Интегративно – коммуникационный проект «Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

Удавихина Ольга Сергеевна
  • Проблема: у детей, младшего дошкольного возраста, плохо развита речевая функция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Интегративно – коммуникационный проект

«Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель

Венеровская Н.Б.

Удавихина.О.С

Пыть-Ях 2019 г.

                                             

                                                                                                                                                   

  1. ВВЕДЕНИЕ:
  • «Язычок-путешественник».
  • «Дидактическая игра, как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».
  • Автор проекта – воспитательВенеровская Н.Б.
  • Участники проекта – дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
  • Вид проекта – интегрированный, коммуникационный, коллективный, игровой.
  • Срок реализации проекта – долгосрочный (февраль 2019 г. – май 2019 г.).
  • Объект исследования: речевое развитие детей второй младшей группы.
  • Предмет исследования: дидактическая игра, как средство речевого развития.
  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:
  • Проблема: у детей, младшего дошкольного возраста, плохо развита речевая функция.
  1. Актуальность: Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей младшего возраста. Ведь именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
  2. Актуальность проекта определяется ФГОС ДО, 2. 2.6: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи...».
  3. Исследованиями К.Д.Ушинского, А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского, Е.И.Тихеевой и других ученых обосновано положение о том, что ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать сравнивать, классифицировать предметы. В игре у детей развивается осознанность восприятия окружающего мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется память. Дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передачи образа. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия.
  4. Данные психолого-педагогического исследования показывают, что развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста, на момент начала осуществления реализации проекта, составляет низкий и средний уровни речевой функции, а именно 60% и 40 % детей.
  • Цель проекта: повысить уровень развития связной речи детей через дидактические игры.
  • Задачи:
  1. изучить практический опыт педагогов страны по проблеме развития речевой функции детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры;
  2. разработать систему взаимодействия педагогов и родителей по проблеме развития связной речи детей младшего дошкольного возраста;
  3. создать дидактический материал для проведения игр;
  4. обеспечить качественное и количественное накопление слов детьми, необходимых для содержательного общения, при помощи дидактических игр;
  5. активизировать словарь младших дошкольников, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения (пассивный и активный словарь), в процессе игры.
  • Предполагаемые результаты проекта:
  • Для детей:
  • сформированы навыки самостоятельности в игре;
  • повышение уровня развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста;
  • умение детей обратиться за помощью к взрослым;
  • развитие мелкой моторики у детей раннего возраста;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
  • Родители:  
  • разработана система взаимодействия педагогов с родителями по проблеме развития связной речи детей;
  • активизирована активность родителей, вовлеченность;
  • сближение с детьми и педагогами групп;
  • сформирован интерес к событиям, происходящим в детском саду;
  • Воспитатели:
  • изучен практический опыт и получены новые знания о развитии речи детей раннего возраста;
  • повышение самообразования;
  • желание работать в данном направлении.
  • Гипотеза: если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;
  • формировать умение оценивать работу товарища;
  • приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.
  • развитие игровой деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы, животных;
  • формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;
  • практическое овладение нормами речи.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;
  • развивать литературную речь.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • развивать координацию речи с движением;
  • формировать речевой выдох;
  • развивать мелкую моторику рук.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;
  • совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
  • Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников; от накопления слов к соотношению их с объектами и введению их в практику общения. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую. Развитие связной речи по средствам дидактических игр.
  • Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

3.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

 Перспективный план работы на учебный год во второй младшей группе:

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

Игры на развитие мелкой моторики.

Мастер-класс по формированию связной речи младших дошкольников через развитие мелкой моторики «В гости к пальчику большому»

Информационные листы

«Значение речевого развития ребенка в дошкольном возрасте»

Ноябрь

Игры на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, развитие фонематического слуха.

Мастер-класс по артикуляционной гимнастике «Непослушный язычок»

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности

Декабрь

Игры на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, дидактические игры. Проектная деятельность по речевому развитию.

«Речевое развитие детей в домашних условиях»

Мастер-класс: «Развивающие игрушки своими руками»

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

Январь

Игры на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, дидактические игры. Проектная деятельность по речевому развитию.

Оформление родительского уголка «Волшебный мир игры»

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

Февраль

Игры на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, дидактические игры. Проектная деятельность по речевому развитию.

. Родительское собрание «Речевое развитие детей второй младшей группы»

Март

Игры на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, дидактические игры. Проектная деятельность по речевому развитию.

Фотовыставка «Я и моя любимая игра в детском саду».

Апрель

Игры на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, дидактические игры. Проектная деятельность по речевому развитию.

Создание книжки-малышки «Пальчиковые игры с детьми»

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

 Выставка и презентация дидактических игр, изготовленных родителями для детей.

Май

Игры на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, дидактические игры. Проектная деятельность по речевому развитию.

Родительское собрание «Подводя итоги года. Речевое развитие детей»

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

1-й этап

Подготовительный (или аналитический)

2-й этап

Основной (или практический)

3-й этап

Заключительный

1. Сбор и анализ литературы по данной теме

2. Изучение передового педагогического опыта по теме

3. Разработка самого проекта (системы занятий, модели взаимодействия с родителями, конспекта занятий)

Обработка и оформление материалов проекта, фотографий.

II этап-основной, практический

Формы работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

  1. Звуковая культура речи (октябрь-ноябрь)
  • «Кто дольше».

Цель: учить подражанию звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т.п.;

  • «Позови цыпленка».

Цель: учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах;

  • «Капитаны». 

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ.

  • «Пузырь».

Цель: развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

  • «Отгадай и назови». 

Цель: упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.

  • «Курочка-рябушечка», «Вагончики паровоза»

Цель: учить соотносить предметы по цвету.

Мастер-класс по формированию связной речи младших дошкольников через развитие мелкой моторики «В гости к пальчику большому».

Информационные листы

«Значение речевого развития ребенка в дошкольном возрасте».

Родительское собрание «Речевое развитие детей второй младшей группы».

  1. Активация словаря (декабрь-февраль)
  • «Гардероб для куклы Маши»: дети подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник).

Цель: активизировать словарь по теме одежда.

  • «Что изображено?».

Цель: составление рассказа по дидактической игре своими руками.

  • «Что лежит в лукошке?»: муляжи овощей, фруктов, листики, шишки лежат в лукошке. Дети достают по одному предмету, называют что это и где растет.

Цель: закрепить названия фруктов, овощей и т.д., уточнить их названия.

  • «Найди все круглое»: две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет.

Цель: учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по формам).

  • Домино «Полезные машины»: сюжетные картинки с различными автомобилями. Объяснения детей о их назначении.

Цель: закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины.

  • «Чудесный мешочек»: на ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму.

Цель: изучают свойства и признаки предметов, развивают сенсорное восприятие.

  • «Кто что ест?»: карточки с домашними животными и с изображением корма, дети подбирают одно к другому.

Цель: уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т.д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова: зерно – зёрнышки, капуста, корочка.

  • Игры с Куклой: «Искупаем куклу Марину», «Накормим куклу Марину», «Положим спать Куклу Марину», «Оденем на прогулку куклу Марину», «День рождения куклы Марины». Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни.

Цель: формирование культурно – гигиенических навыков и нравственных качеств -  заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация словаря по теме.

  • «Варежки»: две коробки. В одной варежки разных цветов, в другой клубки ниток таких же цветов. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета и находят такого же цвета клубок.

Цель: решение задачи на сравнение и сходство по цветовому признаку и форме. Закрепление названия цветов.

  • «Что делает зайчик»: сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает); лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т.д. 

Цель: активизация словаря. Определяют действие, соотносят с предметами.

  • «Времена года» (лото): четыре больших картинки с временами года, на них дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые сапоги, сандалии, панамка, грядки и т.п.).

Цель: обогащение представлений о мире, явлениях природы, пополнение словарного запаса.

  • «Домашние животные».нахождение картинок с изображением домашних животных.

Цель: изучение животного мира, соотношение названий с картинкой.

«Речевое развитие детей в домашних условиях»

Мастер-класс: «Развивающие игрушки своими руками».

Оформление родительского уголка «Волшебный мир игры».

Мастер-класс по артикуляционной гимнастике «Непослушный язычок».

  1. Развитие связанной речи (март-май)
  • «Один-много»: найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много.

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

  • «Ласковые слова».

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • «Разговор по телефону»: в качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог.

Цель: активизация словаря, развитие диалогической речи.

  • «Магазин»: два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т.п.).

Цель: формирование числовых представлений и правильного употребления числительных.

  • «Кошкин дом».

Цель: активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.

  • «Что мягкое, что твердое?»: предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну твердые, в другую мягкие.

Цель: определяют и объединяют предметы по качеству. Правильное употребление прилагательных.

  • «Далеко-близко»: определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко.

Цель: расположение предметов в пространстве по цвету. Активация словаря по теме.

  • «Новая кукла»: описать куклу, рассказать, чем она отличается от остальных игрушек.

Цель: воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи.

  • «Найди предмет по описанию»: выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель.

Цель: воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности.

  • «Когда это бывает?»: взять карточку с явлением природы и рассказать, когда оно бывает и почему.

Цель: закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.

Фотовыставка «Я и моя любимая игра в детском саду».

Создание книжки-малышки «Пальчиковые игры с детьми».

III этап – заключительный: презентация дидактической игры, изготовленной родителями; создание картотеки дидактических игр по развитию речи.

  • Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды. Создаю условия для проведения дидактических игр.
  • В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
  • Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
  • В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности; инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
  • В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.
  • В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу начиная с детьми раннего возраста.
  • В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
  • Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла – кирпичик, вместо градусника – палочка и т.д.).
  • Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).

Использованная литература:

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.
  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В.В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
  1. Краузе Е. Логопедия. –  / Е. Краузе. - СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с.164.
  1. Микляева Ю.В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ./ Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. – с.59.
  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Москва Просвещение 1981 г. 111 страниц.
  1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....

Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...

Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью её в формировании личности. Именно в связной ...

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)

Для лучшего развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, целесообразно проводить с ними театрализованные игры. В данной методической разработке представлены виды игр, а также даны реко...

Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В 2019-2020 учебном году я проводила  работу по теме «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников с ОВЗ» Эта тема выбрана мною не случайно. ...

Презентация "Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

В презентации представлены  речевые игры, которые помогут перевести слова из пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь. Описываются условия, которые необходимы для успешного реч...