Главные вкладки

    Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «ТРИЗ» в дошкольном образовании
    методическая разработка

    Болдина Елена Александровна

    Методические рекомендации по использованию

    педагогической технологии

    «ТРИЗ»

    в дошкольном образовании

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_5.docx26.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка» г. Цимлянска

    _____________________________________________________________________________

    347320  Ростовская обл., г. Цимлянск, ул. Октябрьская, 39   тел. (291) 2-49-08    ИНН 6137006469

    Методические рекомендации по использованию

    педагогической технологии

    «ТРИЗ»

    в дошкольном образовании

    Составила : воспитатель  1 квалификационной категории

    Болдина Е.А.

    Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

    Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

    Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

    Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

    Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

    В дошкольной педагогике этот метод получил распространения благодаря вкладу доктора педагогических наук, профессору Академии педагогики МЭГУ, а некогда методиста детского сада Анны Михайловны Страунинг. Она является автором многочисленных пособий и разработок для педагогов детских садов и одним их авторов программы «Росток». В свое время она проводила многочисленные семинары по всей стране, обучая педагогов.

    Технология ТРИЗ очень органично вписалась в деятельность детских садов. Ведь с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ педагога, родителей на детский вопрос рождает новые вопросы. Дошкольный возраст недаром называют возрастом « почемучек». Не случаен детский феномен: после первых слов мама, папа, вдруг вырывается «я сам». В этом «я сам» важно усмотреть первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, инициативе, неосознанному желанию проявить себя.

    Технология ТРИЗ хорошо соотносится с природой ребенка - дошкольника и важно не упустить момент, когда его познавательный интерес высок.

    Её использование способствует реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, т.к. она направлена на достижение новых образовательных результатов дошкольного образования, зафиксированных во ФГОС ДО в виде целевых ориентиров.

    Технология ТРИЗ в дошкольном образовании направлена на:

    • активное и одновременное развитие у него процессов мышления, речи и воображения, памяти, внимания;
    • расширение знаний детей об окружающем мире посредством использования элементов ТРИЗ, методов развития творческого воображения, компьютерных обучающих программ;
    • постепенное использование детьми полученных знаний и умений в разных видах самостоятельной деятельности: художественной, речевой, игровой, исследовательской, коммуникативной и др.

    Сущность ТРИЗ:

    • ТРИЗ основывается на знании законов развития систем. Любой объект существует не просто сам по себе, а находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями (в определенной системе взаимодействия) и эта система находится в постоянном развитии.
    • ТРИЗ предполагает рациональное организованное использование информации. Это означает, что ребенку предъявляется не сразу вся информация, а только целесообразная (т.е. соответствующая цели), в определенной дозе, последовательности и в оправданной степени сложности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
    • ТРИЗ предусматривает управление мышлением ребенка в процессе решения задачи. При этом педагог не просто тренирует мышление (указание: думай, думай внимательнее, еще подумай и пр.) и при этом не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели (предлагает, демонстрирует приемы, способы «думания»).

    Основные принципы ТРИЗ:

    Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора.

    Принцип открытости. Предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условия творческого задания закладываются разные варианты решения.

    Принцип деятельности. Любое творческое задание включает практическую деятельность.

    Принцип обратной связи. Воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

    Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

    Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач.

    Алгоритм решения изобретательских задач

    Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.    

    Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

    Для решения ТРИЗовских задач можно выделить следующие этапы работы:

    Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между деревом и травой? Что общее между плакатом и окном? и др.

    Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый шкаф, удобный и красивый. Как выжить в глухом лесу, где есть только коробки с конфетами?

    Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймал злодей и хочет съесть. Что делать?».

    На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

    Методы активизации мышления

    Методов активизации мышления и развития творческого воображения очень много.

    Многие из них я успешно использую в своей работе:

    Например:

    • словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, объяснение);
    • наглядные методы (демонстрация, иллюстрация);
    • игровые методы (дидактические, игры-инсценировки, симуляционные игры, когда ребенок погружается в сказочную или и иную ситуацию);
    • практические методы (упражнение, исследования).

    ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать изобретательские задачи.

    При этом кроме общих используются специфические методы:

    Методы, основанные на системном подходе:

    • Системный оператор*;
    • Метод снежного кома;
    • Метод золотой рыбки;
    • Ступенчатый эвроритм;
    • Данетка* и др.

    Методы психологической активизации мышления:

    • Мозговой штурм *;
    • Синектика*;
    • Метод контрольных вопросов;
    • Морфологический анализ*;
    • Метод Робинзона*;
    • Типовое фантазирование* и др.

    Методы, основанные на математическом подходе:

    • Бином фантазии;
    • Фантастическое вычитание;
    • Фантастическое умножение;
    • Метод « Наоборот»;
    • Оператор РВС;
    • Простые приемы фантазирования и др.

    Методы, основанные на перемене мест:

    • Перемена мест;
    • Метод каталога*;
    • Метод фокальных объектов*;
    • Метод изменения оценки;
    • Метод взаимного обмена;
    • Фантограмма и др.

    Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2015 году. Сначала пересмотрела методический материал по данной технологии, имеющийся в нашем детском саду, познакомилась с опытом работу педагогов на интернет сайтах.

    Дети моей, старшей группы, очень затруднялись в придумывании рассказов, и поэтому в занятия по развитию речи я стала включать элементы ТРИЗ. Особый этап у нас проходил по работе со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок.

    Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

    Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Страшилу, Мальвину и лису украла злая ведьма и превратила в пчёлок. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили царевну Цветов….” Дальше начиналась творческая совместная работа детей и воспитателя.


    Знакомые герои в новых обстоятельствах.

    Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. 
    Сказка "Красная шапочка”. Новая ситуация: на пути девочки встречается добрый волшебник.

    Дети моей группы знакомились с буквами, и чтобы этот процесс проходил интересно и плодотворно, я в своей работе использовала вот такие методы ТРИЗ:

     Рукотворные буквы. Дети выкладывали буквы на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин, «рисовали» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам дети придумывали соответствующие названия: «каменные», «лесные», «макаронные». Попутно сочиняли истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.

     Буквы на дереве, или «Принеси то, не знаю что».

    Мы с детьми пекли буквы из соленого теста, раскрашивали пестрыми узорами или просто тонировали и развешивали на «буквенном дереве».

    Затем среди играющих выбирается царь. Он усаживается на «трон» и обращается к одному из детей (или взрослых): «Поди туда - не знаю, куда; принеси то - не знаю, что». После этих слов царь крепко зажмуривает глаза. А игрок, к которому обратились, подходит к дереву и «срывает» с него букву. Затем «путешественник» возвращается к царю:

    «Ходил я за горы высокие, ходил за моря глубокие. И набрел я на чудо-дерево, и принес тебе, царь, подарочек. Глаз своих не открывай, что за буква - отгадай!». Царь берет букву в руки, ощупывает ее и называет.

    Игроки могут загадать короткое слово. Тогда царь, ощупав буквы, пытается отгадать, какое слово они составляют.

    Очередность быть царем может определяться по жребию или считалкой.

    Такая игра очень нравилась моим детям и очень помогала запомнить буквы.

    В своей работе я использовала и другие методы технологии - ТРИЗ, работу вела в системе, ведь именно системно-функциональный подход и комплекс методов, применяемых в ТРИЗ - технологии, способствуют развитию познавательных и творческих способностей дошкольников.

    Таким образом, последовательная система изучения тем, методов по ТРИЗ в сочетании с последовательным формированием познавательных и креативных способностей дошкольников решает актуальные и современные проблемы будущего развития человека с сильным, организованным мышлением, мировоззрением создателя и хранителя планеты Земля.


    Список использованных информационных источников

    1.Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Мн., 2008.

    2.Корзун А.В. «Цели, задачи и содержание ТРИЗ – педагогики». Саратов, 2008.

    3. Лебедева Л.В., Козина И.В. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя, старшая, подготовительная группа». М., Центр педагогического образования, 2009.

    4. Журналы «Ребёнок в детском саду» - 2001г. – 1, 4; 2002г. - №6.

    5. Материалы семинара по теме: Технология ТРИЗ в дошкольном образовании» в рамках 3 Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование новой школы: реализация образовательных стандартов» по направлению «Дошкольное образование».

    6. Интернет сайты: infourok.ru; maam.ru; nsportal.ru; ptdo@aova.ru.

    7. Cидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творчеcкому раccказыванию по картине. Ульяновcк, 2007




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

    Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

    Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «Технология решения изобретательских задач» в дошкольном образовании

    Моя работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Педагогические технологии реализации ФГОС дошкольного образования». В ней я описываю технологию ТРИЗ, привожу практическ...

    Использование современных педагогических технологии в системе дошкольного образования.

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...

    «Методические рекомендации по использованию мультипликационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста по изучению ПДД в условия реализации ФГОС»

    В век информационного прогресса компьютерные технологии быстро входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые...

    Буклет Игры разума использование приемов и методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовании

    ТРИЗ теория решения изобретательских задачØ - это возможность научить детей мыслить творчески и креативноØ - основы системного-функционального подхода, диалектического,  образно-ассоц...