Главные вкладки

    Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «Технология решения изобретательских задач» в дошкольном образовании
    методическая разработка по теме

    Любовь Владимировна Лычангина

     Моя работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Педагогические технологии реализации ФГОС дошкольного образования». В ней я описываю технологию ТРИЗ, привожу практические примеры её использования в своей педагогической деятельности.

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ТРИЗ-технология26.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. «Технология решения изобретательских задач»

    2. В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют ФГОС дошкольного образования.

    Применение означенной технологии в дошкольном образовании направлено на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

    3. Сущность (описание) педагогической технологии (теория).

    В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. это прикладная диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту.

            Элементы ТРИЗа прекрасно стали вживаться в дошкольное воспитание, благодаря техническим работникам города Норильска М. Шустерман и А.Шуб, которые разработали методику в соответствии с возрастными особенностями детей 4-7 лет.

    Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

            Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

                            Для этого необходимо:

    1. Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей
    2. Иметь специальную игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность.
    3. В конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать детей навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «интервью», «копилка новостей», «доскажи предложение» и другие; обсуждение планов на будущее (вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …..); продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом, желательно, обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующим режимным моментом. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.
    4. Проводить на втором году обучения не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.
    5. Быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуацию.

    Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки , игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождении противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

    В любом общении с детьми нужно стараться базироваться на методах РТВ (развитие творческого воображения). Одно из направлений – использование изобразительной деятельности, как основополагающего компонента в обучении детей творческому мышлению на базе ТРИЗ. Использование лепки, аппликации, конструирования важно для начального моделирования каких-нибудь изобретений или ситуаций. Но для полного творческого раскрепощения детей необходимо стимулировать фантазию применительно к созиданию – это главное в тризовской педагогике.

            Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

            Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.

    Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

    4. В своей работе применяю элементы ТРИЗ (инструментарий) в виде развивающих игр.

    Игры на формирование умения выделять функции объекта

    «Что умеет делать»

    (проводится с середины 2 младшей группы)

    Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

    Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

    Ход игры:

    Воспитатель: Что может слон?

    Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает

    Игры на формирование умения выделять функции объекта

    Игры на определение линии развития объекта

    «Раньше – позже»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

    Ход игры:

    Воспитатель: посмотрите, какая  медведя сделана берлога?

    Дети: Большая, крепкая, добротная.

    Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

    Дети: Ее не было, росли деревья.

    Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

    Дети: Росли маленькие ростки.

    Воспитатель: А еще раньше?

    Дети: Семечки в земле.

    Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

    Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

    Игры на выявление подсистемных связей

    «Где живет?»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

    Ход игры:

    Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

    Воспитатель: Где живет медведь?

    Дети: В лесу, зоопарке.

    Воспитатель: А еще?

    Дети: В мультиках, в книжках.

    Воспитатель: Где живет собака?

    Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

    Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

    «Хорошо – плохо»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

    Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

    Ход игры:

    Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

    Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

    Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

    Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

    Игры на сравнение систем

    «На что похоже»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

    Примечание:  Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

    Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

    Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

    Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

    Игра на классификацию объекта

    «Все в мире перепуталось»

    (проводится со 2 младшей группы).

    Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.

    Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

    Правила игры со средней группой:

    Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом.  Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.)

    Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).

    Ход игры:

    Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7

    Дети: К природному.

    Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?

    Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.

    Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».

    Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?

    Дети: К природному.

    Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?

    Дети: Бобер живет и на земле и в воде.

    Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.

    Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.

    Игра Пространственная «да – нет ка»

    (с игрушками, геометрическими формами)

    Цель: обучение мыслительному действию.

    Ход:

    1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

    На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

    Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

    1. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

    Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

    Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

    Дети: Это справа (слева) от середины?

    Затем дети делят лист по горизонтали:

    - Это ближе 9дальше) от меня?

    Это слева (справа) от телевизора?

    Это в верхней половине? (нижней половине?)

    В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.

    Достигнутые образовательные результаты.

    - дети интересуются окружающими предметами и активно действуют с ними; эмоционально вовлекаются  в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

    - используют специфические, культурно фиксированные предметные действия - стремятся проявлять самостоятельность в игровом поведении;

    - овладевают активной речью, включенной в общение; обращаются ко мне с вопросами и просьбами, понимают речь взрослых; знают названия окружающих предметов и игрушек;

    - стремятся к общению со взрослыми;

    - проявляют интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями

    - проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремятся двигаться под музыку; эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства;

    - обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и к себе самому

    4. Список использованных информационных источников

     (включая Интернет-источники).

     1)Модуль 2.

    «ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

    2)Модуль 3.

     «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

     В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

    3)Социальная сеть работников
    образования nsportal.ru
     «ТРИЗ в детском саду» (Бирюкова Е.И.)

     4)Социальная сеть работников
    образования nsportal.ru
     « ТРИЗ - игры для дошкольников» (Черепанова Е.Н.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач

    В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического пл...

    Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

    Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

    Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «ТРИЗ» в дошкольном образовании

    Методические рекомендации по использованиюпедагогической технологии«ТРИЗ»в дошкольном образовании...

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием методов ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) в старшей группе

    Тема: «Вода и огонь – наши друзья».Цель: Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружа...

    Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»

    Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....