Развитие общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка (старшая группа)

Овсяникова Наталья Андреевна

Развитие общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

 

Диагностика коммуникативной сферы.

 

Цель: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со   сверстниками   с   помощью   методики   «Картинки»   (авторы   Е.О.Смирнова и Е.А.Калягина).

Описание методики «Картинки».

Исходная   ситуация.    Взрослый   показывает   детям   картинки   с   изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых

фигурирует обиженный персонаж

Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе.

Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?»

Ход исследования: В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы детского сада. Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с друзьями,    которая   помогла   диагностировать   умение   общаться   ситуативно-личностно.

Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?

Анализ результатов: Получены очень тревожные результаты по коммуникативной компетентности   в   общении   со   сверстниками.   Пять  лет  -  возраст,   который характеризуется    наиболее интенсивным    общением:    закладываются    основы межличностных   отношений   и   сотрудничества,   дети   приобретают   основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы. Однако достаточно высокую  социальную  компетентность  мы  обнаружили  лишь  у  20% обследуемых   дошкольников,   т.   е.   только   эти   дети   могли   конструктивно   и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях. Около 50%  проявляли   полную   беспомощность.   Одни   ответы  («Не   знаю» «Заплачу»,    «Позову    маму»)    говорили    о    явно    недостаточной    социальной компетентности,  другие («Побью», «Стукну») носили агрессивный характер.

Рекомендации: Включать в учебную и игровую деятельность игры-пятиминутки, направленные на устранение конфликтов, формирование доброго отношения к сверстникам.

Формирование доброжелательных отношений с помощью игр.

Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Игры можно проводить в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Содержание занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе занятий нужно подвести детей к тому, что считаем главным, - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам.

Главный метод - непосредственное взаимодействие.

На занятиях дети, как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа «от простого к сложному». В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться, «выпустить пар».

                                                                       

Игры занятия формируют:

- Коммуникативные способности и качества.

- Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

- Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие». -- - Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

- Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

- Умение взаимодействовать и сотрудничать.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

Диагностика коммуникативной сферы.

Цель: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со   сверстниками   с   помощью   методики   «Картинки»   (авторы   Е.О.Смирнова и Е.А.Калягина).

Описание методики «Картинки».

Исходная   ситуация.    Взрослый   показывает   детям   картинки   с   изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых

фигурирует обиженный персонаж

Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе.

Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?»

Ход исследования: В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы детского сада. Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с друзьями,    которая   помогла   диагностировать   умение   общаться   ситуативно-личностно.

Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?

Анализ результатов: Получены очень тревожные результаты по коммуникативной компетентности   в   общении   со   сверстниками.   Пять  лет  -  возраст,   который характеризуется    наиболее интенсивным    общением:    закладываются    основы межличностных   отношений   и   сотрудничества,   дети   приобретают   основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы. Однако достаточно высокую  социальную  компетентность  мы  обнаружили  лишь  у  20% обследуемых   дошкольников,   т.   е.   только   эти   дети   могли   конструктивно   и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях. Около 50%  проявляли   полную   беспомощность.   Одни   ответы  («Не   знаю» «Заплачу»,    «Позову    маму»)    говорили    о    явно    недостаточной    социальной компетентности,  другие («Побью», «Стукну») носили агрессивный характер.

Рекомендации: Включать в учебную и игровую деятельность игры-пятиминутки, направленные на устранение конфликтов, формирование доброго отношения к сверстникам.

Формирование доброжелательных отношений с помощью игр.

Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Игры можно проводить в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Содержание занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе занятий нужно подвести детей к тому, что считаем главным, - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам.

Главный метод - непосредственное взаимодействие.

На занятиях дети, как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа «от простого к сложному». В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться, «выпустить пар».

Игры занятия формируют:

- Коммуникативные способности и качества.

- Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

- Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие». -- - Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

- Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

- Умение взаимодействовать и сотрудничать.

И Г Р Ы

«ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ»

Цель:  переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр - запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. Современные дети в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен: «дочки- матери», «постройки из кубиков», «больница». В таких играх дети используют стандартный набор игровых действий и речевых высказываний. Для преодоления сложившихся игровых стереотипов детям  предлагают игры с необычными сюжетами, в которых они могут выбирать для себя любые роли; все равны и каждый может делать то, что он хочет. В каждой игре вводится свой язык «условных сигналов», которыми участники могут обмениваться для коммуникации. В основном эти «условные сигналы» выражаются в физическом контакте. Кроме того, в игры не вводится никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т. п.). Если ребенок не соглашался отложить свою любимую игрушку во время занятий, ему предлагалось посадить игрушку рядом с собой в качестве полноценного участника общей игры, но с условием, что он будет уделять ей столько же внимания, сколько остальным ребятам. Как показывает практика, дети быстро забывают об игрушке, увлекшись общей игрой. Взрослый играет вместе с детьми, показывая образцы игровых действий. В игру приглашаются только желающие. В случае,  если  дети  не  присоединяются,  взрослый  не  настаивает,  но  стремиться ненавязчиво заинтересовать их и привлечь к общей игре. Время от времени взрослый комментирует происходящее и направляет игру (например: «Пришла ночь и звери ложатся спать» или «Выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра»).

Игра «Жизнь в лесу» Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо, же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда - начали. Сейчас - утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

Игра «Добрые эльфы» Воспитатель садится на пол и собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон - дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня будут людьми, а те, кто по левую - эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь,

люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и «спят», дети- эльфы - подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т.д. Потом дети меняются ролями.

«ВНИМАНИЕ ДРУГ К ДРУГУ»

Цель: формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.

Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник, сколько его отношение к ним. Задачей игр стало отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников, и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого детям предлагаются задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен был максимально сосредоточиться на другом. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого и, через уподобление, почувствовать общность с ним. Есть традиционные игры, такие как «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», и новые игры, разработанные авторами.

Игра «Общий круг» Взрослый собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас (единственным верным решением здесь является создание круга), - когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.

Игра «Театр теней»  «У каждого из вас есть тень, - объясняет взрослый. - Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она - наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она - как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим, друг на друга, попробуем, друг с другом пообщаться, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая, ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети, вместе со взрослым, молча, передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше. Можно видеть, что каждая из этих игр требует пристального внимания к другому - его движениям, взглядам, голосу. Проблемных детей (демонстративных, агрессивных, обидчивых) попросите быть ведущими и первыми показывать образцы движений, жестов или мимики. Замкнутым, застенчивым детям мы, напротив, старайтесь первое время не давать ведущих ролей, позволяйте им оставаться в тени и привыкнуть к обстановке эксперимента. Постепенно у «проблемных» детей снижался уровень агрессии, и они начинают легко «подстраиваться» под сверстника.

«СОГЛАСОВАННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ»

Цель: научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Правила игр задаются таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. Остановимся на описании некоторых игр, требующих согласованности движений.

Игра «Сороконожка» Взрослый рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала - медленно, чтобы не запутаться. А теперь - чуть быстрее. Воспитатель помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем взрослый говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.

Игра «Лепим скульптуры» Взрослый помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас будет скульптором, а другой - глиной. Глина - очень мягкий и послушный материал. Сейчас я дам каждому скульптору фотографию его будущей скульптуры, не показывайте ее партнеру. Внимательно посмотрите на свою фотографию и попробуйте вылепить из своего партнера точно такую же статую. При этом вы не можете разговаривать, ведь глина не знает языка и не может вас понять». Взрослый раздает детям фотографии различных статуй и памятников. Затем выбирает любого ребенка, и начинает «лепить» из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию своего будущего памятника. После этого, дети «лепят» самостоятельно, взрослый следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам. После этого, взрослый вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями.

«ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ»

Цель игры направленна на переживание общих эмоций. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом.

Игра «Скалолазы» На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может поместиться в нем, только крепко прижавшись, друг к другу. Взрослый говорит: «Вы - скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

-  «Мы - скалолазы До верха дошли, Ветра проказы Нам не страшны. Запомнили? Тогда, вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой -глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять только очень тесно прижавшись, друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга и поют песенку скалолазов.

«ВЗАИМОПОМОЩЬ»

Цель: провоцировать взаимопомощь друг другу. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а скорее прагматический или нормативный характер: помогаю, потому, что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того, чтобы дети действительно хотели помочь другому, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Только после того, дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства, можно использовать игры, требующие от детей сопереживания другому, дающие им возможность помочь и поддержать сверстника. Вот несколько примеров подобных игр.

Игра «Старенькая бабушка» Взрослый делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

«Улицу» рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. «Поводырю» нужно уберечь «старичков» от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору, (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

Игра «Живые куклы» Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас -ребенок, а другой - его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин - выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. В следующей игре дети поменяются ролями.

«ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель: научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.  

Только после того, как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов и в группе преобладает дружелюбная и спокойная атмосфера, можно переходить к  играм, специально направленным на словесное выражение своего отношения к другому.

Делая сверстнику комплименты, выражая ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. Вот несколько игр, позволяющих выразить словами доброе отношение к другому.

Игра «Комплименты» Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: «У тебя такие красивые тапочки»; «С тобой так хорошо играть»; «Ты умеешь петь и танцевать лучше всех». Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Конкурс хвастунов» Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас.  Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. (Не забывайте, что это конкурс). Выиграет тот, кто лучше похвалит своего соседа, кто найдет в нем больше достоинств». После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные это достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости воспитатель может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок). Такой приз вызывает даже у самого замкнутого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств. Игры этого этапа развивают способность видеть в сверстнике его достоинства, говорить о них, доставляя другому удовольствие и радуясь вместе с ним.

переживали не только дети, получавшие комплименты, но и те, кто их делал. Интересно, что впервые на этом этапе дети были готовы уступить друг другу привлекательную роль.

«ПОМОЩЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель: делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.

Нравственное воспитание начинается с организации совместной деятельности, когда дети объединяются друг с другом в процессе выполнения определенного задания. Общение в таком случае направлено на достижение общего результата. Однако, дети, фиксированные на своих интересах и не готовые воспринимать настроение и действия других, не способны к такой совместной деятельности. Такого рода деятельность может провоцировать повышение демонстративности и конкурентности. Занятия на совместную деятельность проводятся только тогда, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения.  Дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Так, например, широко использовалась игра «Мастер и подмастерья», где для того, чтобы один мастер выиграл у другого, подмастерья должны всячески помогать ему (при аппликации - вырезать необходимые детали, при лепке - разминать пластилин, лепить отдельные детали, при мозаике -подыскивать элементы нужного размера и цвета). Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

Таким образом, содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга. С проблемным ребенком в необходимо что бы паре был взрослый. Убедившись, что такой ребенок увлекся, можно переключить его на игру с другими детьми. В крайнем случае, в наиболее трудной ситуации мягко выведите его из игры, предложив какое-либо индивидуальное занятие (Lego, кубики и пр.).

Заканчивать игру нужно в тот момент, когда педагог замечает, что дети устали, отступают от правил. Тогда, собрав всех вокруг себя в хоровод и сообщив, что игра окончена, взрослый предлагает попрощаться, скажем, в виде какого-либо ритуала (например, протягивает детям руку, или сами дети мягко дотрагиваются до плеча соседа). Ритуалом можно заканчивать каждое занятие.

Заключение

Взаимоотношения с окружающими, формирующиеся у детей в процессе той или иной деятельности, характеризуются следующим: если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, у него возникают чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов.

По данным психологов, стремление вместе играть, больше выражено у детей старших групп. С возрастом ребенка, особенно в школьный период, укрепляются «деловые связи» (в труде, на занятиях).

 Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками  у тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает»). Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.

Как воспитывать у ребенка умение

 соблюдать правила поведения?

Надо не только говорить детям о необходимости следовать тому или иному правилу, но и доступно разъяснять, почему это надо делать. В противном случае ребенок рассматривает правило исключительно как личное требование педагога. И если спросить его, например, о том, почему нельзя шуметь в спальне, когда все еще спят, он отвечает: «Потому что воспитатель заругает». Каждое правило конкретизируют. В старшей же группе необходимо учить дошкольников извиняться, вежливо просить разрешения пройти, вежливо отказываться от предлагаемого блюда и т. п. Педагогу надо следить за тем, чтобы ребенок выполнял правила и дома, и в детском саду; систематически напоминать, советовать, как надо себя вести в том или ином случае, и выражать уверенность, что воспитанник не забудет поступить должным образом.

Для формирования у детей обобщенных представлений надо использовать этические беседы и беседы о явлениях общественной жизни; вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных диафильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Делают это без излишнего морализирования, но так, чтобы у ребенка возникла потребность совершать аналогичные нравственные поступки.

Формируя навыки общения, надо поднимать авторитет новичка в глазах детей: наделять такого ребенка дополнительной, неизвестной детям информацией, чтобы вызвать у них интерес к общению с новичком; учить его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в коллективных играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие общения и взаимодействия детей младшего дошкольного возраста со сверстниками»

Общение младших дошкольнико со сверстниками.Какое влияние оказывают сверстники на личность ребенка....

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дети с ЗПР имеют значительное отставание в развитии коммуникативной деятельности в сравнении с полноценно развивающимися сверстниками....

Сборник игр и упражнений для развития навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста

Целью  сборника является: развития навыков общения дошкольников со сверстниками является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстнике друзей и партнеров....

Статья на тему «Особенности формирования общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте»

В статье представлены особенности формирования общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте...

Рекомендации для педагогов о возможности использования коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте

Рекомендации для педагогов о возможности использования коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте:Подобрать игры – приветствия для положител...