Главные вкладки

    Тема: «Игровая драматизация – средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
    методическая разработка

    Гавринёва Марина Олеговна

    «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский ). С1

    Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

    • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
    • повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
    • познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
    • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. С2

    Цель работы - определить роль игры - драматизации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. С3

    Задачи:

    • развитие эмоций, эмоционального диапазона;

    • воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

    • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

    • овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

    • приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

    • развитие воображения;

    • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. С4

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gmo_-.docx36.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ - детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко

    Сообщение на ГМО музыкальных руководителей г.о. Серпухова

    Тема: «Игровая драматизация – средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

    Выполнил: Гавринёва М. О.,

    Музыкальный руководитель

    г.о. Серпухов, 2019 г

    «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский ). С1

    Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

    • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
    • повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
    • познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
    • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. С2

    Цель работы - определить роль игры - драматизации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. С3

    Задачи:

    • развитие эмоций, эмоционального диапазона;

    • воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

    • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

    • овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

    • приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

    • развитие воображения;

    • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. С4

    В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства , так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

    Таким образом, именно театрализованная деятельность, в частности игры -драматизации, является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

    ПРИМЕРЫ игр-драматизаций

    Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

    Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

    • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
    • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
    • Непосредственная игра детей С6

    Игра – драматизация разнообразна и представлена различными по своему содержанию целями, задачами и формами. С7

    ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ

    Игры с пением - хороводы

    Игры – драматизации стихотворений

    Игры – драматизации

    Настольный театр

    Игры – драматизации

    Кукольный театр

    Игры – драматизации

    Творческие игры

    Игры – драматизации

    Проза

    Организация работы с детьми

    Работа с детьми проводится в двух основных формах:

    • специально организованная работа педагога с детьми;
    • нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка (в процессе их свободной самостоятельной деятельности). С8

    Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом.

    Примеры игр-драматизаций.

    • Игры с пением, хороводы.

    Задачи: развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение. С9

    • Игры-драматизации стихотворений.

    Задачи: расширять знания детей об окружающем мире; учить передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, учить понимать особенности поведения животных, воспроизводить их; развивать воображение, умение сопереживать, координацию речи и движений. С10

    • Творческие игры – драматизации. 

    Целью работы становится развитие самостоятельного словесного творчества ребёнка. В играх отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых сказок; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Творческие игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, сообразительности, организованности. С11

     Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников.

    Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

    Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая таким образом игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

    Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

    • Литературно-музыкальная драматизация.

    Задачи: пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление; формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, художественную литературу, музыку; снимать зажатость и скованность. С15 СЦЕНКА

    Старший дошкольный возраст является сенситивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем и творческого, которое обеспечивает возможность создания нового образа.

    Театральная деятельность - один из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций. Они разделяются на 2 основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. С16

    Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.

    Детское творчество особенно ярко проявляется в играх - драматизациях.

    В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. С17 В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

    Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

    С18 Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

    Процесс игры - драматизации возможен, если ребенок: С19

    • имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
    • имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);
    • включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок -«режиссер», ребенок -«актер», ребенок-«зритель», ребенок -«оформитель»-«декоратор» спектакля).

    Систему работы по развитию творческих способностей можно разделить на 3 этапа: С20

    - художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

    - освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

    - самостоятельная творческая деятельность.

    Исходя из выше сказанного в процессе работы над ролью рекомендуется:С21

    • составление словесного портрета героя;
    • фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
    • сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
    • анализ придуманных поступков;
    • работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
    • подготовка театрального костюма;
    • использование грима для создания образа.

    Очень важной проблемой является привлечение к играм-драматизациям пассивных и малоактивных детей. С ними необходимо проводить индивидуальную работу. Наиболее эффективным является прием введения таких детей в инсценировки младших по возрасту дошкольников.

    Наш детский сад посещают особенные дети – дети с ЗПР, ЗПРР, с различными логопедическими проблемами. Театрализованная деятельность - является эффективным средством развития таких детей, поскольку носит игровой характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми с ЗПР.

    Принимая участие в играх-драматизациях, дети знакомятся с социальным миром через образы, краски, звуки.  Умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность и драматизации позволяют решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

    Выводы. С22

    Таким образом, игровая драматизация является средством развития творческих способностей дошкольников. Способствует расширению эмоционального диапазона, развивает представление о видах театра, о театральных профессиях. Драматизация помогает овладеть выразительными средствами общения: словесными  и невербальными. Происходит приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору; развивается воображение и память.

    Из всех видов художественной деятельности выдающийся советский психолог Л.С. Выготский выделял драматизацию как наиболее адекватную двигательной природе детского воображения и близкую к игре, считал игру генетической основой, источником и корнем всякого творчества. Он писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Игры-драматизации являются активным средством становления личности ребенка, формирования у него необходимых нравственных критериев, норм и оценок». С23

    Список используемой литературы

    1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2010.-№4.

    2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.-- М., 2011.

    3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2010

    4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. - 2013. - №2.

    5. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 2012.

    6. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.

    7. Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников//Дошк.восп.-2009.- №11.

    8. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание, 2009.- №10.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

     Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить нов...

    Театрально - игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

    Творческие способности у детей необходимо начинать развивать с самого раннего детства. Театрально - игровая деятельность самая доступная для детей дошкольного возраста и она лучше всего развивает твор...

    Консультация для родителей на тему: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

    Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и...

    Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

    Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...

    Опыт работы по теме: «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

    ВВЕДЕНИЕ.   Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий...

    Статья на тему "Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста."

    Квиллинг – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Занятие квиллингом способствует развитию творческих способностей у детей дошколь...