Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения викторины "Природа вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения викторины "Природа вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gusak_kladieva_krivolapova.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Гусак Е.В.,

Кладиева И.С.,

Криволапова Т.В.,

воспитатели

МДОУ «Детский сад №6 п. Новосадовый

Белгородского района Белгородской области»,

Белгородский район, Российская Федерация

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ

 «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

Аннотация. Важное значение для формирования личности дошкольника имеет любовь к Родине, родному краю, природе, начиная с младшего возраста.

В будущем изменить миропонимание, представление и взгляды человека на окружающее очень сложно. Вследствие этого необходимо своевременно формировать интерес к природе родного края, бережное отношение к природе, её богатству и разнообразию. Особенно важным является получение проверенной информации в связи с психическими и возрастными особенностями.

Именно поэтому нужно проводить и показывать для детей игровые и интеллектуальные викторины. Лучше всего применять викторину как результат работы над темой, в экологических тематических праздниках и развлечениях.

Ключевые слова. Экологическое воспитание, викторина, растительный и животный мир, взаимопомощь, любовь и бережное отношение к природе.

Экологией называется наука о взаимодействии организма со средой обитания, а экологическое воспитание подразумевает формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и находящимся вокруг предметам. В старшем дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему природному миру. Одной из форм экологического образования считается проведение викторин, смысл которых для детей непросто переоценить.

Всем известно, что викторина – это игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных общей темой. Но чтобы она была для ребят как раз игрой, а не переходила в обычный разговор, она обязана отвечать особенностям игры, то есть содержать в себе все элементы игры: задачу, действия, правила, а еще содержать в себе элементы занимательности, быть увлекательной детям, протекать в хорошем темпе. Интерес детей к выполнению заданий и переживание интеллектуальных эмоций поддерживается внезапными игровыми ситуациями и приёмами. Также необходимость принимать решение в краткий срок, общение со сверстниками, соревновательность, удовлетворение от верного ответа и демонстрация собственных возможностей приносит ребятам большое количество веселья и впечатлений.

Значение викторины, как развлечения, заключается в сильном воздействии на чувственную сферу личности ребенка, его интеллектуального становления, так как пробуждает любознательность и радость от верных заключений. На благоприятные ощущения детей оказывает воздействие очень красивое оформление зала, музыкальный аккомпанемент, художественное слово, мини-соревнования. При применении подобной формы работы уместно использование компьютерных презентаций с элементами мультимедиа: двигающиеся рисунки, звуковые эффекты, необычные вставки, озвученный персонаж, открывающиеся и закрывающиеся окна, и многое другое.

Послушайте, какие красивые стихи написал Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Природу нужно не только любить, охранять, беречь и приумножать, но её нужно изучать. Для этого предлагаем вам провести экологическую викторину «Знатоки природы»

Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе.

Задачи: закрепить знания детей о животном и растительном мире; развивать связную речь и активный словарь; развивать у детей логическое мышление, внимание, воображение, память; закрепить умение работать в команде.

Предварительная работа: наблюдения за растениями, птицами, беседы о жизни диких и домашних животных, о лесе, заучивание пословиц, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений, беседа о правилах поведения в лесу, рассматривание иллюстраций о природе, знакомство с Красной книгой.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оборудование: картинки с изображением животных; кубик; карточки с заданиями; фишки за правильные ответы; эмблемы; разрезные карточки; ватман; фломастеры; дипломы.

Ход викторины

Дети делятся на две команды: «Эколята» и «Зверята». У каждой своя эмблема и девиз. На столе лежат пронумерованные конверты с заданиями. Ведущий бросает кубик, какая цифра выпадет, такой конверт и открываем. Также имеется один запасной конверт для того, чтобы выявить победителя, если счет равный. Также его можно использовать в завершении викторины для проведения рефлексии. Задания выполняются двумя командами поочередно или совместно на время.

Конверт №1: задание «Загадки».

  1. Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)
  2. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)
  3. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
  4. На потолке, в уголке висит сито, не руками свито. (Паутина)
  5. У стеклянных берегов не бывает рыбаков. (Аквариум)
  6. Вьется веревка, на конце головка. (Змея)
  7. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
  8. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
  9. Маленькие ножки, боится кошки, живет в норке, любит корки. (Мышь)
  10. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной)

Конверт №2: задание «Подбери слова».

  1. Ранняя весна бывает, а бывает и ______________(поздняя).
  2. Малины ягоды сладкие, а рябины ягоды _____________(горькие).
  3. Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т.е.__________(вьюга, пурга).
  4. Сирени цветы ароматные, т.е. ______________(душистые).

  1. Волк-большой зверь, а еж ______________(маленький).
  2. Лось могучий, т.е. __________(крупный, огромный).
  3. Густым может быть лес, а может быть и ___________(редким).
  4. Год начинает январь, а декабрь________________(кончает).

Конверт №3: задание «Ответь на вопросы».

  1. Есть рога и копыта у какого домашнего животного? (Бык, корова, коза, баран, овца)
  2. Когда урожай с полей и огородов собирают? (Осенью)
  3. Животное, которое можно назвать длинноухим? (Заяц, осел)
  4. У кого есть иголки из животных? (Еж, ехидна)
  5. Среди других деревьев чем выделяется береза? (Цветом ствола)
  6. Кто всю зиму спит в лесу? (Медведь, барсук, еж)
  7. Дикое или домашнее животное лев? (Дикое)
  8. На деревьях распускаются листочки в какое время года? (Весной)

Конверт №4: задание «С закрытыми глазами нарисовать корову, козу».

Конверт №5: задание «Игра» («Разрезные картинки»). «Кто быстрее соберет осенний, зимний пейзаж».

Конверт №6: задание «Изобразить движения змеи, медведя, лягушки, зайца под музыку».

Конверт №7: задание «Составить правила посещения леса». (Предложить детям представить, что они находятся в лесу. Вспомнить, что дети видели и с кем встречались в лесу).

За каждое правильно выполненное задание команде или игроку дается один балл, который равен одной фишке. В конце викторины подсчитывается количество фишек. Команду-победительницу награждают дипломами победителей, остальных-дипломами участников викторины.

Для того, чтобы сформировалась экологическая культура у ребят, им необходимо предоставить простые научные знания о природе. Поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно, сопереживать живым созданиям (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома.

В заключении, можно сделать вывод о том, что викторина, заняв достойное место в экологическом образовании, сыграла положительную роль в формировании экологической культуры у детей.

Список использованной литературы

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (Текст) – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 496 с., ил.
  2. Дрязгунова В. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
  3. Золотова Е. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
  4. Экология в картинках. М., 1989.
  5. http://new.slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/1493-nikitina-o-a-viktorina-kak-forma-organizatsii-ekologicheskogo-vospitaniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta
  6. https://www.maam.ru/detskijsad/-znatoki-prirody-493278.html
  7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/13/ekologicheskiy-proekt-nash-detskiy-sad-sad-chistoty-dobroty-i-zdorovya

        © Гусак Е.В., Кладиева И.С., Криволапова Т.В., 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредствам познавательно - исследовательской деятельности.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредствам познавательно - исследовательской деятельно...

Статья: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ

Статья отражает систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами птиц....

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Уральская горница»

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного  возраста посредством мини-музея «Уральская горница»...

Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что неблагоприятная экологическая обстановка в районе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровь...

Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"

Систематизация исследований и практический опыт по вопросу формирования экологического воспитания посредством опытно - экспериментальной деятельности и выделения особенностей методики организаци...