II Муниципальные Рождественские педагогические чтения.
материал (подготовительная группа)

Соколова Лариса Рафаиловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya_peredelannoe.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов России»

                                      «Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские

годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира, - от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Нравственное воспитание дошкольников опирается прежде всего на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей.

Общечеловеческие ценности - реальность. Все люди в целостном, взаимосвязанном мире. У всех единое, общечеловеческое начало, одна Земля и среда обитания, всем одинаково нужен чистый воздух, вода, земля, тепло и солнечный свет. Во все времена людьми ценились честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, Родине, товарищество, доброта, принципиальность, а ложь, лицемерие, предательство, душевная черствость - считались качествами, недостойными “настоящих людей”.

На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях”. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек, являются одним из важнейших условий развития личности ребенка. Какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т.д.) и должны стать опорой воспитателя.

К сожалению, в настоящее время материальные ценности чаще всего доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме и любви. И, несмотря на то, что вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», проблема духовно-нравственного воспитания современных дошкольников есть наиболее актуальное направление государственной политики Российской Федерации, что отражено в Концепции модернизации образования и ФГОС.

Основы духовно-нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве. Дошкольный возраст – период самого активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина и члена нашего общества. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение, ведь ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, оценивании, осмыслении педагогики.

Особенностью дошкольного возраста является то, что по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению разнообразных обязанностей в окружающем его мире. Каждая из таких ролей, в которые играют дети, имеет большое значение в формировании их будущей общественной направленности и предполагает развитие собственных нравственных качеств: любви, доброты, нежности, отзывчивости, заботы и справедливости. В результате ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения как важного правила в отношениях между людьми.

В процессе реализации проектов по духовно-нравственному воспитанию детей-дошкольников нами представлены различные традиции, посредством которых происходит духовно-нравственное воспитание детей: русская народная сказка и сказки народов России  народные игры и песни, национальные костюмы и символика (флаги и гербы России , а также русская народная тряпичная кукла. Воспитание детей в духе народных и духовно-нравственных традиций предоставляет значительные возможности для формирования собственной картины мира, расширения мировоззрения ребенка, его опыта организации и саморегуляции своей деятельности; развивает эмпатию, помогает выработать способность управлять собственными действиями в соответствии с интересами других людей и требованиями социума.

Актуальность темы проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

В наш век интернета и глобализации человечества проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения как никогда остро стоит перед родителями и педагогами.

В связи с этим в нашем детском саду одной из ключевых целей воспитания и развития дошкольников является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала воспитанников через гармоничное построение психолого-педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях нашей страны и родного края – России .

Особенность  нашего проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами культуры народов России в целом и нашей республики в частности. Нами предлагается:

– познакомить детей с культурой русского народа и культурой народов, проживающих на территории нашей республики ;

– развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

– возрождение истинных духовных ценностей нашего народа;

– упрочнение единства и дружбы народов, проживающих на территории Российской Федерации;

– способствовать всестороннему развитию личности.

Цели и задачи проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Целью нашего проекта является разработка и апробация модели воспитания дошкольников через приобщение детей к русской и адыгейской национальной культурам, направленной на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Цель воспитания:

• Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

• Воспитывать в детях сострадание, милосердие, желание помогать нуждающимся, умение прощать обиды и быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях с окружающими людьми, а также патриотизм и любовь к Родине.

• Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю и народным играм.

• Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

• Вызвать интерес у воспитателей и родителей к дальнейшему изучению народных и культурных традиций народов России, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачей духовно-нравственного воспитания является формирование у ребенка понимания каждого человека, как наивысшей ценности, и отношения к нему, соответственно этому понятию. Важно с первых шагов общения малыша с окружающими научить его почитать каждого человека – взрослого или сверстника, «чужого» или «своего» – всех, чтобы к людям ребенок относился внимательно, бережно, умел считаться с их мнением.

Задачи воспитания:

• Изучить литературу по данной теме.

• Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей.

• Создавать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

• Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родной республики.

• Развивать правовую базу духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта и деятельности детского сада.

• Воспитывать патриотические чувства к Родине и малой родине, связывающие разные поколения.

• Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

• Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

• Формировать художественно-речевые навыки, обогащать словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения следующими терминами: «любовь», «дружба», «милосердие», «уважение», «сострадание», «терпимость», «доброта», «традиции», «патриотизм».

• Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми, раскрывая значение культуры и нравственности в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами народной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада у русского и адыгского народов.

• Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями народные и календарные праздники.

• Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам собственного труда и труда других людей.

Для реализации нашего проекта мы используем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный и практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

• показа сказок и сказаний (педагогами, детьми);

• рассматривания картин, книжных иллюстраций, репродукций;

• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

• наблюдений;

• экскурсий;

• интерактивных занятий;

• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем;

• чтения сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы педагога, детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания и отгадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей о своих впечатлениях;

• разбора житейских ситуаций.

Практический метод используется, когда необходимо:

• организовать продуктивную деятельность: ИЗО (впечатления после занятия-утренника, прочитанной народной сказки или сказания, ручной труд (изготовление аппликаций на тему символики нашей страны и республики, национального костюма, изготовление русской традиционной тряпичной куклы и т. д.);

• организовать проведение различных игр: со строительным материалом («Дом моей семьи», дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижные («Проводы Масленицы», малоподвижные («Ты – мне, я – тебе») и др.

Формы работы, используемые при реализации проекта по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она является фундаментальным источником духовного роста в дошкольном возрасте, прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного бытия. В этом состоит ее колоссальная развивающая сила. Игра вводит детей в новый «необыденный» мир – мир социальных отношений людей, их общих смыслов.

Методы, применяемые в духовно-нравственной воспитательной деятельности дошкольного учреждения, реализуются в виде следующих форм:

• бесед («Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»);

• интерактивных занятий («Образ любящей матери в произведениях русского народного творчества», «Пословицы и поговорки о маме», чтение русских и адыгейских народных сказок и сказаний);

• творческих работ – изготовление портретов мам или всей семьи из различных материалов; заучивание стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек к праздникам День матери и 8 Марта;

• совместные мероприятия, проводимые для детей и их мам, бабушек («Викторина «Наши мамы самые, самые…», концерт ко Дню матери, организованный силами детей и с приглашением мам и бабушек в качестве гостей);

• чтение народных и авторских сказок;

• цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;

• тематические выставки детского творчества;

• знакомство детей с жизнью защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы как часть занятия по ознакомлению с окружающим миром перед Днем защитника Отечества, Днем Победы;

• экскурсии в Национальный музей Республики Адыгея и другие музеи с целью ознакомления с особенностями быта и жизни народов нашей республики;

• экскурсии на природу (красота окружающего мира);

• слушание музыки и песен на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

• постановки сценок на нравственные темы (о трудолюбии, об уважении старших, о дружбе, о доброте и любви).

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, героев родной страны или республики мы можем показать, каким должен быть человек, являющийся патриотом своей страны, своей Родины, испытывающий к ней любовь и сострадание. Русская и адыгейская культурная традиция свято хранит образы героев-защитников Отечества. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, так как это реальные исторические личности (Илья Муромец,  многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет музыка и народное пение. Слушая их, дети проходят путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику до вершин творчества русских композиторов.

В течение года также обязательно ведётся работа по народным и православным праздникам, с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Пасха, и другие.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества, мы вводим детей в мир духовно-нравственных образов.

Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу детей-дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, различные варианты возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

В результате нашей работы по проекту духовно-нравственного воспитания дошкольников, мы уже достигли и продолжаем достигать следующих результатов:

• у большинства детей повысился интерес к народному творчеству;

• развились фантазия и воображение, реализуемые в процессе индивидуального и коллективного творчества;

• у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата в семье для полноценного развития ребенка;

• расширились представления о влиянии народного творчества на развитие ребёнка;

• дошкольники стали обращать внимание на те стороны действительности, которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости;

• поддержание в детях уверенность в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего им неминуемого наказания за совершенный проступок;

• забота о том, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, к взрослым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на "I Муниципальных рождественских образовательных чтениях «Школа, семья, Церковь: духовно – нравственные основы и пути развития».

Доклад по теме:  «Опыт работы МКДОУ №1 «Улыбка» по духовно-нравственному воспитанию детей через сетевое взаимодействие с социальными партнерами»....

Рождественские педагогические чтения по теме: "Нравственные ценности и будущее человечества".

Цель: Создание условий для взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе духовно-нравственного воспитания детей посредством театрализованной деятельности....

IV Муниципальные Рождественские Образовательные Чтения

.Тема: "Великая Победа:наследие и наследники"...