. У нее красивое платье. А на ногах у нее красные сапожки». Это описание куклы ребенком могу дополнить я, НО я обращаюсь с вопросом к ребятам «А что еще можно сказать о кукле?» Обычно еще несколько детей находят то, о чем не сказал предыдущий ребенок «У нее голубые глаза, а на щеках румянец». «Ее волосы коричневого цвета». «На волосах у нее белая заколка». Если же дети ничего не говорят, не дополняют выступавшего, то я уже с помощью «наводящих вопросов» подсказываю им, о чем еще можно сказать. Каждый раз игрушки разные. Главное, что бы о них можно было интересно и много рассказать. Такая игра развивает не только наблюдательность, но еще и речь.

Другой вариант такой игры. Есть одна картинка, например самолет летит в облаках на фоне заката над морем. Каждый ребенок по очереди должен что-то сказать про картину, описать то, что видит. Тут важно следить за тем, что дети говорят. Ведь главное правило ГОВОРИТЬ ПО ОЧЕРЕДИ ДОПОЛНЯЯ ДРУГОГО. Игра проходит примерно так: Саша - «Я вижу самолет». Арман – «Самолет летит». Ярославна – «Самолет летит над морем». Дима – «Самолет летит в облаках» и т.д. Эта игра учит слушать и слышать детей друг друга, быть внимательными и правильно формулировать свою речь, предложения. Обычно такая игра длится не более 10 минут. В конце я конечно хвалю всех ребят за внимательность, за то, что так дружно работали и внимательно слушали друг друга.

Бывают у нас в группе и такие случаи, когда кто-то, что то теряет, например, игрушку, которую принес из дома. И если вначале было так: ребенок подходил ко мне со словами «А где моя…», а я говорила «не знаю, давай у ребят спросим, может кто-то видел», но ребенок молчал и скромно стоял в сторонке или искал молча сам, тогда я громко говорила «Ребята, посмотрите, пожалуйста на меня. Юра потерял свою машинку. Какая она была, Юра?» Юра сразу включается в разговор и начинает описывать свою машинку. Я: «Ребята, давайте поможем Юре найти его …. Машинку». То сейчас, после многочисленной работы по развитию коммуникативной компетенции, все меняется в лучшую сторону. Если ребенок теряет игрушку и подходит ко мне, я прошу его обратиться к ребятам, НО все равно вначале привлекаю внимание детей на себя. «Ребята, посмотрите пожалуйста на меня. Полина хочет вам что-то сказать». А Полина уже сама «Ребята, я потеряла свою маленькую куклу в красном платице. Помогите, пожалуйста, ее найти». Многие ребята с удовольствием оставляют все свои дела и помогают в поиске пропавшей игрушки. Конечно не все воспитанники моей группы добились хороших успехов в коммуникации со сверстниками, но прогресс есть и у «молчунов», пусть не столь явный, но все таки для меня заметный. С такими детьми я стараюсь говорить на абстрактные темы индивидуально, конечно, если ребенок открыт к диалогу. В процессе беседы могу привлечь и других детей к обсуждаемой теме. Так незаметно я «с себя» переключаю внимание «молчуна» на других ребят. И надо сказать, это действует. Ребята хорошо друг с другом общаются если их к этому немного «подтолкнуть».

Бывают в нашей группе и спорные ситуации, когда каждый настаивает на своем и не хочет уступать другому. Тут главное не упустить момент (пока дело до драки не дошло или до ссоры и обид) и вовремя вмешаться. В таких ситуациях я говорю «Егор, а почему ты считаешь, что это надо сделать так?» Егор высказывает свое мнение, НО и здесь я иду на хитрость и горю «Скажи не мне, а Артему это». Егор говорит свое мнение Артему. Я слежу, что бы Артем слушал внимательно. А потом обращаюсь а Артему «Скажи, Артем теперь Егору, почему ты считаешь, что это надо сделать так.» И Артем высказывает свое мнение. Обычно, кто-то, услышав мнение другого ребенка, уступает и соглашается, что так правильно. Но бывают и случаи, когда нет компромисса и тогда его предлагаю я. Самое главное, не навязывать свое мнение, дать возможность ребятам выбирать самим.

И последнее, о чем хочется сказать. Работа по «воспитанию» эмпатии также проводится почти каждый день. Например, один другому сделал больно. Дети идут ко мне и мы вместе разбираем ситуацию. «Как ты думаешь, ему приятно? (нет). Почему он плачет? (…) Как ты думаешь, что он сейчас чувствует? (…). А как ты думаешь, тебе было приятно, если бы тебя так…? (нет). Почему? (….) Если тебя… то тебе… Правда? Как ты думаешь, что надо сейчас сделать? (…) А что нельзя делать? (…) Почему? (это больно).» Часто, после таких бесед дети становятся добрее друг к другу (и пусть только на этот день).

А вначале каждого дня мы беседуем с детьми по сказкам, рассказам в которых главные герой испытывает какие-нибудь эмоции. Выясняем, что это за чувства, почему так произошло, что к этому привело. Ставим себя в ситуацию героя. Ведем беседу о том, кто и как смог помочь. Что делать, что бы избежать таких ситуаций (если это возможно).

Ведь если ребенок научится слушать и слышать других, научится высказывать без боязни и стеснения свои мысли, просить других о помощи, сочувствовать и сопереживать окружающим, то его ждет прекрасное будущее, в котором ин сможет многого добиться и исполнить все свои мечты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-программа развития коммуникативной компетентности дошкольников

В данной  программе отражены цели, задачи, формы работы  по  формированию  коммуникативной  компетентности дошкольников....

Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя

В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности...

Творческий отчет по теме "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников"

В данном отчете представлен обобщенный опыт работы по теме самообразования за пять лет, с первой младшей группы до подготовительной. Этот опыт может пригодиться, как воспитателям, так и учителям- лого...

Презентация: "Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры"

Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры....

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

"Коммуникативная компетентность воспитателя как условия позитивного социально-коммуникативного развития дошкольников"

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Благодаря коммуникативной компетен...