"Актуальные проблемы обучения дошкольников
статья

Матвеева Светлана Викторовна

Для большинства людей приобретение образования — одно из самых важных дел в жизни. Они стремятся хорошо окончить школу, приобрести высшее образование, для того чтобы в дальнейшем найти работу по своей специальности и обеспечивать себя в будущем. Однако, человек может быть очень образованным и в то же время совершенно финансово безграмотным. Многие образованные люди трудятся непосильным трудом и зарабатывают действительно не мало денег, но едва сводят концы с концами, берут кредиты, залезают в долги, а о осуществлении мечты и речи быть не может. Так в чем же заключается финансовая грамотность? - если это не знание математики, экономики или финансирования?

Если говорить простым языком, то финансовая грамотность – это достаточный уровень знаний и навыков, который позволяет принимать осознанные и эффективные решения в различных областях управления личными финансами, таких как сбережения, инвестиции, недвижимость, страхование, налоговое и пенсионное планирование. Отсутствие финансовой грамотности может привести к принятию неразумных финансовых решений, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на финансовое состояние человека и даже загнать его в долговую яму. 

Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. А значит на экономику страны в целом!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_problemy_obucheniya_doshkolnikov.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Для большинства людей приобретение образования — одно из самых важных дел в жизни. Они стремятся хорошо окончить школу, приобрести высшее образование, для того чтобы в дальнейшем найти работу по своей специальности и обеспечивать себя в будущем. Однако, человек может быть очень образованным и в то же время совершенно финансово безграмотным. Многие образованные люди трудятся непосильным трудом и зарабатывают действительно не мало денег, но едва сводят концы с концами, берут кредиты, залезают в долги, а о осуществлении мечты и речи быть не может. Так в чем же заключается финансовая грамотность? - если это не знание математики, экономики или финансирования?

Если говорить простым языком, то финансовая грамотность – это достаточный уровень знаний и навыков, который позволяет принимать осознанные и эффективные решения в различных областях управления личными финансами, таких как сбережения, инвестиции, недвижимость, страхование, налоговое и пенсионное планирование. Отсутствие финансовой грамотности может привести к принятию неразумных финансовых решений, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на финансовое состояние человека и даже загнать его в долговую яму.  

Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. А значит на экономику страны в целом!

Исследование показывают, что такой целевой группе, как дети и молодежь уделяется особое внимание. Актуальность обучения рассматриваемой возрастной группы возрастает в связи с очень низкой осведомленностью детей и молодежи в финансовых вопросах. А ведь важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы

Современные подходы к обучению дошкольников финансовой грамотности

Знакомить детей с финансовой грамотностью необходимо. И начинать нужно со следующих аспектов.

1. Умение экономить и копить.

Объясните детям, что у ребенка всегда есть выбор - как поступить с деньгами.

Ребенок должен задумываться, как лучше распоряжаться деньгами: отложить в конверт «на мечту» или пойти в магазин и потратить всё «на сладости» прямо сейчас? Можно купить очередную «игрушку-безделушку», а можно предпочесть отложить на «велосипед» - копить придется дольше, отказаться от сладостей и от игрушки, но зато это велосипед, о котором он так мечтает. Таким образом, вы будете учить ребенка не поддаваться импульсивным тратам, удовлетворению сиюминутных желаний, а копить на далекую, но крупную цель. Эти умения прививаются путем дидактических игр и упражнений, через проектную деятельность.

2. Понимание цены труда.

Дети должны четко понимать, что деньги зарабатываются трудом! Взрослым стоит рассказывать о своей работе, о том, как порой приходится потрудиться, чтобы закончить проект, или заключить сделку, или построить дом… При этом стоит подчеркивать, что любой труд – это хорошо, а плохо – это сидеть без работы!

Ребенку можно предложить составить список дел, который он обязан выполнять в любом случае и список дел, за которые сможет получать какое-то вознаграждение. Можно поощрять за выдающиеся достижения в учебе и большое старание.

3. Умение говорить о деньгах.

У нас по-прежнему не принято обсуждать с детьми финансовые вопросы. А потом мы все удивляемся, почему некоторые молодые люди в 18-20 лет неожиданно для себя открывают, что деньги не растут в папином кошельке, а их нужно зарабатывать! Бывает так, что взрослые почему-то могут обсуждать с детьми свои различные неурядицы, а денежные вопросы – это табуированная тема. Дети должны знать о финансах семьи, должны уметь об этом говорить с родителями, а родители, в свою очередь, уметь говорить с детьми!

4. Умение тратить с умом и жить по средствам.

С детьми стоит обсуждать «умные» и «не умные» расходы лучше всего на примере различных образовательных ситуациях. Например: медвежонок купил себе много-много сладостей, а когда пришла зима – ему нечего было одеть. Необходимо объяснить, в чем ошибка медвежонка? – Медвежонку можно было вместо большого объема конфет, купить зимнюю обувь, и на сдачу купить немного конфет и тогда медвежонку не пришлось бы мерзнуть зимой! Можно предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «День рождение», «Праздник для друзей» и т.п. Для этого детям обозначают некоторую сумму денег, которые они могут потратить на это день рождение, допустим 100рублей. Вместо реальных денег могут быть наклейки, бутафорные деньги, сделанные из бумаги и т.д.

Детям нужно объяснить, что деньги нужно тратить очень аккуратно и необходимо быть бережливым. Вначале, детям предлагается обратиться в агентство по организации праздников и выяснить, что услуги агентства стоят, предположим, 500 рублей. Дети должны сами подойти к выводу, что услугами агентства мы воспользоваться не можем, так как у нас недостаточно денег для этого. Дети должны решить сами, что праздник мы должны организовать самостоятельно. Взрослый должен нацелить из каких составляющих состоит подготовка к празднику и попросить детей разделится на группы. Одни идут в магазин за продуктами, чтобы испечь торт,и приготовить угощение, другие идут в магазин за свечками и шарами, а также за красками и бумагой, чтобы нарисовать поздравительный плакат. Четвертые разучивают роли, берут «напрокат» костюмы, чтобы подготовить веселые номера. В итоге, деньги потрачены все, праздник получился на славу! Конечно, взрослому по ходу действий надо помогать детям, давать советы, следить за всеми участниками процесса, но решения дети должны принимать сами, а также делать свои выводы!

В этой игре дети должны понять, что жить нужно и можно только по тем средствам, которые есть в наличии, и выходить за бюджет не в коем случае нельзя.

5. Развивайте навыки предприимчивости.

Привлекайте детей к деловой активности, чтобы они с дошкольного возраста развивали навыки предприимчивости в зарабатывании денег. Нужно найти позитивные модели для подражания, так как в нашем обществе принято связывать богатствос нечистоплотностью, и даже криминалом. Объясните детям на примерах, пусть западных, что это не так. Что с помощью денег можно делать мир лучше. Деньги делают человека свободнее, открывают границы, расширяют горизонты. Создавайте у детей образ состоятельного человека. Например, расскажите ребенку об основателе компания ИКЕА, который первые свои деньги зарабатывал еще в младших классах: он просто точил карандаши и продавал их чуть дороже.

6. Культивируйте щедрость и благотворительность.

Расскажите детям, что благотворительность и щедрость являются обратной стороной и результатом умения экономить. Деньги лучше тратить на правильные, благородные вещи, а не на импульсивные желания и «хотелки». Покажите детям, что бытьбогатым это хорошо еще и потому, что можно помогать тем, кто нуждается в помощи.

В этом отличие экономного человека от жадного! Так прививается воспитание нравственности.

Книги, кино, театры, концерты, путешествия, благотворительность - все это составляющие жизни духовно развитого человека! Но на все это нужны деньги. Необходимо объяснить детям, что деньги – это средства для удовлетворения этих прекрасных желаний. И если вы хотите быть свободными, счастливыми и образованными, то вам придется потрудиться и самостоятельно заработать деньги! Именно заработать!

А не ждать, что деньги вам кто-то даст просто так! Объясните, что кто-то тратит последние деньги на крутую машину, а кто-то предпочитает ездить на своей старой машине и еще путешествовать. Существует стереотип, что деньги развращают и говорить о них с ребенком не надо. Часто от родителей слышатся такие мнения: я не хочу, чтобы мой ребенок превратился в американского подростка, у которого в голове одни деньги, и никакой духовности, пусть лучше он читает Достоевского, чем считает деньги. Но, следует знать, что деньги и духовность – это отнюдь не взаимоисключающие вещи, а скорее наоборот!

Нужно рассказать, что богатый человек не будет кичится своими деньгами, не будет гнаться за новейшими брендами, за модными вещами только потому, что они - модные!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы обучения детей.

Дoшкoльнoe oбрaзoвaниe являeтcя нeoтъeмлeмoй cocтaвнoй чacтью и пeрвьɪм звeнoм в eдинoй cиcтeмe нeпрeрьɪвнoгo oбрaзoвaния, гдe прoиcхoдит фoрмирoвaниe ocнoв личнocти.Бeccпoрнo cиcтeмa coврeмeннoгo дoш...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Статья " Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах"

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогахОдной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является: обеспечение безопас...

Современные проблемы обучения дошкольников правилам дорожного движения

В данной статье описаны основные проблемные вопросы, возникающие при обучении дошкольников Правилам дорожного движения в современных условиях. Материал полезен методистам, старшим воспитателям и воспи...

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах...

КПК «Поведенческие проблемы обучения дошкольников и младших школьников: рекомендации по профилактике и коррекции»

КПК  «Поведенческие проблемы обучения дошкольников и младших школьников: рекомендации по профилактике и коррекции»...