Конспект классного часа "Правила честного спора"
методическая разработка на тему

Кудреватых Любовь Сергеевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект классного часа

 «Правила честного спора»

Цель: научить детей применять правила честного спора при возникновении конфликтных ситуаций; способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами; воспитывать уважение и ценностное отношение к себе и к другим людям; развивать коммуникативные навыки.

 Задачи:

  1. Предложить детям написать мирные способы разрешения споров, основываясь на личный опыт.
  2. Разработка правил честного спора.
  3. Применение правил честного спора для разрешения предложенных конфликтных ситуаций.
  4. Отработка правил честного спора в парах на конкретных ситуациях, придуманных детьми.

 Предварительная подготовка:

 - чтение художественной литературы по данной теме;

 - выучить песни «Улыбка» и  «Мир похож на цветной луг» В.Шаинского;

 - приготовить с группой детей сценку с конфликтной ситуацией.

       Материал: ромашки на каждого ребенка, макет большой ромашки.

Ход классного часа:

 Ребята, я рада вас видеть. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для нас тему. Я предлагаю вам посмотреть сценку, которую приготовили для вас одноклассники и отгадать тему нашего классного часа.

 Дети посмотрели сценку и предлагают свои варианты темы классного часа.

 Звучит она так: «Правила честного спора». Я надеюсь, что вы будете не только хорошими слушателями, но и активными участниками нашего разговора. Мы разработаем с вами правила честного спора,  поучимся применять их в  предложенных конфликтных ситуациях, а также вы сами, работая в паре, придумаете какую-нибудь спорную ситуацию и мирный способ выхода из нее, используя правила честного спора.

 Как вы знаете, в нашей жизни при общении друг с другом, между людьми иногда происходят конфликты.

Что же такое конфликт? Как вы думаете, как вы понимаете это слово – конфликт? Правильно, конфликт – это ссора между людьми.

 В конфликте всегда кто-то «берет верх», а кто-то проигрывает, но каждый участник ссоры считает себя правым и не хочет уступать. Так люди не только портят настроение друг другу, но могут нанести травмы, причинить боль.

 Ребята, подумайте  и вспомните свои мирные способы разрешения конфликтов. Я предлагаю вам записать их на цветке.

 А что это за цветок, вы должны угадать?

Слушайте внимательно: скромный и простой, в нем есть частичка солнца, его лепестки похожи на крылья Ангела. Правильно, это ромашка.

 

 Раздаю детям макеты маленьких ромашек и предлагаю написать на лепестках ромашки мирные способы урегулирования споров, основываясь на личный опыт.

 У меня тоже есть ромашка, только большая, и на ее лепестках мы запишем способы примирения, т.е. правила честного спора, которые вы записали на своих маленьких ромашках.

 На доске размещаю макет большой ромашки.

 Дети встают по кругу, и каждый предлагает свои способы разрешения

споров мирными средствами. Записываем их на большой ромашке.

  1. «Молитва». Помолись и попроси помощи у Господа.
  2. «Уступи». Уступи первым, чтобы не произошло столкновение.
  3. «Улыбнись». Открытая и добрая улыбка делает чудеса. Человек видит, что ты его простил и уже не сердишься.
  4. «Попроси прощения». «Прости» - это не значит, что ты «сдаешься», просто другой человек понимает, что ты сожалеешь о том, что произошло.
  5. «Сочувствуй». Попробуй подумать о том, что чувствует сейчас твой «соперник». Он, наверное, тоже обижен, расстроен и переживает.
  6. «Остановись». Необходимо вовремя остановиться, чтобы не обидеть другого человека, не причинить ему боль.
  7. «Обратиться за помощью». Друзья, учителя и родители могут помочь, если вы сами не можете помириться.

 После разработки правил честного спора попросить детей вспомнить какие-нибудь стишки-мирилки, например: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…». Мультфильмы, например, про кота Леопольда «Давайте жить дружно». Произведения художественной литературы, например, рассказ Н.Носова «На горке». Песенки, например «Улыбка» В.Шаинского. Предложить детям спеть один куплет этой замечательной песни:

   От улыбки хмурый день светлей,

   От улыбки в небе радуга проснется.

   Поделись улыбкою своей

   И она к тебе не раз еще вернется.

                           Припев:

   И тогда наверняка вдруг запляшут облака,

    И кузнечик запиликает на скрипке.

    С голубого ручейка начинается река

    Ну, а дружба начинается с улыбки!

 

 Ребята, я предложу вам конфликтные ситуации, а вы должны их разрешить мирными средствами, используя правила честного спора.

  1. Когда кто-то тебя обозвал…
  2. Ты просишь у друга прощения за то, что долго не отдавал его игрушку. Но он так рассержен, что даже не хочет с тобой разговаривать…
  3. На уроке физкультуры ты нечаянно толкнул кого-то. Он на тебя рассердился и хочет отомстить…
  4. Твой брат (сестра) мешает делать уроки, отвлекает тебя. Ты кричишь на него (нее). Между вами начинается ссора…
  5. В магазине подошла твоя очередь, но вдруг какой-то мальчик становится без разрешения перед тобой…
  6. Вы вышли на прогулку и решили поиграть, твой друг предлагает одну игру, а ты хочешь играть в другую. Вы начинаете спорить…

 Проходит обсуждение возможных мирных способов разрешения предложенных конфликтных ситуаций, используя правила честного спора.

 Ребята, как вы думаете, почему именно на ромашке мы написали правила честного спора?

 Правильно, она простая и скромная, от нее веет солнечным светом и теплом, а ее белые лепестки говорят нам о чистоте, смирении и кротости. На простом цветочке Господь нам показывает, какими мы должны быть.

Ребята, подумайте и скажите, о какой заповеди Божией говорят нам правила честного спора? Правильно, о главной заповеди Божией: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

 Ребята, придумайте и обыграйте какую-нибудь конфликтную ситуацию и, используя правила честного спора, мирный способ выхода из нее.

Дети обыгрывают придуманные ситуации и называют, какое правило честного спора они применили, чтобы мирно разрешить ее.

 Чтение притчи.

  Как-то ветер и солнце поспорили друг с другом: кто из них сильнее. Увидели путника, идущего в дорожном плаще.

   - Я мигом сниму с него одежду! – заявил ветер и начал сильно дуть, завывать, стонать.

  В воздухе закружились листья, сучки, мелкие камни, пыль. Весь этот холодный вихрь обрушился на путника, но тот только сильней кутался в

плащ, защищаясь от злой стихии. Сколько ни бился ветер, ничего у него не получилось.

  Тогда солнце сказало:

   - Теперь посмотри, что сделаю я.

  Солнышко выглянуло из-за тучи, ласковыми лучами согрело путника, и он сам снял свой плащ.

Как вы думаете, ребята, кто победил и почему?

Да, сердечное тепло и любовь побеждают все.

 Дети, сегодня вы были активными, разработали правила честного спора, которые нам нужны для чего? Правильно, чтобы не было в нашем классе ссор и конфликтов, ведь вы, конечно, хорошо знаете, что у того, кто не ссорится, всегда много друзей.

 Наш классный час мы закончим хорошей песней о дружбе.

Дети встают в круг, берутся за руки и поют песню: «Мир похож на цветной луг» (муз. В. Шаинского, сл. Пляцковского).

1.Ветер зовет за собой облака

Вдаль, вдаль, вдаль.

Если ты друга не встретил пока

Жаль, жаль, жаль.

                   Припев:

       Мир похож на цветной луг,

       Если рядом с тобой друг.

       Друга взять не забудь в путь,

       Другу верным всегда будь!

2.Песня не зря собирает друзей

В круг, в круг, в круг.

Сделает хмурый денек веселей

Друг, друг, друг.

                    Припев:

3.Друг за тебя одолеть сто преград

Рад, рад, рад.

С другом любая беда, не беда

Да, да, да.

                     Припев:

 Приложение:

  1. Не останавливать детей, если они будут повторяться в предлагаемых ими способах разрешения спора. Проговаривание вслух – это уже первый шаг к осознанному примирению.
  2. Способствовать закреплению детьми правил честного спора в каждодневной практике.
  3. После классного часа разместить,  ромашку, с правилами честного спора на видном месте. Порекомендовать, детям, обращаться к этим правилам в случаях возникновения споров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе "Спор Лунтика и Кузи"

Цели:Учить с помощью условной мерки определять объем жидкости. Продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур, в увеличении и уменьшении числа на одну единицу. Развивать вним...

Конспект подгруппового занятия: "Честный старичок"

Конспект подгруппового занятия: "Честный старичок"...

Выступление классного руководителя не тему:" Работа начинающего классного руководителя"

В данном выступлении описаны трудности с которыми сталкивается начинающий свою работу классный руководитель, а так же правила которым нужно придерживаться начинающему классному руководителю.  в в...

Конспект занятия "Все мы очень разные, все мы очень классные"

Конспект занятия «Все мы очень разные, все мы очень классные!»Автор: Регер Юлия СергеевнаЦель: формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому; коррекция эмоци...

Конспект классного часа в подготовительном классе Тема: Блокадный Ленинград

1.       Цели: Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям2....

Конспект занятия "О чем спорят игрушки?"

С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой и тканью. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному листу для того, чтобы оставить на нём следы разноцветны...

Конспект родительского собрания «Кризис трех лет – все по честному!»

Задачи:-расширить знания родителей о кризисе трех лет;-способствовать осознанию своих ощущений и чувств;-создать условия для конструктивного поведения в кризисной ситуации;-стимулировать положительное...