План-конспект занятия по теме "Знакомство со струнными музыкальными инструментами"
план-конспект занятия (средняя группа)

Максименко Александра Евгеньевна

Целью занятия является формирование знания о разных группах музыкальных инструментов.

Задачи занятия:

Развивать тембровый слух, зрительную и слуховую память,

Дать представление об основных особенностях строения музыкальных инструментов, звукоизвлечения и приёмах игры.

Учить различать основные группы инструментов по слуху и зрительно, группировать их по общим признакам.

Обогащать словарный запас, расширять кругозор детей, прививать любовь к музыке.

Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческих способностей детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_so_strunnymi_instrumentami.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по теме "Знакомство со струнными музыкальными инструментами".

Цель:

Формирование знания о разных группах музыкальных инструментов

Задачи:

Развивать тембровый слух, зрительную и слуховую память,

Дать представление об основных особенностях строения музыкальных инструментов, звукоизвлечения и приёмах игры.

Учить различать основные группы инструментов по слуху и зрительно, группировать их по общим признакам.

Обогащать словарный запас, расширять кругозор детей, прививать любовь к музыке.

Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческих способностей детей.

Преемственность поколений:

выступление школьников. Исполнение музыкальных произведений на скрипке, домре и гитаре.

Материалы и оборудование:

Скрипка, контрабас, домра, балалайка, гусли.

Подборка стихов о струнных музыкальных инструментах (из книги Р. Алдониной «Музыка, ее звуки и инструменты»)

Картинки с изображением симфонического оркестра и музыкальных инструментов.

Произведения для прослушивания:

русская народная песня Калинка-Малинка, Владимир Шаинский «Песенка Крокодила Гены», Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

Ход занятия.

Воспитатель:   Ребята, сегодня мы пришли в театральную комнату, чтобы поговорить о музыкальных инструментах. Посмотрите, на стеллаже лежат инструменты, что у них есть общее? Ответы детей.

Воспитатель:   Все эти инструменты имеют струны. Поэтому их называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – оркестровую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную.

Давайте, рассмотрим эти инструменты.

         

     

      Первым я беру гусли. Это самый старинный инструмент. Гусли имеют корпус, к которому крепятся струны. Звуки издают гусли певучие. На них исполняют напевные мелодии и плясовые. Звук из гуслей извлекается пальцами.    Дети рассматривают инструмент, касаются струн.

Воспитатель:  А вот балалайка.  Показ  балалайки.

Балалайка- символ русской культуры.  Под балалайку можно танцевать, петь песни и частушки. В отличии от гуслей  у балалайки всего 3 струны, зато помимо корпуса  есть еще гриф, для создания более разнообразных звуков.  Показ  грифа.  Дети рассматривают балалайку.

        А произошла балалайка от инструмента домры. Вот она.  Показ.

Корпус у домры полукруглый. Его выдалбливали люди из куска дерева, иногда делали из тыквы и даже из панциря черепахи. Струн бывает 3 или 4. Домра обладает ярким и легким голоском. Дети рассматривают домру.

Воспитатель:     Но, ребята, мы  пришли сюда  не  только инструменты рассматривать, но и  концерт  слушать....

 Итак, первым номером нашего концерта будет русская народная песня «Калинка- малинка», в исполнении ученицы 2 класса Ульяны.

-Ульяна будет играть на домре. Дети прослушивают произведение, хлопают исполнительнице.

- Теперь послушайте, как звучит самый популярный инструмент.

Выходит мальчик с гитарой.

-На каком инструменте Гриша исполнит мелодию?  (Ответы детей).

- А сейчас Гриша исполнит «Песенку Крокодила Гены».  Внимательно послушайте и обратите внимание на отличия в звучании домры  и  гитары. Звучит песня. По окончании, дети хлопают исполнителю.

Воспитатель:   Вот  гитара- современный струнный инструмент. Звук на ней извлекают, не только пальцами, но и специальной пластинкой. Звук от этого становится более звонким и чистым. Это самый популярный инструмент. На нем играют и на сцене, и дома, и в походе у костра. К корпусу и грифу крепится  6 или 7 струн.  Дети трогают струны, рассматривают гитару. 

Воспитатель:    Мы рассмотрели  1 группу струнных инструментов.

Как играют на этих инструментах? (Ответы детей).

-  сейчас немного отдохнем и продолжим занятие.

Физминутка

                                            Свистульки

У детей в ладошках птички (Показывают ладошки)

С виду птички –невелички, (Большой и указательный палец почти соединяют вместе)

Только птички не порхают, (Ладошками машут)

В небеса не улетают.            (Продолжают махать, поднимая руки вверх)

Дети их ко рту подносят,      (Руки подносят ко рту)

Дуют в птичек, те свистят    (Выдувают воздух).

 

Воспитатель:     Последний инструмент, который мы сегодня послушаем, будет скрипка. Ученица 5 класса  Диля  исполнит на скрипке «Пчелку». Послушайте, как выразительно скрипка передает полет и даже жужжание пчелы.  Девочка исполняет. Дети хлопают.

Воспитатель показывает инструмент и спрашивает:

- Чем отличается скрипка от предыдущих инструментов. (Ответы.)

- Этот инструмент имеет палочку-смычок.  Давайте рассмотрим его. К тонкой палочке натянут конский волос. Соприкасаясь со струнами инструмент создает чарующий и многообразный звук.  А сама скрипка состоит из красивого фигурного корпуса и грифа, соединенных 4 струнами.  Скрипач поддерживает скрипку подбородком, опираясь на специальную подушку на корпусе.

 Дети рассматривают инструмент.

Воспитатель:   Похожий струнно-смычковый инструмент,  но большего размера  и  не  с таким высоким и чистым голосом – это виолончель.

Показ на картинке.

-  А самый густой  и  хриплый  голос имеет  инструмент – контрабас.  Этот инструмент уже не положишь под подбородок. Он такой большой, что стоит на полу и играет на нем музыкант стоя.  И по сравнению с контрабасом смычок выглядит очень маленьким. Показ  картинку.

-  Послушайте, как звучит этот инструмент в записи.  Дети слушают. 

Воспитатель: На этом наш маленький концерт  закончен. Попросим выйти на поклон  музыкантов.  Исполнители кланяются и уходят.

Воспитатель:  Ребята,  вы  заполнили инструменты, о которых узнали сегодня? Какой инструмент вам понравился больше всего? Почему?  

А  сейчас нам пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...

Презентация "Струнные музыкальные инструменты"

В презентации представлены струнные музыкальные инструменты...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Музыкальные инструменты»

Конспект направлен на ознакомление детей с музыкальными инструментами, к конспекту приложено  мультимедийное методическое пособие для детей 5-6 летнего возраста "Инструменты"....

Презентация для детей "Струнные музыкальные инструменты"

Знакомство со струнными музыкальными инструментами. У Смурфетты в гостях. Инструменты: арфа, гитара, гусли, балалайка, скрипка и др....

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»

Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра можно сделать простым и интересным, если оно будет в игровой форме. Ведь игравая форма помогает облегчить для детей сложный материал....

Дидактическая игра "Какой инструмент звучит?" (Струнные музыкальные инструменты)

Детям предлагается угадать какой инструмент звучит....