Статья по проекту "Воспитание патриотизма у дошкольников"
статья (подготовительная группа)

Морозова Ирина Алексеевна

Патриотическое воспитание  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_microsoft_word_3.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

  «Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А.Н.Толстой.

          Дошкольникам, особенно  детям  старшего возраста,  доступно чувство любви к своей семье, родному городу,  к  родной  природе,  к  своей  Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

          Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию  нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.

          В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно - игровую,  продуктивную, трудовую,  художественно - литературное творчество.

Совместно с родителями в группе создан уголок по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаг и герб Российской Федерации, В уголке имеются  различные карты России. Фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города  Ессентуки, книгами об истории и  достопримечательностях, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы .

Для занятий по патриотическому воспитанию были разработаны конспекты занятий, подобраны сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. Совместно с родителями и детьми создан макет «Мой город» и лепбук с подборкой материала на тему «Моя малая-Родина». Получился очень красочный наглядный объемный макет города  с дорогами, домами, дорожными знаками. Дети будут определять местонахождение нашего детского сада, близлежащих магазинов, школы и т.д.  Эти макеты мы используем в других видах деятельности: на занятиях,  в самостоятельной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.

  Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит  от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей.

В «Уголках для родителей» были выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. Было проведено анкетирование «Что такое патриотизм?» В своей работе я запланировала использовать различные формы работы с детьми:

  • Познавательные занятия:

- изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о Москве - столице России, о её истории.

-  «Ессентуки - мой край родной» - знакомство детей с культурой и традициями родного края.

- «Герои войны», «Дети-герои» - знакомство с подвигами российских солдат, проявлявших героическое мужество в те страшные для Отечества времена. 

  • Чтение художественных произведений: народных, экологических сказок, рассказов, стихов о природе.
  • Беседы - рассуждения, создание проблемных ситуаций. Следует отметить речевую работу: обогащение и активизацию словаря, умение высказывать свое мнение, составлять рассказы по ознакомлению детей с родным городом, краем.
  • Организованное наблюдение окружающей действительности: кто и что их окружает, как трудятся люди, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.
  • Продуктивная деятельность. Чем интереснее было  наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.
  • Утренники и развлечения: «Защитники Отечества», «День Победы». С традициями русского народа дети будут знакомиться, участвуя в народных праздниках.
  • Участие на конкурсах.

          Вся целенаправленная деятельность способствует формированию патриотических чувств дошкольников. Дети становятся более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они будут более рассудительными, будут узнавать и называть улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимать красоту окружающего мира, с сочувствием относиться ко всему живому, у детей формируется  чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.

          Можно сделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития. История формирует пространство — временные представления, расширяет кругозор, учит детей уважать жизнь и достижения предков, культуру своего народа. Можно ли говорить о воспитании любви к своей стране без сообщения детям определенных знаний о ней? Дети должны знать, что у каждого человека есть Родина, родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя — помочь показать детям их страну, в которой они живут через историю, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Но маленький человек очень часто с трудом отличает то, что произошло с ним накануне, от того, что было в прошлом году. Как же в таком случае быть? Ведь рассказать ему, возможно, придётся о событиях столетней или даже тысячелетней давности. История для дошкольников может стать очень интересной и увлекательной, если её правильно преподнести. Это одно из средств патриотического, культурного и духовного воспитания — важно правильно начать знакомить ребенка с историей, чтобы было интересно. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция — самые сильнодействующие факторы воспитания. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПАТРИОТИЗМ и ДОШКОЛЬНИК»

1.               Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и...

Воспитание патриотизма у дошкольников

Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Совершенно ясно, что если граждане не будут с ответственностью относиться к своей стране — у этой страны не будет будущего. Вопрос о п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НИТ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:В статье представлен опыт работы по внедрению НИТ в образовательный процесс ДОУ на начальном этапе. Рассмотрены проблемы, с которыми пришлось столкнуться и возможные пути их решения. Ц...

"Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у дошкольников".

Основная цель моей педагогической практики состоит в том, чтобы, используя в воспитательно-образовательном процессе краеведческий компонент, добиться положительных результатов в нравственно-патриотиче...

"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

Воспитание патриотизма у дошкольников

Информация для родителей по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма....