Конспект родительского собрания «Кризис трех лет – все по честному!»
методическая разработка
Задачи:
-расширить знания родителей о кризисе трех лет;
-способствовать осознанию своих ощущений и чувств;
-создать условия для конструктивного поведения в кризисной ситуации;
-стимулировать положительное самоощущения себя, как родителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_3_let-_vse_po_chestnomu.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания «Кризис трех лет – все по честному!»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
-расширить знания родителей о кризисе трех лет;
-способствовать осознанию своих ощущений и чувств;
-создать условия для конструктивного поведения в кризисной ситуации;
-стимулировать положительное самоощущения себя, как родителя.
Материалы: мультимедийная установка, презентация; мягкая игрушка – сердечко; колокольчик; динамичная музыка; нитки для основы ожерелья, набор ленточек 7 цветов (узкие 15-20 см длиной) - по количеству родителей; флип-чат, маркеры; папка с вклеенным зеркалом внутри.
Ход.
Родители располагаются на стульях полукругом.
- Психолог: добрый вечер, уважаемые родители, рада вас видеть сегодня в нашем зале. За период с момента нашей последней встречи в вашем коллективе произошли изменения, пришли новые родители, предлагаю познакомиться поближе, напомнить друг другу свои имена и понятии, где чей родитель. Для этого, передавая игрушку по кругу, называйте свое имя и прилагательное, которое начинается с первой буквы вашего имени и каким-то образом вас характеризует. Например: я – Анжелла, активная. Кроме этого, вы называете имя своего малыша, который посещает наш детский сад и его возраст.
Упражнение «Давайте познакомимся». Спасибо, уважаемые родители.
- Латинская поговорка гласит: «Предупрежден – значит, вооружен» Смысл этих слов предельно прост — знания никогда не бывают напрасными. Именно поэтому мы с вами сегодня будем говорить о кризисе трех лет, хотя не всем детям в группе уже исполнилось три года.
Кризис 3 лет наравне с кризисами рождения и подростковым кризисом называют кризисом эмансипации, или, проще говоря, отделения от родителей. Все 3 эмансипации разные, отделение от родителей происходит на разных уровнях. Первая - биологическая, ребенок появляется на свет и физически уже не является одним целым с мамой. Вторая – психологическая, это время рождения Я ребенка, его самосознания, третья – социальная.
Кризис 3 лет относится к числу острых. Родители его обязательно заметят, почувствуют, так как он будет проявлен ярко и бурно.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «кризис?»
(высказывания родителей)
Кри́зис (др.-греч. κρίσις – решение; поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.
И мы с вами должны понимать, что кризис 3-х лет — очередной этап взросления ребенка, период перемен. Он хочет воплощать свои замыслы, иметь свое мнение и проявлять самостоятельность, утвердиться как личность.
Возрастные кризисы – это закономерные этапы развития человека и , хочешь, не хочешь их надо проживать.
Предлагаю вам познакомиться с проявлениями кризиса трех лет и примерить их на себя.
Возьмите каждый 1 длинную нить и повяжите её на шею в качестве основы для ожерелья (родители выбирают нить, делают основу).
Уважаемые родители, вспомните своих детей.
- НЕГАТИВИЗМ. Если в последнее время ваш ребенок проявляет негативизм, протестует на все ваши требования и просьбы, если ему важно негативно отреагировать на любое предложение исходящее от родителей, даже если ему идея нравится. Если в последнее время ваш малыш стремится все сделать наоборот, даже вопреки своему желанию; то возьмите красную ленточку и повяжите её на основную нить.
Есть ли в таком поведении положительный смысл? Да. Ребенок таким образом учится настаивать на своем первоначальном решении, быть верным ему, развивается такое качество как ВОЛЯ, без которого нам, взрослым людям, невозможно жить в обществе.
- УПРЯМСТВО – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому что ОН этого потребовал. И он связан своим собственным решением. Если узнали своего малыша – возьмите фиолетовую ленточку и завяжите на основную нить.
Есть ли в таком поведении положительный смысл? Да. Ребенок таким образом учится настаивать на своем первоначальном решении, быть верным ему, развивается такое качество как ВОЛЯ, без которого нам, взрослым людям, невозможно жить в обществе.
- СТРОПТИВОСТЬ. Если ваш ребенок стал строптив, бунтует против норм воспитания, против образа жизни, который сложился за 3 года. Последнее время применяет пренебрежительные жесты и слова «Да ну», на все предложения взрослых; то возьмите зеленую ленту и повяжите её на основную нить.
Положительный смысл: у ребенка формируются собственные ценности. По этому симптому родители должны догадаться, что социальная ситуация развития, которая сложилась у ребенка должна быть изменена. Взрослые должны перестроиться, должны перестать выполнять за ребенком то, с чем он может справиться сам. Но это не так-то просто. Например, вы к врачу опаздываете, а он хочет сам одеться. А он не умеет еще сам молнию застегивать. Самое же время научиться!
- Если ваш малыш стремится делать все сам, кричит и требует «Я – сам!»; возьмите оранжевую ленту, повяжите на основную нить.
Положительная сторона симптома в том, что формируется самостоятельность, ребенок постепенно переходит на самообслуживание.
- ПРОТЕСТ-БУНТ – эмоциональное состояние похожее на состояние войны с окружающим миром. У взрослых бывает так, что делаешь что-то долго и все не получается, а потом как разозлишься, и как сделаешь все просто превосходно. Замечали за своим ребенком протест-бунт? Если ДА – повяжите желтую ленточку на основную нить.
В этом эмоциональном состоянии очень много энергии. Протест-бунт дает ребенку энергию на свершения, для того, чтобы сделать все то, что ему предстоит, а именно, отделиться от родителей и начать многие вещи делать самому.
- ОБЕСЦЕНИВАНИЕ – ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Узнали своего кроху? - берите синюю ленту.
- ДЕСПОТИЗМ – выражается в том, что ребенок пытается заставить окружающих плясать под его дудку, подчинить себе все и вся. Если у кого-то проявляется такой симптом – берите голубую ленту.
Если ребенок в семье один и ему привыкли потакать, деспотизм проявляется особенно ярко. Если у ребенка есть младшие братья или сестры, этот симптом может проявляться как ревность. Может сопровождаться регрессом (просьбами дать соску, покормить из ложечки и т.д.). Положительная сторона симптома – формирование воли. Ребенок приложит максимум усилий, чтобы мир подстроился под его интересы и желания, формируется умение стоять на своем, отстаивать свою позицию.
Мы с вами прошли по всем симптомам кризиса 3 лет, вы услышали их характеристики и положительные черты. Помашите рукой те родители, которые собрали от 5 до 7 ленточек на своем ожерелье. Я вас поздравляю, ваш ребенок сейчас в кризисе.
- Прочувствовать ощущения и чувства ребенка нам поможет простое упражнение. «Да – нет». Разбейтесь на пары, найдите в зале удобное место. Договоритесь, кто из вас будет ребенок, кто – родитель. Тот из вас, кто вызвался быть ребенком, будет говорить «нет». Ребенок может кричать, топать ногами, сжимать кулаки, то есть выражать свои эмоции доступным способом. Запрет на любые тактильные действия на партнера (удары, толчки и т.д.) Взрослый постарается сохранить спокойствие и говорить «Да». Упражнение длится 1 минуту. По окончании минуты партнеры меняются ролями.
Вопросы для обсуждения: Что было труднее говорить «да» или «нет»? как вы думаете, почему? Что вам помогало сохранять спокойствие? В реальной жизни что вам помогает справиться с гневом, злостью? Какие приемы вы используете в общении с ребенком при проявлении кризисных симптомов?
- Что могут сделать родители:
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка....). «А что это там за окном ворона делает» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
- Уважаемые родители, в вашей группе очень много хороших родителей, у меня есть папка, где расположено изображение лучшего родителя на свете. Вы все его прекрасно знаете. Это достаточно известный в определенных кругах родитель. Как вы думаете, чье изображение у меня в папке? (высказывание родителей).
Сейчас я каждому из вас покажу это изображение, вы подумаете, какое самое главное качество этого человека делает его самым лучшим родителем, и запишите это качество на флип-чате. Родители смотрят папку, пишут качества.
На самом деле, уважаемые родители, каждый из вас – лучший родитель для своего малыша. Вы - ….. (перечисляет те качества, которые записаны на доске). Помните об этом!
- Наша встреча подошла к концу, заканчивая её, предлагаю, передавая по кругу сердечко, озвучить, что нового вы узнали, что было трудно, что легко, какие открытия вы сделали.
Спасибо, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Кризис трех лет"
В ходе данного выступления на родительском собрании мы говорили об особенностях развития детей в период трех лет, о том, чтобы понять причины капризов и упрямства малышей, а так же рассмотрели э...
родительское собрание "Кризис трех лет"
родительское собрание...
Родительское собрание « Кризис трех лет» 2 младшей группы
Кризис трех лет...
Родительское собрание «Кризис трех лет»
Любой кризис - это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».То есть, с одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт), а ...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Кризис трех лет. Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ«Кризис трех лет. Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его» ...
Родительское собрание "Кризис трех лет"
Цель собрания: определить пути преодоления трудностей в период прохождения ими кризиса трех лет....
Родительское собрание "Кризис трех лет" (Конспект нетрадиционной формы работы с родителями)
Знаете ли, какой самый верный способсделать вашего ребенка несчастным-это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж-Ж. Руссо Воспитатель - Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из в...