Методическая разработка «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения праздников»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Богачева Ирина Викторовна

Методическая разработка содержит рекомендации по проведению праздника Дня Защитника Отечества и сценарий самого праздника с фотографиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx274.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 377 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

(МОУ детский сад № 377)

400059, г. Волгоград, ул. им. Кирова, 94а

E-mail: dou377@volgadmin.ru

Телефон: 8 (8442) 44-26-81

Сайт: http://mou377.oshkole.ru

Методическая разработка

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения праздников»

        Автор: 

        Музыкальный руководитель

        Богачева Ирина Викторовна

                                                             МОУ детский сад №377

        

Волгоград

                                   Пояснительная записка

Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема современной педагогики, одна из приоритетных задач современных ФГОС ДО. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории. Формирование этого чувства у ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно - в процессе воспитания его любви к своей семье, к своему детскому саду и, конечно же, к родной стране. Именно у детей дошкольного возраста, имеются потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В детском саду в рамках воспитательной работы детям прививают любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, городу или селу. Важной является задача воспитать в детях чувство уважения к другим народам и национальностям, ведь наша страна огромна и многонациональна.

Патриотическое воспитание осуществляется в тесной взаимосвязи с семьей. По мнению Л.В. Кокуевой, важно сформировать родительскую воспитательную позицию так, чтобы родители почувствовали и осознали всю ценность воспитания у детей тех качеств, которые способствуют гармоничным и уважительным отношениям со старшим поколением семьи, помочь родителям пробудить интерес у дошкольников к знаниям и жизненному опыту старших. Необходимо вовлечь родителей в воспитательный процесс не только в их семье, но и во всем детском саду. Это реализуемо путем участия в различных мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание дошкольников.

 В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания сформулированы как воспитание любви к Отечеству, гордости за его культурные достижения, формирование чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

Задачи:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)


Методы:
- изучение и обобщение теоретического материала по проблеме нравственно-патриотического воспитания;

- проведение календарных праздников в детском саду;

- наблюдение;

- анализ результатов проведенной работы.

Современная педагогика располагает обширным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной среды, и т.д. Но наибольшего результата можно добиться только в случае комплексного использования методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является сотрудничество с семьей. Необходимо сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов патриотического воспитания.

Актуальность целей и задачей патриотического воспитания задает направление воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, а также определяются основные формы и методы работы с детьми. При этом учитывается тесная взаимосвязь задач патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни. Это дает возможность создать как можно большее продуктивное решение задач патриотического воспитания дошкольников, определивших государством перед семьей и образовательным учреждением, как первыми социокультурными институтами, в которых ребенок получает и приобретает необходимые знания, умениями, способности, навыки, опыт. Праздник – это особое внутреннее душевное состояние, эмоциональный радостный подъем, созданный переживаниями торжественного, памятного, яркого и приятного события.

Праздничная культура остается одним из составляющих элементов патриотического воспитания. Главной целью воспитания на основе праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Основными задачами патриотического воспитания дошкольников в процессе подготовки и проведении праздников являются: приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.

Подготовка и проведение праздника в детском саду требует совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и детей для успешной организации работы всем необходимо последовательно действовать по единому плану, проходя все этапы подготовки праздника:

1 этап – предварительное планирование;

2 этап – работа над сценарием;

3 этап – предварительное знакомство детей с праздником;

4 этап – репетиции;

5 этап – проведение праздника;

6 этап – подведение итогов.

Методические рекомендации по проведению Дня Защитника Отечества в детском саду для воспитателей и музыкальных руководителей

День Защитника Отечества в детском саду подходящий повод рассказать детям, что такое смелость и отвага, способствует становлению моральных ценностей дошкольников, прививает им понятие Родины, семьи, чувства долга.

Процесс подготовки к 23 февраля в детском саду развивает детское творчество, а также создает условия для сплочения группы. Не стоит упускать такую возможность, чтобы посвятить этой памятной дате весь день. Для создания определенной праздничной атмосферы потребуются некоторые аспекты работы, которые будут освещены в данных рекомендациях.

Беседы и встречи с интересными людьми.

Перед 23 февраля в детском саду можно дать задание ребятам подготовить с родителями рассказ про защитников Отечества, которые совершают подвиги каждый день: например, пожарных и военных. Пускай ребята опишут примеры их опасной и трудной службы.

Можно договориться и пригласить папу-полицейского или папу-военного. Вот увидите, у детей будет много вопросов: и берут ли девочек в армию, и как пользоваться противогазом, и что нужно сделать для получения звания. 

Художественные выставки.

Рассматривание выставки картин («Три богатыря», «Гусар», «Рыцари», и других).

Чтение художественной литературы.

Будет интересно для детей послушать литературные произведения о защитниках Отечества, нашей Родины.
   Русская народная сказка «Никита Кожемяка», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Т. Белозеров «Вечный огонь» и др.,

 Музыкально-литературная гостиная.

Можно послушать с детьми музыкальные произведения о Родине, армии, былины в пересказе для детей «Богатыри и витязи Русской земли», прочитать стихи о защитниках Отечества

Выставка детских поделок.

На занятиях сделать аппликации и поделки на темы: «Защитники Отечества», «Наша армия», «Родина моя», «День Победы», «Богатыри Земли русской» и др. А затем устроить выставки-конкурсы работ.

Тематические развлечения и праздники:

Приоритетным условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста оказывается близкая связь с родителями. В наше время эта работа является важной и особенно трудной. Необходима большая аккуратность, такт и терпение, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не всегда считаются важными. Но родителям необходимо стать участниками работы по патриотическому воспитанию детей. Поэтому мы стараемся привлекать родителей принимать участие в праздниках.

Хорошей традицией стало проведение праздника «День защитника Отечества» в детском саду с участием родителей и детей. Праздник «День защитника Отечества» может быть проведен в форме комплексного занятия, утренника или концерта, участниками которого могут быть дети и взрослые: воспитатели, родители-военнослужащие. Интересно подобранные конкурсы на 23 февраля в детском саду не оставят равнодушными ни самых стеснительных мальчишек, ни самых серьезных пап. А также проведение спортивных праздников, где ребята смогут в соревнованиях на выявление самых смелых, быстрых и ловких.

План проведения праздника, посвященного Дню Защитника Отечества в старшей, подготовительной группах детского сада

  1. Вход под музыкальную композицию «Наша армия сильная»

(Слова: И. Резник, Музыка: Э. Ханок);

  1. Чтение стихов;
  2. Исполнение песни «Будем в армии служить»

          (Музыка: Ю. Чичкова, Слова: В. Малкова);

  1. Проведение эстафеты «Снайперы»;
  2. Проведение эстафеты «Переправа»;
  3. Танец мальчиков «Граница»;
  4. Проведение эстафеты «Кавалеристы»;
  5. Проведение интеллектуального конкурса;
  6. Проведение эстафеты «Перенеси погоны»;
  7. Проведение эстафеты «Донесение»;
  8. Проведение эстафеты «Художники»;
  9. Исполнение песни «Папа может все, что угодно»

(Слова: М. Танича, Музыка: В. Шаинского)

                                       


Школа молодого бойца

сценарий праздника, посвященного «Дню защитников Отечества» для старших и подготовительных групп детского сада

Цель: формирование патриотических чувств у дошкольников.

Задачи:

-расширять кругозор детей, активизировать знания о военных профессиях и технике;

-активизировать двигательную активность;

-совершенствовать физические навыки и умения, координацию движений;

-развивать коммуникативные навыки взаимодействия в команде;

-создать условия для гармонизации детско-родительских отношений;

-воспитывать уважение и чувство гордости, патриотизма к военнослужащим и армии России.

                                 Ход праздника

Под музыку «Наша армия» дети заходят в зал, выполняют перестроения.

Ведущая: Сегодня мы собрались, чтобы поздравить всех мужчин с Днем Защитника Отечества. Наверное, защитники есть в каждой семье – это и дедушки, и старшие братья, и, конечно же, наши любимые папы. Пожелаем им здоровья, успехов во всех делах и гордости за своих детей, которые их очень любят.

1 реб.

Сегодня день особый для мальчишек и мужчин –

День защитника Отечества знает каждый гражданин.

2 реб.

На защиту Родины в дождь и снегопад

каждый день выходит доблестный солдат!

3 реб.

на замке граница и порядок в море,

вольно быстрым птицам в голубом просторе.

4 реб.

Яблони в садах цветут, колосятся нивы.

Мирный отдых, мирный труд. Будь страна счастливой!

5 реб.

Мы шагаем браво: левой и правой,

потому, что все солдаты тоже были дошколята.

поскорей бы подрасти, чтоб в армию пойти!

После стихов выстраиваться в колонну по одному.

Песня «Будем в армии служить»

Ведущая: Пройдет немного времени, наши мальчишки подрастут и займут место тех, кто сейчас стоит на страже Родины. И сегодня этот праздник мы проведем как игру. Участвовать в ней будут все без исключения. Чтобы и девчонкам было понятно, как тяжело приходится солдатам на военной службе. Итак, добро пожаловать в «школу молодого бойца». Готовы соревноваться?

Чтобы нести службу с честью, нужно готовиться этому с детства. И первая наша эстафета на меткость и быстроту! Приглашаются 2 папы и команда девочек и мальчиков!                

                                    Эстафета «Снайперы»

Дети делятся на две команды. Участникам нужно проползти по мату по-пластунски, взять мяч (мешочек) и забросить его в корзину, расположенную на расстоянии 1,5-2 метра, которую держат папа, затем вернуться назад, передать эстафету следующему.

Ведущая: Молодцы! Все справились с испытанием! А сейчас следующее испытание на ловкость и быстроту! Участвуют команда пап и команда детей. Ваша задача перебраться через топкое болото!

                                       

Эстафета «Переправа»

По команде участники передвигаются до ориентира по массажным коврикам. 2 коврика – на одном стоят, второй кладут перед собой и встают на него, и так далее. Доходят до ориентира, берут оба коврика в руки, добегают до следующего участника и передают эстафету.

Ведущая: Да, служба солдата нелегка. Она заслужили отдых. А на отдыхе любили петь и танцевать.

Танец «Граница»

Ведущая: А сейчас продолжаем наши испытания! В штаб нужно срочно доставить важный пакет! Но доставить не просто так, а проскакать на конях, как кавалеристы! В этом испытании участвуют команда пап и команда наших мальчиков!

                                        Эстафета «Кавалеристы»

Участники делятся на 2 команды. По команде берут в руку конверт, «садятся» на деревянную лошадь и скачут до ориентира, и обратно, передают эстафету следующему участнику.

Ведущая: И наш следующий конкурс – интеллектуальный. Вам нужно  ответить на вопросы. Задавать буду по очереди ребятам и папам!

Вопросы для детей на смекалку

Дети: Наша армия сильна? (Да)

Папы: Защищает мир она? (Да)

Дети: Мальчишки в армию пойдут? (Да)

Папы: Девочек с собой возьмут? (Нет)

Дети: Илья Муромец – герой? (Да)

Папы: На фронт ушел он молодой? (нет)

Дети: Соловья он победил? (Да)

Папы: Из автомата подстрелил? (Нет)

Дети: У Буратино длинный нос? (Да)

Папы:  На корабле он был матрос? (Нет)

Дети: В пруду он плавал в тине? (Да)

Папы: Враги утопят Буратино? (Да)

Дети: Стоит летчик на границе? (Нет)

Папы:  Он летает выше птицы? (Да)

Дети: Сегодня праздник отмечаем? (Да)

Папы: Мам и девочек поздравляем? (Нет)

Дети: Мир важней всего на свете? (Да)

Папы: Знают это даже дети? (Да)

Ведущий: а теперь продолжаем наши соревнования! И следующая эстафета называется Перенеси погоны!

                                Эстафета «перенеси погоны»

Участникам кладутся мешочки на плечи. Задача – пронести их до ориентира, не уронив, вернуться обратно и передать следующему участнику.

Ведущая:  Нести службу нелегко. Солдаты должны быть сильными и выносливыми. Настало время самого сложного испытания «Донесение». Ваш путь будет лежать через минное поле, темный лес и вязкое болото. Первому участнику дается в руки конверт с секретным донесением в штаб, он преодолевает препятствия, отдает конверт следующему игроку.  (участвуют  мальчики, которые делятся на 2 команды, 2 папы держат обучи)

                                         

Эстафета «Донесение»

Проползти по мату (туннелю), пролезть через обруч (обруч держат взрослые), оббежать змейкой кегли и передать эстафету следующему участнику.

Ведущая: а следующий конкурс – творческий! Ведь солдаты должны все уметь делать и даже рисовать! Для участия приглашаются наши дорогие мужчины! Ваша задача – нарисовать открытку к 23 февраля. Но, поскольку солдаты все строго выполняют по времени – то вам нужно уложиться за 2 минуты!

                                         Эстафета «художники»

Приглашаются 2 или 4 папы к столам, на которых листки бумаги и карандаши (фломастеры или маркеры). По команде начинаю рисовать. Ведущая засекает время.

Ведущая: наши испытания подошли к концу. Пусть не все получилось сразу, но можно с уверенностью сказать, что все достойно справились с испытаниями. А сейчас ребята прочтут стихи для своих любимых дедушек и пап!

Выходят дети, которые читают стихи

1. поздравляем мы сегодня

Дедов наших и отцов,

Дядей и братишек -

Наших славных храбрецов!

2. им желаем всем здоровья,

Удали, отваги, сил!

Боевой чтоб дух в их сердце

Лишь пылал и не остыл!

3. мужчинами гордится вся страна,

Мужчин сегодня поздравляю!

Нам с вами не страшна беда,

Вам счастья и добра желаю!

4. здоровья вам и мирных дней,

Чтоб мечты все оживали.

И с каждым днем вам быть сильней,

Чтобы печалей вы не знали!

5. братьев, дедушек и пап

С праздником поздравим!

Лучше всех они у нас-

Счастья им желаем!

Чтоб героями нам стать,

Надо с них примеры брать!

6. отважные защитники страны,

Всем садом благодарность выражаем!

За наш покой, за радужные сны

За то, что мы с улыбкой день встречаем!

7. с праздником февральским папу поздравляю,

Крепким быть и сильным от души желаю!

Будь всегда любимым и серьезным будь,

Мы тебя все любим – об этом не забудь!

Песня: «Папа может»

Ведущая: вот и заканчивается наш праздник, посвященный нашим защитникам – российским воинам.

Всем спасибо за внимание, за задор и звонкий смех!

За огонь соревнования, обеспечивший успех!

Таким образом, патриотическое воспитание посредством проведения праздников в детском саду является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
На основании глубокого изучения проблемы и анализа научно- методической литературы и практического исследования, мы можем сделать следующие выводы:
-         Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельном уровне.

-         Воспитание патриотизма успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими. 
-         Воспитание патриотических чувств пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре своей Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.

           Список литературы:

  1. Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Алешина Н.В. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Комратова, Н.Г., Патриотическое воспитание детей 6–7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 208 с.
  3. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — М: Просвещение, 1991. — 112с.
  4. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду./ М. Б. Зацепина –Мозаика-Синтез, Москва, 2015. — 125с.
  5. Дудкина Р.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект
  6. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. [Текст] / Зацепина М.Б. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».

Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения викторины "Природа вокруг нас"

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения викторины "Природа вокруг нас"...

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект "Народы России".

Исторически сложилось так, что наша Родина – многонациональная страна. Издавна на её территории проживает много разных народов, каждый из которых по - своему самобытен и имеет богатые традиции. ...