Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Страна Чудес»
методическая разработка (старшая группа)

Юрьева Екатерина Юрьевна

Создать условия, способствующие развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000618ab-3c0f2be9.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

в старшей группе «Страна Чудес»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с свойствами воды, подсолнечного масла. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение. Создавать условия, способствующие развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через исследовательскую деятельность. Упражнять в умении анализировать, делать выводы.

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации. Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении задания.

Предварительная работа: рассматривание карты мира, глобуса, проведение опытов с водой, беседа «Вода в нашей жизни», познавательные презентации о воде, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Материал: емкости с водой, соль, сироп шиповника, пластмассовый контейнер, молоко, морковно-яблочный сок, подсолнечное масло, вареные и сырые яйца, прозрачные пластиковые стаканчики, разведенные пищевые красители в шприцах без иголок, квадратные листочки бумаги для записей, пластмассовые яйца-контейнеры, ключ пластмассовый, ключ металлический, капельки-настроения.

Ход занятия

Звучит спокойная, тихая музыка.

Воспитатель: Доброе утро, всем. Сегодня прекрасная осенняя погода, которая подарит нам хороший день.

Придумано кем-то, просто и мудро.

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Психологическая установка

Воспитатель: А сейчас вместе с вами вдохнем через носик хорошее настроение, здоровье, удачу, доброту, красоту, а через ротик выдохнем все наши огорчения и обиды.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Моя дочка тоже, как и вы, очень любит сказки! Особенно волшебные сказки с добрыми феями и волшебниками. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко в некотором царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает фея. Эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться. А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?

Дети: Да!

Воспитатель: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всем сердцем верить в чудеса, закрыть глазки и всем вместе произнести волшебные слова. Я сейчас скажу их вам, а вы постарайтесь запомнить и повторить вместе со мной:

Волшебная фея нам помоги,

В ладоши хлопнем

Раз, два, три.

(Под музыку появляется Фея с сундучком и волшебной палочкой. Дети открывают глаза).

Воспитатель: Вот мы и очутились в сказочной стране. Как здесь необычно, красиво. А кто это встречает нас?

Фея: Здравствуйте, ребята!  Добро пожаловать в нашу сказочную страну. Она очень красивая: с зелеными лесами, разноцветными цветами, синими морями и солнечными городами. Живут в этой стране очень дружные, веселые, любознательные и трудолюбивые жители. Они любят проводить время вместе, катаются на качелях, бегают по лужам под радугой, разговаривают с животными, птицами и цветами на их сказочном языке, дружат с эльфами, поют и танцуют. И есть у них любимый сундучок Чудес. Хотите ли вы, познакомимся с некоторыми его чудесами?

Дети: Да.

Опыт «Волшебница вода»

Воспитатель: Ну, что же фея, мы готовы познавать новое и интересное.

Фея: Я загадаю вам загадку, а, отгадав её, вы узнаете, с чем будет связанно моё первое чудо.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Дети: Вода.

Воспитатель: С этим заданием вы справились.

Фея: А сейчас я вам покажу моё чудо, попробуйте склеить два листочка бумаги, не используя клеящие вещества.

Дети: Но ведь так не бывает.

Воспитатель: Давайте все вместе подойдем к нашим столам, и попробуем это сделать с помощью воды.

Воспитатель: Дети, возьмите листочки бумаги, намочите их водой, но не полностью, приложите друг к другу, слегка прижмите и попробуйте сдвинуть их. Получилось их сдвинуть?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как вы думаете, что будет с листочками, когда они высохнут?

Дети. Они распадутся, перестанут держаться.

Опыт «Не смешай три вещества»

Фея: Ну а следующее чудо покажется вам вообще невыполнимым. Нужно налить три жидкости в сосуд так, что бы они ни смешались.

Воспитатель: Попробуем справиться с этим заданием. Возьмем сироп, нальем на дно сосуда, потом добавим сок, а сверху нальем растительное масло. Все эти жидкости образовали свой слой и не перемешались. Воспитатель: Как вы думаете, почему так произошло?

(Высказывание гипотез.)

Воспитатель: Правильно. Самый тяжелый у нас сироп, самое легкое масло, которое стремится наверх, а между ними занял место сок. Понаблюдайте дома, когда мама готовит пищу, и вы сможете увидеть эту закономерность. Таким образом, всплывает на поверхность воды и нефть, которая разливается из танкера. Из-за этого погибают жители водоемов, так как им нечем дышать. Маслянистая пленка покрывает поверхность и кислород, которым дышат рыбы, морские млекопитающие не поступает в воду.

Опыт «Танцующая вода»

Воспитатель: А хотите эти частички затанцуют? Закройте глазки, и посчитайте до пяти.

(В это время добавляю шипучую таблетку).

Воспитатель: Давайте и мы с вами чуть-чуть подвигаемся.

Физкультминутка

(Звучит музыка. Выполняется физминутка под песню группы «Непоседы» «Страна Чудес»)

Фея: У меня есть ещё одно чудо. Ребята, а кто сможет среди яиц найти сырое, не разбивая его. А как понять, где сырое, а где вареное?

Опыт   «Вареное или сырое?

Воспитатель: У вас на столах лежат яйца, два из которых сырые, а другие вареные. Попробуйте их покрутить на столе, и все ли они одинаково себя ведут?

(Дети крутят яйцо на столе. Отварные яйца крутятся, а сырые нет.)

Воспитатель. Это происходит потому, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Опыт «Пресная или соленная»

Воспитатель: Давайте мы с вами проверим, чем отличается соленая вода от пресной? Для этого проведем опыт с яйцом. Нужно взять две миски с водой. В одну налить обычную воду, в другой воду подсолить. Положим яйцо сначала в пресную воду. Что с ним происходит?

Дети. Оно утонуло.

Воспитатель. А другое яйцо положим в соленую воду. Понаблюдаем, что с ним произойдет.

Дети. Оно плавать наверху.

Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать?

Дети. Соленая вода держит лучше.

Воспитатель. А кто может вспомнить, где в жизни мы сталкиваемся с подобным явлением?

Дети: На море. Морская вода лучше держит нас, чем речная или вода в бассейне.

Воспитатель:  Фея, а ты любишь рисовать?

Фея: Конечно, особенно красками.  А чем любите рисовать вы?

Дети: Карандашами, красками, мелками.

Воспитатель: А еще умею рисовать на молоке.

Опыт  «Узоры на молоке»

(В емкость с молоком поочередно добавляются с помощью одноразовых шприцов, разведенные в воде пищевые красители. Дети наблюдают, рассказывают, на что похожи разводы на молоке и за смешиванием цветов.)

Фея: Ребята, мне очень понравилось у вас, но меня ждут жители моей страны. Я приготовила для вас подарки. Ой, а где же ключик от волшебного сундучка? Помогите мне найти металлический ключик, который спрятан  в одном из пластмассовых яиц, не открывая их.

Опыт  «Где спрятан ключик»

(Вместе с детьми проверяем предположения на практике и показываю взаимодействие магнита с различными предметами (пластмасса, металл).

Фея: Вот мой ключик. Вы чудо помощники! Я вам очень благодарна.

(Фея открывает сундучок).

Фея: Посмотрите, какие вкусные чудеса у меня были спрятаны в сундучке. (Угощения для детей).

Воспитатель: Спасибо, Фея за твои маленькие волшебства!

Фея: Ну, что ж ребята, мне пора возвращаться. До свиданья, до новых встреч.

Рефлексия занятия: 

Воспитатель Я горжусь вами! Вы так старались! Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:  1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойст...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух»

Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе "Волшебство и чудеса"

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебство и чудеса»Задачи:Образовательные:Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическоемышлени...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства»

Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.Задачи:Образовательны...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: « Экспериментируем со снегом и льдом»

формирование исследовательского и познавательного интереса черезэкспериментирование со льдом и снегом....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Электрические чудеса»

 Конспект занятия «Электрические чудеса»Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно- экспериментальной деятельности...