Методическая разработка «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения праздников»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка содержит рекомендации по проведению праздника Дня Защитника Отечества и сценарий самого праздника с фотографиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 274.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 377 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
(МОУ детский сад № 377)
400059, г. Волгоград, ул. им. Кирова, 94а E-mail: dou377@volgadmin.ru | Телефон: 8 (8442) 44-26-81 Сайт: http://mou377.oshkole.ru |
Методическая разработка
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения праздников»
Автор:
Музыкальный руководитель
Богачева Ирина Викторовна
МОУ детский сад №377
Волгоград
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема современной педагогики, одна из приоритетных задач современных ФГОС ДО. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории. Формирование этого чувства у ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно - в процессе воспитания его любви к своей семье, к своему детскому саду и, конечно же, к родной стране. Именно у детей дошкольного возраста, имеются потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В детском саду в рамках воспитательной работы детям прививают любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, городу или селу. Важной является задача воспитать в детях чувство уважения к другим народам и национальностям, ведь наша страна огромна и многонациональна.
Патриотическое воспитание осуществляется в тесной взаимосвязи с семьей. По мнению Л.В. Кокуевой, важно сформировать родительскую воспитательную позицию так, чтобы родители почувствовали и осознали всю ценность воспитания у детей тех качеств, которые способствуют гармоничным и уважительным отношениям со старшим поколением семьи, помочь родителям пробудить интерес у дошкольников к знаниям и жизненному опыту старших. Необходимо вовлечь родителей в воспитательный процесс не только в их семье, но и во всем детском саду. Это реализуемо путем участия в различных мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание дошкольников.
В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания сформулированы как воспитание любви к Отечеству, гордости за его культурные достижения, формирование чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.
Задачи:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Методы:
- изучение и обобщение теоретического материала по проблеме нравственно-патриотического воспитания;
- проведение календарных праздников в детском саду;
- наблюдение;
- анализ результатов проведенной работы.
Современная педагогика располагает обширным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной среды, и т.д. Но наибольшего результата можно добиться только в случае комплексного использования методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является сотрудничество с семьей. Необходимо сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов патриотического воспитания.
Актуальность целей и задачей патриотического воспитания задает направление воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, а также определяются основные формы и методы работы с детьми. При этом учитывается тесная взаимосвязь задач патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни. Это дает возможность создать как можно большее продуктивное решение задач патриотического воспитания дошкольников, определивших государством перед семьей и образовательным учреждением, как первыми социокультурными институтами, в которых ребенок получает и приобретает необходимые знания, умениями, способности, навыки, опыт. Праздник – это особое внутреннее душевное состояние, эмоциональный радостный подъем, созданный переживаниями торжественного, памятного, яркого и приятного события.
Праздничная культура остается одним из составляющих элементов патриотического воспитания. Главной целью воспитания на основе праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Основными задачами патриотического воспитания дошкольников в процессе подготовки и проведении праздников являются: приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.
Подготовка и проведение праздника в детском саду требует совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и детей для успешной организации работы всем необходимо последовательно действовать по единому плану, проходя все этапы подготовки праздника:
1 этап – предварительное планирование;
2 этап – работа над сценарием;
3 этап – предварительное знакомство детей с праздником;
4 этап – репетиции;
5 этап – проведение праздника;
6 этап – подведение итогов.
Методические рекомендации по проведению Дня Защитника Отечества в детском саду для воспитателей и музыкальных руководителей
День Защитника Отечества в детском саду подходящий повод рассказать детям, что такое смелость и отвага, способствует становлению моральных ценностей дошкольников, прививает им понятие Родины, семьи, чувства долга.
Процесс подготовки к 23 февраля в детском саду развивает детское творчество, а также создает условия для сплочения группы. Не стоит упускать такую возможность, чтобы посвятить этой памятной дате весь день. Для создания определенной праздничной атмосферы потребуются некоторые аспекты работы, которые будут освещены в данных рекомендациях.
Беседы и встречи с интересными людьми.
Перед 23 февраля в детском саду можно дать задание ребятам подготовить с родителями рассказ про защитников Отечества, которые совершают подвиги каждый день: например, пожарных и военных. Пускай ребята опишут примеры их опасной и трудной службы.
Можно договориться и пригласить папу-полицейского или папу-военного. Вот увидите, у детей будет много вопросов: и берут ли девочек в армию, и как пользоваться противогазом, и что нужно сделать для получения звания.
Художественные выставки.
Рассматривание выставки картин («Три богатыря», «Гусар», «Рыцари», и других).
Чтение художественной литературы.
Будет интересно для детей послушать литературные произведения о защитниках Отечества, нашей Родины.
Русская народная сказка «Никита Кожемяка», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Т. Белозеров «Вечный огонь» и др.,
Музыкально-литературная гостиная.
Можно послушать с детьми музыкальные произведения о Родине, армии, былины в пересказе для детей «Богатыри и витязи Русской земли», прочитать стихи о защитниках Отечества
Выставка детских поделок.
На занятиях сделать аппликации и поделки на темы: «Защитники Отечества», «Наша армия», «Родина моя», «День Победы», «Богатыри Земли русской» и др. А затем устроить выставки-конкурсы работ.
Тематические развлечения и праздники:
Приоритетным условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста оказывается близкая связь с родителями. В наше время эта работа является важной и особенно трудной. Необходима большая аккуратность, такт и терпение, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не всегда считаются важными. Но родителям необходимо стать участниками работы по патриотическому воспитанию детей. Поэтому мы стараемся привлекать родителей принимать участие в праздниках.
Хорошей традицией стало проведение праздника «День защитника Отечества» в детском саду с участием родителей и детей. Праздник «День защитника Отечества» может быть проведен в форме комплексного занятия, утренника или концерта, участниками которого могут быть дети и взрослые: воспитатели, родители-военнослужащие. Интересно подобранные конкурсы на 23 февраля в детском саду не оставят равнодушными ни самых стеснительных мальчишек, ни самых серьезных пап. А также проведение спортивных праздников, где ребята смогут в соревнованиях на выявление самых смелых, быстрых и ловких.
План проведения праздника, посвященного Дню Защитника Отечества в старшей, подготовительной группах детского сада
- Вход под музыкальную композицию «Наша армия сильная»
(Слова: И. Резник, Музыка: Э. Ханок);
- Чтение стихов;
- Исполнение песни «Будем в армии служить»
(Музыка: Ю. Чичкова, Слова: В. Малкова);
- Проведение эстафеты «Снайперы»;
- Проведение эстафеты «Переправа»;
- Танец мальчиков «Граница»;
- Проведение эстафеты «Кавалеристы»;
- Проведение интеллектуального конкурса;
- Проведение эстафеты «Перенеси погоны»;
- Проведение эстафеты «Донесение»;
- Проведение эстафеты «Художники»;
- Исполнение песни «Папа может все, что угодно»
(Слова: М. Танича, Музыка: В. Шаинского)
Школа молодого бойца
сценарий праздника, посвященного «Дню защитников Отечества» для старших и подготовительных групп детского сада
Цель: формирование патриотических чувств у дошкольников.
Задачи:
-расширять кругозор детей, активизировать знания о военных профессиях и технике;
-активизировать двигательную активность;
-совершенствовать физические навыки и умения, координацию движений;
-развивать коммуникативные навыки взаимодействия в команде;
-создать условия для гармонизации детско-родительских отношений;
-воспитывать уважение и чувство гордости, патриотизма к военнослужащим и армии России.
Ход праздника
Под музыку «Наша армия» дети заходят в зал, выполняют перестроения.
Ведущая: Сегодня мы собрались, чтобы поздравить всех мужчин с Днем Защитника Отечества. Наверное, защитники есть в каждой семье – это и дедушки, и старшие братья, и, конечно же, наши любимые папы. Пожелаем им здоровья, успехов во всех делах и гордости за своих детей, которые их очень любят.
1 реб.
Сегодня день особый для мальчишек и мужчин –
День защитника Отечества знает каждый гражданин.
2 реб.
На защиту Родины в дождь и снегопад
каждый день выходит доблестный солдат!
3 реб.
на замке граница и порядок в море,
вольно быстрым птицам в голубом просторе.
4 реб.
Яблони в садах цветут, колосятся нивы.
Мирный отдых, мирный труд. Будь страна счастливой!
5 реб.
Мы шагаем браво: левой и правой,
потому, что все солдаты тоже были дошколята.
поскорей бы подрасти, чтоб в армию пойти!
После стихов выстраиваться в колонну по одному.
Песня «Будем в армии служить»
Ведущая: Пройдет немного времени, наши мальчишки подрастут и займут место тех, кто сейчас стоит на страже Родины. И сегодня этот праздник мы проведем как игру. Участвовать в ней будут все без исключения. Чтобы и девчонкам было понятно, как тяжело приходится солдатам на военной службе. Итак, добро пожаловать в «школу молодого бойца». Готовы соревноваться?
Чтобы нести службу с честью, нужно готовиться этому с детства. И первая наша эстафета на меткость и быстроту! Приглашаются 2 папы и команда девочек и мальчиков!
Эстафета «Снайперы»
Дети делятся на две команды. Участникам нужно проползти по мату по-пластунски, взять мяч (мешочек) и забросить его в корзину, расположенную на расстоянии 1,5-2 метра, которую держат папа, затем вернуться назад, передать эстафету следующему.
Ведущая: Молодцы! Все справились с испытанием! А сейчас следующее испытание на ловкость и быстроту! Участвуют команда пап и команда детей. Ваша задача перебраться через топкое болото!
Эстафета «Переправа»
По команде участники передвигаются до ориентира по массажным коврикам. 2 коврика – на одном стоят, второй кладут перед собой и встают на него, и так далее. Доходят до ориентира, берут оба коврика в руки, добегают до следующего участника и передают эстафету.
Ведущая: Да, служба солдата нелегка. Она заслужили отдых. А на отдыхе любили петь и танцевать.
Танец «Граница»
Ведущая: А сейчас продолжаем наши испытания! В штаб нужно срочно доставить важный пакет! Но доставить не просто так, а проскакать на конях, как кавалеристы! В этом испытании участвуют команда пап и команда наших мальчиков!
Эстафета «Кавалеристы»
Участники делятся на 2 команды. По команде берут в руку конверт, «садятся» на деревянную лошадь и скачут до ориентира, и обратно, передают эстафету следующему участнику.
Ведущая: И наш следующий конкурс – интеллектуальный. Вам нужно ответить на вопросы. Задавать буду по очереди ребятам и папам!
Вопросы для детей на смекалку
Дети: Наша армия сильна? (Да)
Папы: Защищает мир она? (Да)
Дети: Мальчишки в армию пойдут? (Да)
Папы: Девочек с собой возьмут? (Нет)
Дети: Илья Муромец – герой? (Да)
Папы: На фронт ушел он молодой? (нет)
Дети: Соловья он победил? (Да)
Папы: Из автомата подстрелил? (Нет)
Дети: У Буратино длинный нос? (Да)
Папы: На корабле он был матрос? (Нет)
Дети: В пруду он плавал в тине? (Да)
Папы: Враги утопят Буратино? (Да)
Дети: Стоит летчик на границе? (Нет)
Папы: Он летает выше птицы? (Да)
Дети: Сегодня праздник отмечаем? (Да)
Папы: Мам и девочек поздравляем? (Нет)
Дети: Мир важней всего на свете? (Да)
Папы: Знают это даже дети? (Да)
Ведущий: а теперь продолжаем наши соревнования! И следующая эстафета называется Перенеси погоны!
Эстафета «перенеси погоны»
Участникам кладутся мешочки на плечи. Задача – пронести их до ориентира, не уронив, вернуться обратно и передать следующему участнику.
Ведущая: Нести службу нелегко. Солдаты должны быть сильными и выносливыми. Настало время самого сложного испытания «Донесение». Ваш путь будет лежать через минное поле, темный лес и вязкое болото. Первому участнику дается в руки конверт с секретным донесением в штаб, он преодолевает препятствия, отдает конверт следующему игроку. (участвуют мальчики, которые делятся на 2 команды, 2 папы держат обучи)
Эстафета «Донесение»
Проползти по мату (туннелю), пролезть через обруч (обруч держат взрослые), оббежать змейкой кегли и передать эстафету следующему участнику.
Ведущая: а следующий конкурс – творческий! Ведь солдаты должны все уметь делать и даже рисовать! Для участия приглашаются наши дорогие мужчины! Ваша задача – нарисовать открытку к 23 февраля. Но, поскольку солдаты все строго выполняют по времени – то вам нужно уложиться за 2 минуты!
Эстафета «художники»
Приглашаются 2 или 4 папы к столам, на которых листки бумаги и карандаши (фломастеры или маркеры). По команде начинаю рисовать. Ведущая засекает время.
Ведущая: наши испытания подошли к концу. Пусть не все получилось сразу, но можно с уверенностью сказать, что все достойно справились с испытаниями. А сейчас ребята прочтут стихи для своих любимых дедушек и пап!
Выходят дети, которые читают стихи
1. поздравляем мы сегодня
Дедов наших и отцов,
Дядей и братишек -
Наших славных храбрецов!
2. им желаем всем здоровья,
Удали, отваги, сил!
Боевой чтоб дух в их сердце
Лишь пылал и не остыл!
3. мужчинами гордится вся страна,
Мужчин сегодня поздравляю!
Нам с вами не страшна беда,
Вам счастья и добра желаю!
4. здоровья вам и мирных дней,
Чтоб мечты все оживали.
И с каждым днем вам быть сильней,
Чтобы печалей вы не знали!
5. братьев, дедушек и пап
С праздником поздравим!
Лучше всех они у нас-
Счастья им желаем!
Чтоб героями нам стать,
Надо с них примеры брать!
6. отважные защитники страны,
Всем садом благодарность выражаем!
За наш покой, за радужные сны
За то, что мы с улыбкой день встречаем!
7. с праздником февральским папу поздравляю,
Крепким быть и сильным от души желаю!
Будь всегда любимым и серьезным будь,
Мы тебя все любим – об этом не забудь!
Песня: «Папа может»
Ведущая: вот и заканчивается наш праздник, посвященный нашим защитникам – российским воинам.
Всем спасибо за внимание, за задор и звонкий смех!
За огонь соревнования, обеспечивший успех!
Таким образом, патриотическое воспитание посредством проведения праздников в детском саду является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
На основании глубокого изучения проблемы и анализа научно- методической литературы и практического исследования, мы можем сделать следующие выводы:
- Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельном уровне.
- Воспитание патриотизма успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
- Воспитание патриотических чувств пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре своей Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.
Список литературы:
- Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Алешина Н.В. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
- Комратова, Н.Г., Патриотическое воспитание детей 6–7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 208 с.
- Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — М: Просвещение, 1991. — 112с.
- Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду./ М. Б. Зацепина –Мозаика-Синтез, Москва, 2015. — 125с.
- Дудкина Р.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект
- Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. [Текст] / Зацепина М.Б. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-854117-1479652229.jpg)
Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1105761-1548082986.jpg)
методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-1271205-1600771709.jpg)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/25/picture-609850-1632576098.jpg)
Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».
Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения викторины "Природа вокруг нас"
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения викторины "Природа вокруг нас"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-335651-1505649572.jpg)
Методическая разработка "Методическая разработка «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр» (консультация для родителей)
В данной публикации родителям даются рекомендации как лучше развивать речь старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/19/picture-1449257-1679243108.png)
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект "Народы России".
Исторически сложилось так, что наша Родина – многонациональная страна. Издавна на её территории проживает много разных народов, каждый из которых по - своему самобытен и имеет богатые традиции. ...