Главные вкладки

    Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста».
    книга (младшая группа)

    Дидура Зинаида Владимировна

     

           Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих.

          

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 888.docx15.18 КБ

    Предварительный просмотр:

         Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста».

      Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих.

          Одним из главных компонентов обучения общению является речевое развитие детей. Этот процесс работы над развитием речи нередко бывает длительным и не простым. Но это не страшно. Профессия воспитателя как раз и замечательна тем, что на твоих глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей, становится богаче речь - средство выражения мыслей и чувств. Работая с ребёнком, даже самым маленьким, который только начинает говорить, мы, взрослые, вкладываем в него частичку своей души, своего сердца.

         Речь является средством приобретения знаний, развития психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения. Речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием маленького человечка. Обучая ребёнка родной речи, взрослые, одновременно способствуют развитию его интеллекта и эмоциональной сферы.

        Звучащая речь входит в жизнь малыша ещё до появления на свет, что небезразлично для будущего психического благополучия ребёнка. Мать начинает разговаривать с ним, когда он ещё не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врождённой повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Общение малыша с матерью не проходит бесследно. С первых месяцев жизни он активно откликается на голос матери и других близких, которые находятся с ним рядом с момента его рождения. От степени близости между взрослыми и малышом, характера общения между ними во многом будет зависеть развитие ребёнка, его речь.

        Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребёнок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать. Так как речь развивается в процессе подражания. Когда ребёнок приходит в детский сад, расширяется круг его общения. Он учится общаться со сверстниками и взрослыми. Ребёнок учится слушать, слышать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Большие требования предъявляются к речи воспитателя. Речь должна быть чёткой выразительной, неторопливой.

        Речь развивается тогда, когда у ребёнка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого необходимо создать определённые условия. Для успешного развития ребёнка нужна предметно-развивающая среда, так как ведущей деятельностью становится предметная. Ребёнок раннего возраста очень активно осваивает действия с игрушками (пирамидками, машинками, куклами и т.д.), театрами (кукольный, настольный пальчиковый и т.д.), проявляет интерес к предметам ближнего окружения, особенно к тем, что в руках взрослого. Он пытается подражать действиям взрослых и их речи. Главная задача воспитателя сделать деятельность насыщенной и разнообразной. При общении с ребёнком важно комментировать свои действия и сопровождать речью действия ребёнка с предметами. Он будет запоминать названия предметов, их свойств, названия действий. Впечатления, накопленные малышом в предметной деятельности, создают основу для обогащения и расширения словаря. Необходимо поощрять попытки ребёнка самостоятельно говорить. Малыш начинает активно разговаривать, когда взрослые захотят его слушать.

         Особенно во время адаптации необходимо создавать развивающую среду, которая привлекает внимание детей, и наполнять её разнообразным материалом и оборудованием. Больше всего детей привлекает книжный уголок, театральный уголок, особенно и пальчиковый театр. Малыши с удовольствием слушают и смотрят сказку с любимыми героями, у них поднимается настроение, развивается речь. Театральные игры оказывают большое влияние на всестороннее развитие детей, воздействует целым комплексом художественных средств.

        Художественная литература также является важным помощником в трудном деле воспитания вообще и развития речи в частности. Надо как можно чаще рассказывать, читать детям народные и авторские сказки, потешки, стишки. Дети любят слушать стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского. Литературные произведения этих авторов остаются верными спутниками на протяжении всего детства. А также любую деятельность необходимо сопровождать произведениями устного народного творчества (потешки при умывании, одевании и т.д.).

        Ещё очень важное средство развития речи ребёнка - это стимуляция мелкой моторики. Необходимо развивать подвижность и ловкость пальчиков малыша. Чем лучше он овладеет движениями своих ручек, тем больше успехов будет в его речи. Средств для этого предостаточно: игрушки, предметы разных размеров и форм, игры, в том числе и пальчиковый театр и т. д.

         Качество речи - показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Поэтому необходимо создавать такую обстановку, в которой малыш не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью. Лучше всего получается это через игру (настольную, дидактическую, подвижную, хороводную).

    Развитие речи в раннем детстве идёт по двум линиям: совершенствуется внимание к речи взрослых и формируется собственная активная речь. Речь начинает выполнять свои ведущие функции: коммуникативную (формируется потребность в речевом общении), познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребёнку собственного опыта), регулирующую (ребёнок начинает сопровождать свои действия речь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».

    Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и...

    Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста».

    Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста». Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, кото...

    Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста

    laquo;Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития реч...

    Статья. Методы и приёмы развития речи детей младшего дошкольного возраста

    Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста...

    Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста».

    Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих....

    Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

    Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....