ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья

Филатова Оксана Ивановна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskogo_soznaniya.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Природа подражает искусству.

Она способна продемонстрировать

лишь те эффекты, которые нам уже знакомы

благодаря поэзии или живописи.

Вот в чем секрет очарования природы.

К.Д. Ушинский

Человек и природа – единое целое. С детства мы видим все многообразие явлений природы и воспринимаем их как должное. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, так как у них еще не развито умение общаться с ними. Формирование ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Однако, дети, проживающие в огромном городе, редко имеют возможность тесного общения с природой. (Слайд 2)

Формирование у ребенка бережного отношения к природе происходит через интеграцию всех образовательных областей. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, радуга и роса на траве. Раскрыть самоценность объектов природы, их красоту можно воздействуя на эмоциональную сферу ребенка. Положительные эмоциональные переживания формируют основу экологического сознания ребенка. Эти задачи успешно решаются в процессе художественно-творческой деятельности. Для передачи красоты окружающего природного мира в детских работах особенно эффективными являются нетрадиционные техники рисования и творческие задания такие, например, как «Превращения листочка» и «Превращения ладошки». Такие работы практически всегда успешны, что помогает формировать у воспитанников устойчивую мотивацию к творческой деятельности.

Все более актуальной становится потребность в рациональном использовании отходов. В каждом доме скапливается огромное количество ненужных вещей: пластиковые пакеты, бутылки, одноразовая посуда, яичные контейнеры, твердые коробки, крышки и многое другое, все это является бесплатным поделочным материалом. Именно бросовый материал дает огромные возможности для развития мелкой моторики, фантазии и воображения детей дошкольного возраста. Это прекрасный материал для оригинальных поделок и бесед по формированию начальных экологических представлений. (Слайд 3)

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Поэтому одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Экологические праздники – наиболее действенное средство воспитания, способствующее всестороннему развитию ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывания загадок о природе, сколько включенность детей в переживание события, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. В нашем детском саду проводились праздники и развлечения, посвященные Дню воды, Дню птиц, Дню Земли и другие. (Слайд 4)

Ознакомление с природой в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация уголка природы в группе. Уголок природы – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В течение всего дня дети имеют возможность подходить к растениям, макетам, объектам неживой природы рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. Календарь природы позволяет вести наблюдение ежедневно, отмечать изменения, происходящие в природе, делать выводы. В группе по возможности следует оборудовать мини-лаборатории или уголок экспериментирования, укомплектованный всем необходимым (лабораторной посудой, простыми приборами, материалами для наблюдений). Предлагать детям зарисовывать свои наблюдения, впечатления и выводы. Использовать в оформлении уголка природы поделки детей. (Слайд 5)

        

Научить ребенка любить и беречь окружающий нас мир невозможно без помощи и поддержки семьи. Очень важно привлечь родителей к участию в досугах и развлечениях, выставках и экологических акциях. Традиционными в детском саду могут быть такие выставки семейного творчества как «Краски осени», «Мусорные фантазии»; фотопроекты «Мое веселое лето», «Прогулки по осеннему парку» и другие; экологические акции «Наш чистый детский сад» - уборка территории ДОУ, «Каждую соринку в корзинку» - сбор бросового материала и последующее его использование для продуктивной деятельности воспитанников; проведение мастер-классов, например, по изготовлению кормушек из бросового материала и другие. Организация целевых прогулок и экскурсий позволяет наблюдать красоту и многообразие природы во все времена года, изменения природы влияет на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать, а впоследствии и ценить. (Слайд 6)

Продуманная система работы по формированию основ экологических знаний позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Результатом данной работы с дошкольниками являются высокие результаты в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей, формирование устойчивой мотивации и потребности в активном познании окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по формированию экологического сознания. Конспект непоредственно образовательной деятельности "Лесное путешествие к Белоснежке"

В интересной занимательной форме у детей систематизируются   и углубляются  представления   детей  о  сезонных  изменениях  в  природе....

"Формирование экологической культуры через экспериментально - исследовательскую деятельность дошкольников" Педагогический проект.

Педагогический проект направленный на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование экологического сознания детей через изо - деятельность с использованием нетрадиционных техник» («бумагопластика», «кляксография с трубочкой»).

Мастер - класс для педагогов "Формирование экологического сознания детей через изо - деятельность с использованием нетрадиционных техник"...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников

Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...