Методическая разработка «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения праздников»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Богачева Ирина Викторовна

Методическая разработка содержит рекомендации по проведению праздника Дня Защитника Отечества и сценарий самого праздника с фотографиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx274.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 377 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

(МОУ детский сад № 377)

400059, г. Волгоград, ул. им. Кирова, 94а

E-mail: dou377@volgadmin.ru

Телефон: 8 (8442) 44-26-81

Сайт: http://mou377.oshkole.ru

Методическая разработка

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения праздников»

        Автор: 

        Музыкальный руководитель

        Богачева Ирина Викторовна

                                                             МОУ детский сад №377

        

Волгоград

                                   Пояснительная записка

Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема современной педагогики, одна из приоритетных задач современных ФГОС ДО. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории. Формирование этого чувства у ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно - в процессе воспитания его любви к своей семье, к своему детскому саду и, конечно же, к родной стране. Именно у детей дошкольного возраста, имеются потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В детском саду в рамках воспитательной работы детям прививают любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, городу или селу. Важной является задача воспитать в детях чувство уважения к другим народам и национальностям, ведь наша страна огромна и многонациональна.

Патриотическое воспитание осуществляется в тесной взаимосвязи с семьей. По мнению Л.В. Кокуевой, важно сформировать родительскую воспитательную позицию так, чтобы родители почувствовали и осознали всю ценность воспитания у детей тех качеств, которые способствуют гармоничным и уважительным отношениям со старшим поколением семьи, помочь родителям пробудить интерес у дошкольников к знаниям и жизненному опыту старших. Необходимо вовлечь родителей в воспитательный процесс не только в их семье, но и во всем детском саду. Это реализуемо путем участия в различных мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание дошкольников.

 В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания сформулированы как воспитание любви к Отечеству, гордости за его культурные достижения, формирование чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

Задачи:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)


Методы:
- изучение и обобщение теоретического материала по проблеме нравственно-патриотического воспитания;

- проведение календарных праздников в детском саду;

- наблюдение;

- анализ результатов проведенной работы.

Современная педагогика располагает обширным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной среды, и т.д. Но наибольшего результата можно добиться только в случае комплексного использования методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является сотрудничество с семьей. Необходимо сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов патриотического воспитания.

Актуальность целей и задачей патриотического воспитания задает направление воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, а также определяются основные формы и методы работы с детьми. При этом учитывается тесная взаимосвязь задач патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни. Это дает возможность создать как можно большее продуктивное решение задач патриотического воспитания дошкольников, определивших государством перед семьей и образовательным учреждением, как первыми социокультурными институтами, в которых ребенок получает и приобретает необходимые знания, умениями, способности, навыки, опыт. Праздник – это особое внутреннее душевное состояние, эмоциональный радостный подъем, созданный переживаниями торжественного, памятного, яркого и приятного события.

Праздничная культура остается одним из составляющих элементов патриотического воспитания. Главной целью воспитания на основе праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Основными задачами патриотического воспитания дошкольников в процессе подготовки и проведении праздников являются: приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.

Подготовка и проведение праздника в детском саду требует совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и детей для успешной организации работы всем необходимо последовательно действовать по единому плану, проходя все этапы подготовки праздника:

1 этап – предварительное планирование;

2 этап – работа над сценарием;

3 этап – предварительное знакомство детей с праздником;

4 этап – репетиции;

5 этап – проведение праздника;

6 этап – подведение итогов.

Методические рекомендации по проведению Дня Защитника Отечества в детском саду для воспитателей и музыкальных руководителей

День Защитника Отечества в детском саду подходящий повод рассказать детям, что такое смелость и отвага, способствует становлению моральных ценностей дошкольников, прививает им понятие Родины, семьи, чувства долга.

Процесс подготовки к 23 февраля в детском саду развивает детское творчество, а также создает условия для сплочения группы. Не стоит упускать такую возможность, чтобы посвятить этой памятной дате весь день. Для создания определенной праздничной атмосферы потребуются некоторые аспекты работы, которые будут освещены в данных рекомендациях.

Беседы и встречи с интересными людьми.

Перед 23 февраля в детском саду можно дать задание ребятам подготовить с родителями рассказ про защитников Отечества, которые совершают подвиги каждый день: например, пожарных и военных. Пускай ребята опишут примеры их опасной и трудной службы.

Можно договориться и пригласить папу-полицейского или папу-военного. Вот увидите, у детей будет много вопросов: и берут ли девочек в армию, и как пользоваться противогазом, и что нужно сделать для получения звания. 

Художественные выставки.

Рассматривание выставки картин («Три богатыря», «Гусар», «Рыцари», и других).

Чтение художественной литературы.

Будет интересно для детей послушать литературные произведения о защитниках Отечества, нашей Родины.
   Русская народная сказка «Никита Кожемяка», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Т. Белозеров «Вечный огонь» и др.,

 Музыкально-литературная гостиная.

Можно послушать с детьми музыкальные произведения о Родине, армии, былины в пересказе для детей «Богатыри и витязи Русской земли», прочитать стихи о защитниках Отечества

Выставка детских поделок.

На занятиях сделать аппликации и поделки на темы: «Защитники Отечества», «Наша армия», «Родина моя», «День Победы», «Богатыри Земли русской» и др. А затем устроить выставки-конкурсы работ.

Тематические развлечения и праздники:

Приоритетным условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста оказывается близкая связь с родителями. В наше время эта работа является важной и особенно трудной. Необходима большая аккуратность, такт и терпение, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не всегда считаются важными. Но родителям необходимо стать участниками работы по патриотическому воспитанию детей. Поэтому мы стараемся привлекать родителей принимать участие в праздниках.

Хорошей традицией стало проведение праздника «День защитника Отечества» в детском саду с участием родителей и детей. Праздник «День защитника Отечества» может быть проведен в форме комплексного занятия, утренника или концерта, участниками которого могут быть дети и взрослые: воспитатели, родители-военнослужащие. Интересно подобранные конкурсы на 23 февраля в детском саду не оставят равнодушными ни самых стеснительных мальчишек, ни самых серьезных пап. А также проведение спортивных праздников, где ребята смогут в соревнованиях на выявление самых смелых, быстрых и ловких.

План проведения праздника, посвященного Дню Защитника Отечества в старшей, подготовительной группах детского сада

  1. Вход под музыкальную композицию «Наша армия сильная»

(Слова: И. Резник, Музыка: Э. Ханок);

  1. Чтение стихов;
  2. Исполнение песни «Будем в армии служить»

          (Музыка: Ю. Чичкова, Слова: В. Малкова);

  1. Проведение эстафеты «Снайперы»;
  2. Проведение эстафеты «Переправа»;
  3. Танец мальчиков «Граница»;
  4. Проведение эстафеты «Кавалеристы»;
  5. Проведение интеллектуального конкурса;
  6. Проведение эстафеты «Перенеси погоны»;
  7. Проведение эстафеты «Донесение»;
  8. Проведение эстафеты «Художники»;
  9. Исполнение песни «Папа может все, что угодно»

(Слова: М. Танича, Музыка: В. Шаинского)

                                       


Школа молодого бойца

сценарий праздника, посвященного «Дню защитников Отечества» для старших и подготовительных групп детского сада

Цель: формирование патриотических чувств у дошкольников.

Задачи:

-расширять кругозор детей, активизировать знания о военных профессиях и технике;

-активизировать двигательную активность;

-совершенствовать физические навыки и умения, координацию движений;

-развивать коммуникативные навыки взаимодействия в команде;

-создать условия для гармонизации детско-родительских отношений;

-воспитывать уважение и чувство гордости, патриотизма к военнослужащим и армии России.

                                 Ход праздника

Под музыку «Наша армия» дети заходят в зал, выполняют перестроения.

Ведущая: Сегодня мы собрались, чтобы поздравить всех мужчин с Днем Защитника Отечества. Наверное, защитники есть в каждой семье – это и дедушки, и старшие братья, и, конечно же, наши любимые папы. Пожелаем им здоровья, успехов во всех делах и гордости за своих детей, которые их очень любят.

1 реб.

Сегодня день особый для мальчишек и мужчин –

День защитника Отечества знает каждый гражданин.

2 реб.

На защиту Родины в дождь и снегопад

каждый день выходит доблестный солдат!

3 реб.

на замке граница и порядок в море,

вольно быстрым птицам в голубом просторе.

4 реб.

Яблони в садах цветут, колосятся нивы.

Мирный отдых, мирный труд. Будь страна счастливой!

5 реб.

Мы шагаем браво: левой и правой,

потому, что все солдаты тоже были дошколята.

поскорей бы подрасти, чтоб в армию пойти!

После стихов выстраиваться в колонну по одному.

Песня «Будем в армии служить»

Ведущая: Пройдет немного времени, наши мальчишки подрастут и займут место тех, кто сейчас стоит на страже Родины. И сегодня этот праздник мы проведем как игру. Участвовать в ней будут все без исключения. Чтобы и девчонкам было понятно, как тяжело приходится солдатам на военной службе. Итак, добро пожаловать в «школу молодого бойца». Готовы соревноваться?

Чтобы нести службу с честью, нужно готовиться этому с детства. И первая наша эстафета на меткость и быстроту! Приглашаются 2 папы и команда девочек и мальчиков!                

                                    Эстафета «Снайперы»

Дети делятся на две команды. Участникам нужно проползти по мату по-пластунски, взять мяч (мешочек) и забросить его в корзину, расположенную на расстоянии 1,5-2 метра, которую держат папа, затем вернуться назад, передать эстафету следующему.

Ведущая: Молодцы! Все справились с испытанием! А сейчас следующее испытание на ловкость и быстроту! Участвуют команда пап и команда детей. Ваша задача перебраться через топкое болото!

                                       

Эстафета «Переправа»

По команде участники передвигаются до ориентира по массажным коврикам. 2 коврика – на одном стоят, второй кладут перед собой и встают на него, и так далее. Доходят до ориентира, берут оба коврика в руки, добегают до следующего участника и передают эстафету.

Ведущая: Да, служба солдата нелегка. Она заслужили отдых. А на отдыхе любили петь и танцевать.

Танец «Граница»

Ведущая: А сейчас продолжаем наши испытания! В штаб нужно срочно доставить важный пакет! Но доставить не просто так, а проскакать на конях, как кавалеристы! В этом испытании участвуют команда пап и команда наших мальчиков!

                                        Эстафета «Кавалеристы»

Участники делятся на 2 команды. По команде берут в руку конверт, «садятся» на деревянную лошадь и скачут до ориентира, и обратно, передают эстафету следующему участнику.

Ведущая: И наш следующий конкурс – интеллектуальный. Вам нужно  ответить на вопросы. Задавать буду по очереди ребятам и папам!

Вопросы для детей на смекалку

Дети: Наша армия сильна? (Да)

Папы: Защищает мир она? (Да)

Дети: Мальчишки в армию пойдут? (Да)

Папы: Девочек с собой возьмут? (Нет)

Дети: Илья Муромец – герой? (Да)

Папы: На фронт ушел он молодой? (нет)

Дети: Соловья он победил? (Да)

Папы: Из автомата подстрелил? (Нет)

Дети: У Буратино длинный нос? (Да)

Папы:  На корабле он был матрос? (Нет)

Дети: В пруду он плавал в тине? (Да)

Папы: Враги утопят Буратино? (Да)

Дети: Стоит летчик на границе? (Нет)

Папы:  Он летает выше птицы? (Да)

Дети: Сегодня праздник отмечаем? (Да)

Папы: Мам и девочек поздравляем? (Нет)

Дети: Мир важней всего на свете? (Да)

Папы: Знают это даже дети? (Да)

Ведущий: а теперь продолжаем наши соревнования! И следующая эстафета называется Перенеси погоны!

                                Эстафета «перенеси погоны»

Участникам кладутся мешочки на плечи. Задача – пронести их до ориентира, не уронив, вернуться обратно и передать следующему участнику.

Ведущая:  Нести службу нелегко. Солдаты должны быть сильными и выносливыми. Настало время самого сложного испытания «Донесение». Ваш путь будет лежать через минное поле, темный лес и вязкое болото. Первому участнику дается в руки конверт с секретным донесением в штаб, он преодолевает препятствия, отдает конверт следующему игроку.  (участвуют  мальчики, которые делятся на 2 команды, 2 папы держат обучи)

                                         

Эстафета «Донесение»

Проползти по мату (туннелю), пролезть через обруч (обруч держат взрослые), оббежать змейкой кегли и передать эстафету следующему участнику.

Ведущая: а следующий конкурс – творческий! Ведь солдаты должны все уметь делать и даже рисовать! Для участия приглашаются наши дорогие мужчины! Ваша задача – нарисовать открытку к 23 февраля. Но, поскольку солдаты все строго выполняют по времени – то вам нужно уложиться за 2 минуты!

                                         Эстафета «художники»

Приглашаются 2 или 4 папы к столам, на которых листки бумаги и карандаши (фломастеры или маркеры). По команде начинаю рисовать. Ведущая засекает время.

Ведущая: наши испытания подошли к концу. Пусть не все получилось сразу, но можно с уверенностью сказать, что все достойно справились с испытаниями. А сейчас ребята прочтут стихи для своих любимых дедушек и пап!

Выходят дети, которые читают стихи

1. поздравляем мы сегодня

Дедов наших и отцов,

Дядей и братишек -

Наших славных храбрецов!

2. им желаем всем здоровья,

Удали, отваги, сил!

Боевой чтоб дух в их сердце

Лишь пылал и не остыл!

3. мужчинами гордится вся страна,

Мужчин сегодня поздравляю!

Нам с вами не страшна беда,

Вам счастья и добра желаю!

4. здоровья вам и мирных дней,

Чтоб мечты все оживали.

И с каждым днем вам быть сильней,

Чтобы печалей вы не знали!

5. братьев, дедушек и пап

С праздником поздравим!

Лучше всех они у нас-

Счастья им желаем!

Чтоб героями нам стать,

Надо с них примеры брать!

6. отважные защитники страны,

Всем садом благодарность выражаем!

За наш покой, за радужные сны

За то, что мы с улыбкой день встречаем!

7. с праздником февральским папу поздравляю,

Крепким быть и сильным от души желаю!

Будь всегда любимым и серьезным будь,

Мы тебя все любим – об этом не забудь!

Песня: «Папа может»

Ведущая: вот и заканчивается наш праздник, посвященный нашим защитникам – российским воинам.

Всем спасибо за внимание, за задор и звонкий смех!

За огонь соревнования, обеспечивший успех!

Таким образом, патриотическое воспитание посредством проведения праздников в детском саду является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
На основании глубокого изучения проблемы и анализа научно- методической литературы и практического исследования, мы можем сделать следующие выводы:
-         Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельном уровне.

-         Воспитание патриотизма успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими. 
-         Воспитание патриотических чувств пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре своей Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.

           Список литературы:

  1. Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Алешина Н.В. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Комратова, Н.Г., Патриотическое воспитание детей 6–7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 208 с.
  3. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — М: Просвещение, 1991. — 112с.
  4. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду./ М. Б. Зацепина –Мозаика-Синтез, Москва, 2015. — 125с.
  5. Дудкина Р.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект
  6. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. [Текст] / Зацепина М.Б. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».

Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект "Народы России".

Исторически сложилось так, что наша Родина – многонациональная страна. Издавна на её территории проживает много разных народов, каждый из которых по - своему самобытен и имеет богатые традиции. ...

Игровой проект: "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

В данном игровом проекте представлены методы и приёмы, способствующие обогащению содержания игровой деятельности дошкольников, активизации речи и формированию коммуникативных навыков....

Обобщение опыта «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками»

  Одной из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Данную задачу воспитания можно решить с помощь...