Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста».
статья по развитию речи (младшая группа)

Коновалова Елена Геннадиевна

Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста». Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих. Одним из главных компонентов обучения общению является речевое развитие детей. Этот процесс работы над развитием речи нередко бывает длительным и не простым. Но это не страшно. Профессия воспитателя как раз и замечательна тем, что на твоих глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей, становится богаче речь - средство выражения мыслей и чувств. Работая с ребёнком, даже самым маленьким, который только начинает говорить, мы, взрослые, вкладываем в него частичку своей души, своего сердца. Речь является средством приобретения знаний, развития психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения. Речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием маленького человечка. Обучая ребёнка родной речи, взрослые, одновременно способствуют развитию его интеллекта и эмоциональной сферы. Звучащая речь входит в жизнь малыша ещё до появления на свет, что небезразлично для будущего психического благополучия ребёнка. Мать начинает разговаривать с ним, когда он ещё не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врождённой повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Общение малыша с матерью не проходит бесследно. С первых месяцев жизни он активно откликается на голос матери и других близких, которые находятся с ним рядом с момента его рождения. От степени близости между взрослыми и малышом, характера общения между ними во многом будет зависеть развитие ребёнка, его речь. Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребёнок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать. Так как речь развивается в процессе подражания. Когда ребёнок приходит в детский сад, расширяется круг его общения. Он учится общаться со сверстниками и взрослыми. Ребёнок учится слушать, слышать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Большие требования предъявляются к речи воспитателя. Речь должна быть чёткой выразительной, неторопливой. Речь развивается тогда, когда у ребёнка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого необходимо создать определённые условия. Для успешного развития ребёнка нужна предметно-развивающая среда, так как ведущей деятельностью становится предметная. Ребёнок раннего возраста очень активно осваивает действия с игрушками (пирамидками, машинками, куклами и т.д.), театрами (кукольный, настольный пальчиковый и т.д.), проявляет интерес к предметам ближнего окружения, особенно к тем, что в руках взрослого. Он пытается подражать действиям взрослых и их речи. Главная задача воспитателя сделать деятельность насыщенной и разнообразной. При общении с ребёнком важно комментировать свои действия и сопровождать речью действия ребёнка с предметами. Он будет запоминать названия предметов, их свойств, названия действий. Впечатления, накопленные малышом в предметной деятельности, создают основу для обогащения и расширения словаря. Необходимо поощрять попытки ребёнка самостоятельно говорить. Малыш начинает активно разговаривать, когда взрослые захотят его слушать. Особенно во время адаптации необходимо создавать развивающую среду, которая привлекает внимание детей, и наполнять её разнообразным материалом и оборудованием. Больше всего детей привлекает книжный уголок, театральный уголок, особенно и пальчиковый театр. Малыши с удовольствием слушают и смотрят сказку с любимыми героями, у них поднимается настроение, развивается речь. Театральные игры оказывают большое влияние на всестороннее развитие детей, воздействует целым комплексом художественных средств. Художественная литература также является важным помощником в трудном деле воспитания вообще и развития речи в частности. Надо как можно чаще рассказывать, читать детям народные и авторские сказки, потешки, стишки. Дети любят слушать стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского. Литературные произведения этих авторов остаются верными спутниками на протяжении всего детства. А также любую деятельность необходимо сопровождать произведениями устного народного творчества (потешки при умывании, одевании и т.д.). Ещё очень важное средство развития речи ребёнка - это стимуляция мелкой моторики. Необходимо развивать подвижность и ловкость пальчиков малыша. Чем лучше он овладеет движениями своих ручек, тем больше успехов будет в его речи. Средств для этого предостаточно: игрушки, предметы разных размеров и форм, игры, в том числе и пальчиковый театр и т. д. Качество речи - показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Поэтому необходимо создавать такую обстановку, в которой малыш не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью. Лучше всего получается это через игру (настольную, дидактическую, подвижную, хороводную). Развитие речи в раннем детстве идёт по двум линиям: совершенствуется внимание к речи взрослых и формируется собственная активная речь. Речь начинает выполнять свои ведущие функции: коммуникативную (формируется потребность в речевом общении), познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребёнку собственного опыта), регулирующую (ребёнок начинает сопровождать свои действия речью).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста».

       Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих.

      Одним из главных компонентов обучения общению является речевое развитие детей. Этот процесс работы над развитием речи нередко бывает длительным и не простым. Но это не страшно. Профессия воспитателя как раз и замечательна тем, что на твоих глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей, становится богаче речь - средство выражения мыслей и чувств. Работая с ребёнком, даже самым маленьким, который только начинает говорить, мы, взрослые, вкладываем в него частичку своей души, своего сердца.

     Речь является средством приобретения знаний, развития психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения. Речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием маленького человечка. Обучая ребёнка родной речи, взрослые, одновременно способствуют развитию его интеллекта и эмоциональной сферы.

    Звучащая речь входит в жизнь малыша ещё до появления на свет, что небезразлично для будущего психического благополучия ребёнка. Мать начинает разговаривать с ним, когда он ещё не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врождённой повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Общение малыша с матерью не проходит бесследно. С первых месяцев жизни он активно откликается на голос матери и других близких, которые находятся с ним рядом с момента его рождения. От степени близости между взрослыми и малышом, характера общения между ними во многом будет зависеть развитие ребёнка, его речь.

    Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребёнок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать. Так как речь развивается в процессе подражания. Когда ребёнок приходит в детский сад, расширяется круг его общения. Он учится общаться со сверстниками и взрослыми. Ребёнок учится слушать, слышать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Большие требования предъявляются к речи воспитателя. Речь должна быть чёткой выразительной, неторопливой.

    Речь развивается тогда, когда у ребёнка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого необходимо создать определённые условия. Для успешного развития ребёнка нужна предметно-развивающая среда, так как ведущей деятельностью становится предметная. Ребёнок раннего возраста очень активно осваивает действия с игрушками (пирамидками, машинками, куклами и т.д.), театрами (кукольный, настольный пальчиковый и т.д.), проявляет интерес к предметам ближнего окружения, особенно к тем, что в руках взрослого. Он пытается подражать действиям взрослых и их речи. Главная задача воспитателя сделать деятельность насыщенной и разнообразной. При общении с ребёнком важно комментировать свои действия и сопровождать речью действия ребёнка с предметами. Он будет запоминать названия предметов, их свойств, названия действий. Впечатления, накопленные малышом в предметной деятельности, создают основу для обогащения и расширения словаря. Необходимо поощрять попытки ребёнка самостоятельно говорить. Малыш начинает активно разговаривать, когда взрослые захотят его слушать.

     Особенно во время адаптации необходимо создавать развивающую среду, которая привлекает внимание детей, и наполнять её разнообразным материалом и оборудованием. Больше всего детей привлекает книжный уголок, театральный уголок, особенно и пальчиковый театр. Малыши с удовольствием слушают и смотрят сказку с любимыми героями, у них поднимается настроение, развивается речь. Театральные игры оказывают большое влияние на всестороннее развитие детей, воздействует целым комплексом художественных средств.

    Художественная литература также является важным помощником в трудном деле воспитания вообще и развития речи в частности. Надо как можно чаще рассказывать, читать детям народные и авторские сказки, потешки, стишки. Дети любят слушать стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского. Литературные произведения этих авторов остаются верными спутниками на протяжении всего детства. А также любую деятельность необходимо сопровождать произведениями устного народного творчества (потешки при умывании, одевании и т.д.).

    Ещё очень важное средство развития речи ребёнка - это стимуляция мелкой моторики. Необходимо развивать подвижность и ловкость пальчиков малыша. Чем лучше он овладеет движениями своих ручек, тем больше успехов будет в его речи. Средств для этого предостаточно: игрушки, предметы разных размеров и форм, игры, в том числе и пальчиковый театр и т. д.

     Качество речи - показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Поэтому необходимо создавать такую обстановку, в которой малыш не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью. Лучше всего получается это через игру (настольную, дидактическую, подвижную, хороводную).

Развитие речи в раннем детстве идёт по двум линиям: совершенствуется внимание к речи взрослых и формируется собственная активная речь. Речь начинает выполнять свои ведущие функции: коммуникативную (формируется потребность в речевом общении), познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребёнку собственного опыта), регулирующую (ребёнок начинает сопровождать свои действия речью).