Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (младшая группа)

Литвякова Вера Владимировна

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

 На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.



 

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

 1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

 Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Цель проекта: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Задачи для педагога:

 научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;

показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

 развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

 Задачи для родителей:

 учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

 Участники проекта:

 1. Воспитатель;

2. Дети;

3. Родители и другие члены семьи.

Средства достижения поставленных задач:

  • применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
  • использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;
  • информационные листы для родителей;
  • разучивание стихов, потешек;
  • использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.

Условия:

 Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возраста детей, необходимую методическую литературу по данной теме.

 1. Игра «Цветные столбики»

2. Игра на развитие мелкой моторики «Цветные бусы»

3. Мозаика 50 деталей

4. Пирамидка «Сияние»

5. Кубики в картинках

6. Мозаика мелкая «Полянка»

7. Пазлы «Гусеница»

8. Набор «Строим вместе» (54 кубика)

9. Конструктор «Строитель»

10. Пальчиковый театр «Колобок»

11. Пальчиковый театр «Репка»

12. Пальчиковый театр «Теремок»

13. Пальчиковый тренажёр «Лунтик»

 Приобретена методическая литература по данной теме.

 Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки.

 Длительность проекта: в течение учебного года (с сентября 2018г. по май 2018г.)

 Предполагаемый результат:

 Дети:

  • проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
  • увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
  • дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
  • отзывы родителей и педагогов;
  • у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

 Родители:

  • родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
  • родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

 Этапы проекта:

 I. Подготовительный этап:

 Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме.

 Подготовка наглядного материала:

  • письменных консультаций, стендов информации;
  • современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.
  • оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др.;
  • выставки детских работ «Ваза из фасоли» и др.

 II. Основной этап реализации проекта:

  • составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
  • разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
  • обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
  • включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

 Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

 — перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

 — выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

 — при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

 — выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

— не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

 — вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

— никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

— стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

 Работа с родителями:

  • выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
  • консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;
  • мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
  • беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
  • родительские собрания: знакомство с проектом «Весёлые ручки»;
  • Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
  • семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

 III. Заключительный этап

 Анализ эффективности  проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx137.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития» детский сад № 156

Утверждено:

Заведующий МБДОУ № 156

___________Ю.Г.Алонзова

«____» ___________20___г.

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста

Подготовила:

 Воспитатель Литвякова Вера Владимировна

Владивосток

2018 г.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

 На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.



Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

 1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

 Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Цель проекта: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Задачи для педагога:

 научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;

показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

 развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

 Задачи для родителей:

 учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

 Участники проекта:

 1. Воспитатель;

2. Дети;

3. Родители и другие члены семьи.

Средства достижения поставленных задач:

  • применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
  • использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;
  • информационные листы для родителей;
  • разучивание стихов, потешек;
  • использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.

Условия:

 Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возраста детей, необходимую методическую литературу по данной теме.

 1. Игра «Цветные столбики»

2. Игра на развитие мелкой моторики «Цветные бусы»

3. Мозаика 50 деталей

4. Пирамидка «Сияние»

5. Кубики в картинках

6. Мозаика мелкая «Полянка»

7. Пазлы «Гусеница»

8. Набор «Строим вместе» (54 кубика)

9. Конструктор «Строитель»

10. Пальчиковый театр «Колобок»

11. Пальчиковый театр «Репка»

12. Пальчиковый театр «Теремок»

13. Пальчиковый тренажёр «Лунтик»

 Приобретена методическая литература по данной теме.

 Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки.

 Длительность проекта: в течение учебного года (с сентября 2018г. по май 2018г.)

 Предполагаемый результат:

 Дети:

  • проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
  • увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
  • дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
  • отзывы родителей и педагогов;
  • у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

 Родители:

  • родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
  • родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

 Этапы проекта:

 I. Подготовительный этап:

 Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме.

 Подготовка наглядного материала:

  • письменных консультаций, стендов информации;
  • современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.
  • оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др.;
  • выставки детских работ «Ваза из фасоли» и др.

 II. Основной этап реализации проекта:

  • составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
  • разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
  • обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
  • включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

 Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

 — перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

 — выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

 — при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

 — выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

— не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

 — вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

— никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

— стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

 Работа с родителями:

  • выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
  • консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;
  • мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
  • беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
  • родительские собрания: знакомство с проектом «Весёлые ручки»;
  • Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
  • семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

 III. Заключительный этап

 Анализ эффективности  проекта.

  План выполнения проекта

Виды деятельности

Цели и задачи

1.

Изучение тематики, формулировка проблемы.

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

2.

Изучение родителями методической литературы

Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.

3.

Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр для педагогов и родителей.

Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

4.

Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.

Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

5.

Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики».

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

6.

Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр.

7.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

8.

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

9.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

10.

Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями.

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

11.

Постановка новой проблемы: «Теневой театр».

Разработать план работы по развитию речи детей посредством театральной деятельности.

 

Перечень используемой литературы:

  1. Пальчиковая гимнастика Автор: Чернова Елена Ивановна, Тимофеева Елена Юрьевна, Издательство: Корона-Принт, 2018 г.
  2. Артикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей, Автор: Куликовская Татьяна Анатольевна, Редактор: Арбекова Н. Е., Издательство: Гном, 2014 г.
  3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение, Автор: Коноваленко Вилена Васильевна, Коноваленко Светлана Владимировна, Редактор: Коноваленко Вилена Васильевна, Издательство: Гном, 2017 г.
  4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду, Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна, Художник: Воронова О. В., Редактор: Вайполина Марина Олеговна, Издательство: Каро, 2017 г.
  5. Пальчиковая гимнастика. Для детей 3-5 лет (DVD), Автор: Пелинский Игорь, Издательство: Сова-Фильм, 2014 г.
  6. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников, Автор: Новиковская Ольга Андреевна, Художник: Двинина Л., Левко Л., Серебрякова О., Редактор: Воронцова М., Издательство: АСТ, 2011 г
  7. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. ФГОС ДО, Автор: Шмелева Екатерина Борисовна, Художник: Полухин В. И., Редактор: Веслинский Ю. И., Издательство: Ювента, 2015 г.

 График ознакомления детей с пальчиковой гимнастикой II младшая группа

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2013/01/%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и...

«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

работа по теме "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Статья для родителей: "Пальчиковые игры-эффективный способ развития речи детей младшего дошкольного возраста"

quot;Пальчиковые игры-эффективный способ развития речи детей младшего возраста"...