Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Дружная семейка". Старший дошкольный возраст.
методическая разработка (старшая группа)

Ткач Ирина Алексеевна

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.    Нравственно-патриотическое развитие дошкольников формирует чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально – воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое России. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhnaya_semeyka.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская  ул., д.6а,

Тел.: 8(496)576-14-41

                                                                                                         

Методическая разработка

 «Дружная семейка»

Познавательное  развитие

Возраст детей: 5 – 6 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                                                                     Составитель:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Ткач Ирина Алексеевна

     

г. Электросталь, 2017 г.

Содержание программы

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………  стр.3

2.Актуальность……………………………………………………………………………. стр.4

3.Порядок использования рабочей программы ………………………………………….стр.4

4.Цель, задачи программы………………………………………………………………… стр.4-5

5.Схема занятия…………………………………………………………………………… стр.5

6.Структура и содержание программы…………………………………………………. стр.6

7. Прогнозируемые результаты………………………………………………………….. стр.7

8.Формы подведения итогов реализации программы…………………………………. стр.7

9.Методы реализации программы………………………………………………………. стр.7

10. Тематический план рабочей программы…………………………………………… стр.8

11.Перспективный план рабочей программы…………………………………………… стр.9

12.Методическое обеспечение программы…………………………………………….. стр.17

13.Мониторинг освоения программы…………………………………………………… стр.17

14.Литература…………………………………………………………………………….. стр.18

Пояснительная записка

       Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

       Нравственно-патриотическое развитие дошкольников формирует чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре.

Результатом освоения данной программы является обеспечение социально – воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

        Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:

 - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

- развивать интерес к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

        Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей  представлена следующим образом:

Семья

        

Детский сад

Родная улица, район

Родной город


Страна, ее столица, символика

Права и обязанности

(Конституция)

    Программа рассчитана на один год и предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

     Базой нравственно - патриотического воспитания является, нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.

Актуальность программы

России нужны преданные делу, патриотически настроенные люди. Потому необходима работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность данной темы прописана в ФГОС. «…Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника детского сада»):

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. …»  

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Программа " Дружная семейка" предназначена для детей 5-6 лет, учитывает особенности развития детей дошкольного возраста.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка дошкольного возраста - в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширения представлений о родном городе, крае и родной стране, в которой он живет.

Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:

Данная программа реализуется в образовательной области «Познавательное развитие» (подраздел «Ознакомление с социальным миром») с детьми подготовительной группы по развитию интереса  у детей к родному городу, расширять представления о малой родине. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Материал на занятиях  рассчитан на возможности 5-6 летнего ребёнка, с постепенным переходом от простого к сложному.

Цель рабочей программы дополнительного образования

Формирование высоких нравственных качеств: основ духовности, гражданственности, всестороннего развития личности.

Задачи программы:

1. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города, края, страны, чувства гордости за свою Родину.

2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

3. Расширение представлений о городах России.

4. Знакомство детей с символами родного края, страны (герб, флаг, гимн).

5. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

6. Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

7. Развитие познавательных и творческих способностей ребенка, элементов самостоятельности, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

8. Закрепление умения выражать в игровой и продуктивной деятельности свои знания и впечатления.

9. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Принципы реализации программы

Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания:

1. принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.).

3. принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного и регионального.

4. принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.).

5. принцип непрерывности (формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию патриотических чувств).

6. принцип интеграции (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.; естественное включение краеведческого материала).

7. принцип целостности педагогического процесса (обеспечивает единство воспитания, обучения и развития).

8. принцип преемственности (патриотическое воспитание продолжается в начальной школе).

9. принцип стимулирования активности (важным этапом патриотического воспитания является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность). Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, края, воспоминания старожилов, материал для мини-центра и др.).

Схема занятия

Комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий даёт возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры. Некоторые варианты организации занятий с использованием:

-воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

-сказочных персонажей;

-известных и придуманных игр;

-элементов сюжетно-дидактических игр;

-картин, открыток

-виртуальных экскурсий

-специально изготовленных пособий, рисунков, иллюстраций;

-настольных и дидактических игр

Структура и содержание программы 

Программа "Дружная семейка" предусматривает, что в процессе освоения ребенком ее содержания осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе. Содержательная часть программы систематизирована по тематическим блокам.  В каждом месяце учебного года изучается новая тема блока. I блок - "Я и моя семья". Чувство Родины: Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, с восхищения тем, что видит перед собой малыш. Чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе: Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача первого блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя членом семьи, воспитанником детского сада. Ее осуществление возможно, если родители и педагоги заложат основы теплого чувства и привязанности к родной семье, искреннюю благодарность сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. II блок - "Я и мой город". Изучение тем второго блока подводит дошкольника к пониманию, что их город - частица Родины. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Задача эта решается через познания истории города, традиций, памятных и достопримечательных мест города, проявления интереса к событиям, происходящими в городе.  III блок - "Я и мой край в котором я живу". Особым обучающим эффектом обладает третий тематический блок. Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Задача третьего блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя жителем Амурского края. Изучение тем второго и третьего блока позволяет воспитывать чувства собственного достоинства ребенка, как представителя своего народа, гордости за свою малую Родину; развивать познавательный интерес и навыки исследования доступных объектов окружающей действительности. IV блок - "Я и моя Родина - Россия". Темы четвертого блока призваны сформировать у дошкольника чувства любви, гордости и патриотизма к своей Отчизне. У ребенка формируются первые представления об устройстве нашего государства, он изучает символику нашей страны, знакомится с другими городами России, со столицей нашей Родины. Осознает себя гражданином России. Быть патриотом и гражданином - это непременно быть интернационалистом. Поэтому особенно важно поддержать интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт.

Описание: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/598235/img1.gif

Прогнозируемые результаты

   

-умение называть членов семьи, знать домашний адрес, умение составлять рассказ о семье и о семейных традициях;

-из раздела родная природа из раздела родная природа:  знать названия растений, животных и птиц разных климатических зон России, умение объяснить назначение заповедников, Красной книги РФ;

-из раздела родной город: знать название родного города, символы города их значение, знание народов населяющих родной город, знание животных, птиц и растений родного края;

-из раздела родная страна: знать название, страны и столицы, знание русских былинных богатырей, знание образцов русских народных промыслов, знание климатических зон РФ, название крупных городов и рек России, знание народов населяющих РФ, знание символического значения государственных символов России, знание о столице России, достопримечательностей Москвы, знание прав и обязанностей гражданина РФ.

Объём и срок освоения программы:

Срок реализации  рабочей  программы ДОД рассчитан на 1 год с сентября по май, по 1 познавательному часу в неделю. Форма познавательного часа – групповая. Продолжительность его – 25 минут. Общее количество познавательных часов в год – 36.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

-мониторинг усвоения детьми программы

-праздники «День народного единства», «Моя Родина – Россия!», «Я и моя Родина»  с участием родителей.

-открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ и  на ГМО воспитателей.

-тематические выставки, смотры-конкурсы.

-виртуальные экскурсии.

-вечера развлечений.

-презентация –отчёт на официальном сайте МДОУ № 32.

 Методы реализации программы

Программа реализуется в педагогическом процессе в организованных формах (занятия, дидактические игры, беседы, экскурсии, праздники, развлечения, виртуальные экскурсии), а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. По каждой теме программы проводится комплекс мероприятий. Изучение общеобразовательных занятий предусматривает включение в занятия задач патриотического воспитания. Некоторые темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам нашей страны. Началом и основой изучения каждой новой темы является беседа. В формировании у ребят основ гражданственности и патриотизма помогают также и рассказы педагога, чтение стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок, русских народных сказок, былин, слушание музыкальных произведений (Российский гимн, "Детский альбом" П.И. Чайковского).  Наглядный метод занимает большое место в педагогическом процессе. Это рассматривание картин, фотоснимков, иллюстраций (с видами родного города, достопримечательностями родного края, страны; с изображением лес, рек, морей, гор, животных России). Географических карт и натуральных предметов (старинные игрушки, предметы обихода, утварь), альбомов, гербариев. Кроме этого используются такие нетрадиционные приемы, как разбор педагогических ситуаций, творческие рассказы детей, исполнение песен, встречи с интересными людьми. Для дошкольников свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому большое значение для патриотического воспитания имеют экскурсии: по городу, посещение учреждений социума. В программу "Дружная семейка" включены экскурсии: по территории детского сада, по городу - "Рассматривание домов разной архитектуры", в музей, в школу, в библиотеку, к памятникам города и другие. Знания полученные в процессе каждой темы программы, подкрепляются различными играми: дидактическими, играми-экспериментами, сюжетно-ролевыми играми, продуктивными видами деятельности: изготовление альбомов, панно, ширм, рисование, аппликация, лепка.  Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьей. Родители являются активными участниками педагогического процесса, оказывая помощь детям в изучении родословного древа, исследовании улиц родного города; педагогам в проведении экскурсий, совместных праздников и развлечениях. Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОД «Дружная семейка»

МЕСЯЦ

НАЗВАНИЕ

Сентябрь

  1. Моя семья
  2. Я люблю свой детский сад и район где я живу
  3. Малая родина. За что мы любим свой город.
  4. История возникновения герба родного города

Октябрь

  1. Флора и фауна родного края
  2. Знаменитые земляки
  3. Мир вокруг нас
  4. Разноцветные люди

Ноябрь

  1. Наша страна – Россия
  2. Как жили славяне
  3. Богатыри земли русской
  4. Русские народные промыслы

Декабрь

  1. Климатические зоны России
  2. Жизнь людей на Севере
  3. По Новогодней карте
  4. По Новогодней карте

Январь

  1. Русский лес – чудесный лес
  2. Что такое заповедник?
  3. Голубые реки России

Февраль

  1. Какие народы живут в России
  2. Государственные символы России – флаг, гимн
  3. Государственный символ России – герб
  4. День защитников Отечества

Март

  1. Моя мама
  2. Масленица
  3. Главный город нашей страны
  4. История Московского Кремля

Апрель

  1. Города России
  2. Наши космонавты
  3. Знаменитые россияне
  4. Знаменитые спортсмены России

Май

  1. День Победы
  2. Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ.
  3. Мы – патриоты. Итоговая диагностика по программе.
  4. Праздник с участием родителей  «Моя Родина – Россия!»

Итого: 36 часов

900мин = 15ч.

Перспективное планирование ДОД «Дружная семейка»

СЕНТЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Моя семья

Закрепить знание детей о своей семье, своих близких; о семейных праздниках, традициях

Разгадывание ребуса «7Я»; работа над понятием «семья». Обсуждение рассказа В. Драгунского «На садовой большое движение». Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Лепка «Посуда для моей семьи»

Рисование «Моя семья»

Изготовление панно «Моя семья». (Я – в середине, а по лучам члены семьи)

2-я неделя

Я люблю свой детский сад и район где я живу

Расширять представление детей о детском саде; о районе

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду; рассказы об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий. Экскурсия детей вместе с родителями по району. Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад)

3-я неделя

Малая родина. За что мы любим свой город.

Уточнить представления детей о родном городе. Формировать понимание выражения «Малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Формировать гражданско-патриотические чувства.

Экскурсия по родному городу (с родителями); рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами родного города.

Фотовыставка «Я в родном городе»

Д/и «Что в родном городе есть»

Рисование «Любимый город»

4-я неделя

История возникновения герба родного города

Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Беседы о том, где можно увидеть герб  города, рассматривание иллюстраций герба родного города.

ОКТЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Флора и фауна родного края

Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края.

Беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки. Экскурсия (вместе с родителями в краеведческий музей г. Ногинск).

2-я неделя

Знаменитые земляки

Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Беседы о знаменитых земляках.

Рисование: «Моя профессия»

3-я неделя

Мир вокруг нас

Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.

Занятия, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом.

Д/и «Иностранец», «Кто в какой стране живет»

П/и детей разных стран.

4-я неделя

Разноцветные люди

Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.

Занятия, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений, литературных произведений.

Рисование: «Разноцветные дети»

Д/и «Иностранец», «Наша планета»

П/и детей разных стран

НОЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Наша страна - Россия

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».

Занятия, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Беседа о березке – символе России.

2-я неделя

Как жили славяне

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.

Занятия, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин; пословицы и поговорки о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.

3-я неделя

Богатыри земли русской

Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.

Занятия, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

4-я неделя

Русские народные промыслы

Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Занятия, беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, богородскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими игрушками.

Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов. Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д.

ДЕКАБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Климатические зоны России

Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Занятия, знакомство с географической картой России.

Д/и «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова».

2-я неделя

Жизнь людей на Севере

Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.

Занятие, беседы о жизни северных народов; рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, художественной литературы.

3-я, 4-я недели

По Новогодней карте

Рассказать детям о том, что наши предки умели и любили веселиться, напомнить, что обычно праздник начинается торжественно, потом под музыку водят хороводы, поют песни, пляшут, затевают игры.

Беседа о праздниках. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

Беседа о новогодних символах.

Рассказ о новогодних обычаях.

Сооружение построек из снега.

Акция «Поможем птицам зимой».

Оформление группы к празднику. Новогодний утренник.

Рисование: «Праздник елки в детском саду», «Письмо Деду Морозу».

ЯНВАРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Русский лес – чудесный лес

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства.

Занятие, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций.

Д/и «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Зеленая аптека».

2-я неделя

Что такое заповедник?

Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книгой»; воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства.

Занятие, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных.

Рисование: «Красная книга России»

3-я неделя

Голубые реки России

Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значимости воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России.

Занятие, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций.

Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.

ФЕВРАЛЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Какие народы живут в России

Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

Занятие, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений, художественной литературы.

П/и разных народов РФ.

2-я неделя

Государственные символы России – флаг, гимн

Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Занятие, беседы о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок (с родителями), на каких зданиях можно увидеть государственные символы.

Д/и «Узнай наш флаг»

Аппликация: изготовление флага РФ.

Рисование флага РФ.

3-я неделя

Государственный символ России - герб

Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством.

Занятие, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба.

Д/и «Узнай наш герб»

4-я неделя

День защитников Отечества

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.

Праздник «День защитников Отечества»; изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.

Д/и по выбору воспитателя.

МАРТ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Моя мама

Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.

Утренник «Мамин день»; рассматривание фотографий знаменитых россиянок, изготовление подарков для мам и бабушек.

Фотовыставка «Моя мама»

Рисование: «Мама дома», «Мама на работе», «Портрет мамы»

2-я неделя

Масленица

Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора.

Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы.

Рисование: «Встреча весны»

Спортивные состязания.

3-я неделя

Главный город нашей страны

Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Занятие, рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы.

Фотовыставка «Главный город», выставка детских рисунков.

4-я неделя

История Московского Кремля

Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля.

Занятие, рассматривание иллюстраций про древнюю Москву.

Чтение литературных произведений, рассматривание изображений древнего и современного Кремля.

Рисование на тему: «Древняя Москва»

Выставка детских рисунков на тему: «Московский Кремль»

АПРЕЛЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Города России

Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т.д. Формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну.

Занятие, рассматривание иллюстраций с видами городов.

Чтение литературных произведений о городах России.

2-я неделя

Наши космонавты

Дать детям представление о строении Солнечной системы, звездах, планетах, о полете человека в космос.

Беседа на тему: «Человек на Луне» (рассказы о космонавтах).

Наблюдения: Восход и заход Солнца. Смена дня и ночи. Ночное небо: звезды (с родителями). Луна, какая она (с родителями).

Рисование: «Ночное небо», «Земля наш дом», «Ракета».

3-я неделя

Знаменитые россияне

Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.

Занятие, беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов.

4-я неделя

Знаменитые спортсмены России

Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить, что значит слово «патриот».

Занятие, беседы о российском спорте, рассматривание иллюстраций.

Подвижные спортивные игры на улице.

МАЙ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

День Победы

Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства.

Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, беседы о подвигах людей во время ВОВ.

Рисование: «День Победы»

2-я,

3-я недели

Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ.

Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин».

Занятие, беседы о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России.

Д/и «Узнай наш герб (флаг)»

4-я неделя

Мы – патриоты. Итоговая диагностика по программе.

Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине.

Фотовыставки, выставки детских рисунков.

Дидактические игры.

  Методическое обеспечение программы

-мультимедийный комплекс

-картотека дидактических игр

-иллюстрации, картины

-презентации

-демонстрационный материал «Город Электросталь», «Символы России», «Мы живём в России»,

«Наша Родина – Россия», «Москва», «Мы живём в России», «расскажите детям о достопримечательностях Москвы», «С чего начинается Родина» и т.д.

-цветные карандаши, бумага, краски, фломастеры.

Мониторинг освоения программы

Ф.И. ребенка

Родная страна

Название страны

Название города

Домашний адрес

Название достопримечательностей города

Название зеленых зон
Название улиц, площадей

Символика
Флаг России

Герб России

Гимн России

Герб родного города

История народной культуры и традиций

Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

Историко- географический и природный компоненты

Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны

Виды ландшафта

Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта; называет природные богатства России,  знает природно-климатические зоны,  ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
  2. Р. А. Жукова «Правовое воспитание» /старшая и подготовительная группы/. Разработки занятий.
  3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников /средняя, старшая, подготовительная группа/.
  4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Я – ребенок, и я… и я имею право!...»
  5. Т. В. Иванова «Система работы по воспитанию чувства патриотизма» /подготовительная группа/
  6. Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
  7. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
  8. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/
  9. Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
  10. Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
  11. В. А. Степанов «Стихи о России».
  12. Л. Ю. Татаринкова «Права маленького гражданина».
  13. В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе».
  14. «Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья: «Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Города-Герои"

Методическая разработка включает в себя главным образом тесное сотрудничество с семьями по подготовке совместно с детьми презентаций, владения детьми информацией, разработка умений и навыков выступать...

Методическая идея «Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)

Методическая идея к презентации .Тема: "Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Проект «Мы этой памяти верны»

АННОТАЦИЯ В данной методической разработке представлен проект «Мы этой памяти верны», главная цель которого заключается в разработке и внедрении единой методической и развивающей предметно...