Конспект классного часа в подготовительном классе Тема: Блокадный Ленинград
классный час (подготовительная группа)

Мишурина Елена Геннадьевна

 

1.       Цели: Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям

2.             .Формирование патриотического  чувства ребят к своей Отчизне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_leningrad.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа в подготовительном классе

(2017-2018 уч.год)

Тема: Блокадный Ленинград

Цели:

1.             Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям

2.             .Формирование патриотического  чувства ребят к своей Отчизне.

Наглядные средства:  мультимедийное оборудование, детские книги о войне и блокаде, 250 гр. черного хлеба.

Музыкальный ряд: фрагменты из «Ленинградской симфонии»        Д. Шостаковича.

 Ход:

1.Вступительное слово учителя ( под показ слайдов):

Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж.ребята, почему на сегодняшнем классном часе речь пойдет об этом удивительном городе?

Что вы слышали и знаете о великой Отечественной войне? О блокадном Ленинграде?

2. О блокаде

1. Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.

Враг рвался к Ленинграду. Жители города, так же как и москвичи вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. Несмотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце блокады.

- Как вы понимаете слово «блокада»?

Блокада - окружение города со всех сторон (термин на доске).

Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. Руководство не позаботилось вывести из города женщин, детей, стариков. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.

3. Блокада и дети

Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

Сохранились письма детей, в которых они описывали происходящее:  «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

Учитель: Когда они попадали на большую землю, их узнавали сразу – ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все. И их не узнавали. Знакомые или родные, если встречали своих, часто не могли узнать.

 -  «Когда нас вывезли в Вологодскую область, мне было 13 лет. Рядом оказалась деревня, в которой у моей соседки родные жили. А девчушка их приезжала когда-то в Ленинград, к нам заходила в гости. И вот она обратилась ко мне: «Бабушка, а где Галя?». Я была так одета, да и сама, кожа да кости. «Катя, – говорю, – Галя – это я». Она заревела и говорит: «Я тебя не узнала».

 20 ноября 1941 года суточная норма хлеба составляла рабочие 250 гр., служащие и дети 125 гр.

 Из меню столовой лета 1942 года:

·                    Щи из подорожника

·                    Пюре из крапивы и щавеля

·                    Котлеты из свекольной ботвы

·                    Шницель из лебеды

·                    Оладьи из казеина

·                    Суп из дрожжей

- «Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».

3. Дух Ленинграда в творчестве писателей, поэтов, композиторов.

Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио,  и даже шли концерты.

Дух Ленинградцев, воля к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. А в начале классного часа вы слышали «Ленинградскую симфонию» Дмитрия Шостаковича.

4. Трагедия блокадного Ленинграда.

С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки - времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.

За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч человек.

5. Блокадное детство.

- «Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».

Видеоролик о блокадном хлебе.

«Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шестидесятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе.»

6. «Дорога жизни»

Учитель: Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?

Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистски бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».

7. Заключение.

Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев. Войну вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Блокадный Ленинград».

Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны....

Методическая разработка по конструированию в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»

Целью проведения занятия считаю закрепление знаний об истории родного города, о жизни ленинградцев во время Блокады, воспитание чувства гордости за подвиг своих соотечественников во время Великой Отеч...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Блокадный Ленинград».

-Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны....

Конспект беседы для детей подготовительной группы «Блокадный Ленинград».

Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группы.Задачи:– форм...

Проект в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солд...

Конспект тематического занятия на тему: «Памятники Блокадного Ленинграда» по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы.

Конспект тематического занятияна тему: «Памятники Блокадного Ленинграда»по образовательной области «Познавательное развитие»с детьми подготовительной группы.Цель: Расширение зн...