Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения викторины "Природа вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения викторины "Природа вокруг нас"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Гусак Е.В.,
Кладиева И.С.,
Криволапова Т.В.,
воспитатели
МДОУ «Детский сад №6 п. Новосадовый
Белгородского района Белгородской области»,
Белгородский район, Российская Федерация
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ
«ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
Аннотация. Важное значение для формирования личности дошкольника имеет любовь к Родине, родному краю, природе, начиная с младшего возраста.
В будущем изменить миропонимание, представление и взгляды человека на окружающее очень сложно. Вследствие этого необходимо своевременно формировать интерес к природе родного края, бережное отношение к природе, её богатству и разнообразию. Особенно важным является получение проверенной информации в связи с психическими и возрастными особенностями.
Именно поэтому нужно проводить и показывать для детей игровые и интеллектуальные викторины. Лучше всего применять викторину как результат работы над темой, в экологических тематических праздниках и развлечениях.
Ключевые слова. Экологическое воспитание, викторина, растительный и животный мир, взаимопомощь, любовь и бережное отношение к природе.
Экологией называется наука о взаимодействии организма со средой обитания, а экологическое воспитание подразумевает формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и находящимся вокруг предметам. В старшем дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему природному миру. Одной из форм экологического образования считается проведение викторин, смысл которых для детей непросто переоценить.
Всем известно, что викторина – это игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных общей темой. Но чтобы она была для ребят как раз игрой, а не переходила в обычный разговор, она обязана отвечать особенностям игры, то есть содержать в себе все элементы игры: задачу, действия, правила, а еще содержать в себе элементы занимательности, быть увлекательной детям, протекать в хорошем темпе. Интерес детей к выполнению заданий и переживание интеллектуальных эмоций поддерживается внезапными игровыми ситуациями и приёмами. Также необходимость принимать решение в краткий срок, общение со сверстниками, соревновательность, удовлетворение от верного ответа и демонстрация собственных возможностей приносит ребятам большое количество веселья и впечатлений.
Значение викторины, как развлечения, заключается в сильном воздействии на чувственную сферу личности ребенка, его интеллектуального становления, так как пробуждает любознательность и радость от верных заключений. На благоприятные ощущения детей оказывает воздействие очень красивое оформление зала, музыкальный аккомпанемент, художественное слово, мини-соревнования. При применении подобной формы работы уместно использование компьютерных презентаций с элементами мультимедиа: двигающиеся рисунки, звуковые эффекты, необычные вставки, озвученный персонаж, открывающиеся и закрывающиеся окна, и многое другое.
Послушайте, какие красивые стихи написал Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Природу нужно не только любить, охранять, беречь и приумножать, но её нужно изучать. Для этого предлагаем вам провести экологическую викторину «Знатоки природы»
Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе.
Задачи: закрепить знания детей о животном и растительном мире; развивать связную речь и активный словарь; развивать у детей логическое мышление, внимание, воображение, память; закрепить умение работать в команде.
Предварительная работа: наблюдения за растениями, птицами, беседы о жизни диких и домашних животных, о лесе, заучивание пословиц, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений, беседа о правилах поведения в лесу, рассматривание иллюстраций о природе, знакомство с Красной книгой.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Оборудование: картинки с изображением животных; кубик; карточки с заданиями; фишки за правильные ответы; эмблемы; разрезные карточки; ватман; фломастеры; дипломы.
Ход викторины
Дети делятся на две команды: «Эколята» и «Зверята». У каждой своя эмблема и девиз. На столе лежат пронумерованные конверты с заданиями. Ведущий бросает кубик, какая цифра выпадет, такой конверт и открываем. Также имеется один запасной конверт для того, чтобы выявить победителя, если счет равный. Также его можно использовать в завершении викторины для проведения рефлексии. Задания выполняются двумя командами поочередно или совместно на время.
Конверт №1: задание «Загадки».
- Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)
- Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
- На потолке, в уголке висит сито, не руками свито. (Паутина)
- У стеклянных берегов не бывает рыбаков. (Аквариум)
- Вьется веревка, на конце головка. (Змея)
- Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
- По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
- Маленькие ножки, боится кошки, живет в норке, любит корки. (Мышь)
- Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной)
Конверт №2: задание «Подбери слова».
- Ранняя весна бывает, а бывает и ______________(поздняя).
- Малины ягоды сладкие, а рябины ягоды _____________(горькие).
- Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т.е.__________(вьюга, пурга).
- Сирени цветы ароматные, т.е. ______________(душистые).
- Волк-большой зверь, а еж ______________(маленький).
- Лось могучий, т.е. __________(крупный, огромный).
- Густым может быть лес, а может быть и ___________(редким).
- Год начинает январь, а декабрь________________(кончает).
Конверт №3: задание «Ответь на вопросы».
- Есть рога и копыта у какого домашнего животного? (Бык, корова, коза, баран, овца)
- Когда урожай с полей и огородов собирают? (Осенью)
- Животное, которое можно назвать длинноухим? (Заяц, осел)
- У кого есть иголки из животных? (Еж, ехидна)
- Среди других деревьев чем выделяется береза? (Цветом ствола)
- Кто всю зиму спит в лесу? (Медведь, барсук, еж)
- Дикое или домашнее животное лев? (Дикое)
- На деревьях распускаются листочки в какое время года? (Весной)
Конверт №4: задание «С закрытыми глазами нарисовать корову, козу».
Конверт №5: задание «Игра» («Разрезные картинки»). «Кто быстрее соберет осенний, зимний пейзаж».
Конверт №6: задание «Изобразить движения змеи, медведя, лягушки, зайца под музыку».
Конверт №7: задание «Составить правила посещения леса». (Предложить детям представить, что они находятся в лесу. Вспомнить, что дети видели и с кем встречались в лесу).
За каждое правильно выполненное задание команде или игроку дается один балл, который равен одной фишке. В конце викторины подсчитывается количество фишек. Команду-победительницу награждают дипломами победителей, остальных-дипломами участников викторины.
Для того, чтобы сформировалась экологическая культура у ребят, им необходимо предоставить простые научные знания о природе. Поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно, сопереживать живым созданиям (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома.
В заключении, можно сделать вывод о том, что викторина, заняв достойное место в экологическом образовании, сыграла положительную роль в формировании экологической культуры у детей.
Список использованной литературы
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (Текст) – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 496 с., ил.
- Дрязгунова В. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
- Золотова Е. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
- Экология в картинках. М., 1989.
- http://new.slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/1493-nikitina-o-a-viktorina-kak-forma-organizatsii-ekologicheskogo-vospitaniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta
- https://www.maam.ru/detskijsad/-znatoki-prirody-493278.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/13/ekologicheskiy-proekt-nash-detskiy-sad-sad-chistoty-dobroty-i-zdorovya
© Гусак Е.В., Кладиева И.С., Криволапова Т.В., 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/07/picture-385960-1670410392.jpg)
Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-608210-1458493419.jpg)
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредствам познавательно - исследовательской деятельности.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредствам познавательно - исследовательской деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/13/picture-439442-1536844130.jpg)
Статья: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ
Статья отражает систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами птиц....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-1271205-1600771709.jpg)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/25/picture-1338789-1624627773.jpg)
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Уральская горница»
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Уральская горница»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/01/picture-1432510-1667334100.jpg)
Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что неблагоприятная экологическая обстановка в районе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровь...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/08/picture-1493328-1699448278.jpg)
Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"
Систематизация исследований и практический опыт по вопросу формирования экологического воспитания посредством опытно - экспериментальной деятельности и выделения особенностей методики организаци...