Конспект тематического занятия на тему: «Памятники Блокадного Ленинграда» по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ващенко Ирина Леонидовна

Конспект тематического занятия

на тему: «Памятники Блокадного Ленинграда»

по образовательной области «Познавательное развитие»

с детьми подготовительной группы.

Цель: Расширение знаний детей о истории своего города в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Обучающая:-  Закрепить знания детей о памятниках и мемориалах в г. СПб, посвященных Блокадному Ленинграду.

Развивающая:- Развивать речевую активность детей, активизировать словарь.

-Побуждать детей активно участвовать в диалоге с воспитателем.

Воспитательные:- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ, чувство благодарности и уважения к её защитникам.

-Воспитывать уважительное отношение детей к памятным местам родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_otkrytoe_zanyatie.docx28.34 КБ
Файл blokada_otkrytoe_zanyatie.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия

на тему: «Памятники Блокадного Ленинграда»

по образовательной области «Познавательное развитие»

с детьми подготовительной группы.

Цель: Расширение знаний детей о истории своего города в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Обучающая:-  Закрепить знания детей о памятниках и мемориалах в г. СПб, посвященных Блокадному Ленинграду.

Развивающая:- Развивать речевую активность детей, активизировать словарь.

-Побуждать детей активно участвовать в диалоге с воспитателем.

Воспитательные:- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ, чувство благодарности и уважения к её защитникам.

-Воспитывать уважительное отношение детей к памятным местам родного города.

Предварительная работа: Рассказы о ВОВ, о нашем городе в дни Блокады, о его защитниках. Чтение художественной литературы по теме. Прослушивание музыкальных произведений и песен о войне. Рассматривание иллюстраций.

Работа с родителями: Консультация «Детям о Блокаде», информационная папка «Блокада Ленинграда», посещение экскурсий с детьми «Памятники и мемориалы, посвященные Блокаде Ленинграда».

Методы и приёмы: Словесные, наглядные, практические, игровые.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, наглядный материал: изображения и макеты памятников Блокадного Ленинграда, магнитофон.

                             Ход занятия:

Приветствие. Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся!

Доброе утро мне, доброе утро тебе, доброе утро нам и нашим гостям!

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло видео – письмо. Записали его и отправили нам дети из города Москва. В нём дети обращаются в вам, ребята, с просьбой. А какой, сейчас узнаем…

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. (дети садятся полукругом, напротив интерактивной доски). Всем удобно? Спинки у всех ровные? Глазки на меня. Готовы?  (Ответы детей)

 (включается видео. Просмотр. Интерактивная доска выключается)

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, из какого города пришло письмо?

Ответы детей: Письмо прислали из города Москва.

Воспитатель: О чём просят нас дети?

Ответы детей: Дети из Москвы просят рассказать им о памятниках Блокадного Ленинграда.

Воспитатель: Ребята, мы можем им помочь?

Ответы детей: Да, конечно!

Воспитатель: Каким образом мы можем ответить на письмо детей из города Москва?

Ответы детей: Мы можем записать видео с рассказами о памятниках, посвящённых Блокаде Ленинграда, написать письмо, послать фотографии памятников по почте, отправить по почте в макеты…

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Так и сделаем: фотографии памятников, посвященных Блокаде, которые установлены в нашем городе, положим в конверт и отправим по почте детям.

Ребята, а как вы понимаете слово: памятник?

Ответы детей: Это скульптура из камня.

Воспитатель: Верно! Скажите, для чего люди устанавливают памятники?

Ответы детей: В память о каком-то человеке или событии. Чтобы люди не забывали.

Воспитатель: Умницы! Всё верно! Как назывался наш город и его жители в годы ВОВ?

Ответы детей: Наш город в годы ВОВ назывался: город Ленинград, а его жители- ленинградцами.

 Воспитатель: Ребята, какие вы знаете памятники, посвящённые Блокаде Ленинграда?

Ответы детей: Памятник “Разорванное кольцо”, памятник «Полуторке», «Цветок жизни», «Вечный огонь» …

Воспитатель: А сейчас, я вас приглашаю подойти к этому столу.

 (на столе – карта города в Блокадном кольце, макет памятника «Разорванное кольцо», макет памятнику «Полуторка»). Присаживайтесь. (дети садятся вокруг стола). Всем удобно?

Воспитатель: Много лет тому назад, ранним летним утром, в 4 часа утра, когда все жители нашей страны мирно спали на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.

Почему её так называют?

Ответы детей: Потому, что весь народ встал на защиту своей земли, Родины.

 Воспитатель: Молодцы! Правильно! Сейчас, я предлагаю вам прослушать отрывок из песни, которую написали в самом начале войны.

(прослушивание аудиозаписи песни «Священная война», поэт - В. И. Лебедев-Кумач, композитор - А. В. Александров. отрывок)

Дети, кто помнит, как называется песня?

Ответы детей: Песня называется: «Священная война».

Воспитатель: Правильно! Эта песня стала своеобразным гимном защиты Отечества. Песня призывала весь наш народ взять оружие и встать на защиту своей страны.

Скажите, пожалуйста, макет какого мемориала на столе?

Ответы детей: Макет мемориала «Разорванное кольцо»

Воспитатель: Верно! Это две железобетонные арки высотой 7 метров символизируют…

Ответы детей: кольцо Блокады, а разрыв между ними – «Дорогу жизни».

Воспитатель: Кто ответит, что такое «Блокада»?

Ответы детей: Это, когда город окружён со всех сторон.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам встать, взяться за руки и сделать круг. Плотно прижмитесь друг к другу. Можно из такого кольца выйти или войти в него?

Ответы детей: Нет, нельзя.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.  Вот таким кольцом фашисты окружили наш город. Ленинград лишился всего – отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Главным врагом для жителей Ленинграда был голод.

Скажите мне, пожалуйста, что символизирует разрыв Блокадного кольца?

Ответы детей: Разрыв символизирует- «Дорогу жизни».

Воспитатель: Верно! Почему её так назвали?

Ответы детей: Эта дорога связывала город с большой землёй.

Воспитатель: Ребята! Где эта дорога проходила?

Ответы детей: По Ладожскому озеру.

Воспитатель: Правильно! По Ладожскому озеру в город везли продукты и боеприпасы, а из города вывозили детей, стариков и раненых. Ребята, скажите, на чём возили продукты и вывозили детей из города, когда пришла зима и лёд на Ладожском озере замёрз?

Ответы детей: На машинах. Полуторках.

Воспитатель: Верно! Посмотрите, у вас на столе стоит макет памятника «Полуторке». Эта машина была самой лёгкой и весила полтонны, поэтому так и назвали: полуторка!

Воспитатель: Ребята, а где установлен этот мемориал?

Ответы детей: На берегу Ладожского озера, где проходила Дорога жизни.

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы свами немножко отдохнём и разомнёмся.

        Физминутка:

В осеннем тумане (закрывают ладонями глаза)

В январском снегу (разводят руки в стороны)

Стоит Петербург (руки над головой в виде крыши)

На морском берегу (плавные движения руками – волны)

С дворцами и парками, строг и красив (отводят руки влево и вправо)

Как будто вплывает в широкий залив (движения руками – плывут)

В блокадные дни под обстрелом в снегу (шагают на месте)

Не сдался, не сдался наш город врагу (повороты головы)

Воспитатель: Молодцы, отдохнули немножко. Присаживайтесь, пожалуйста на стульчики. Продолжим.

Ребята, у меня в руках макет памятнику. Как он называется?

Ответы детей: Это макет памятнику «Цветок жизни».

Воспитатель: Всё верно! На что он похож?

Ответы детей: На ромашку.

Воспитатель: Правильно, этот цветок похож на ромашку. А ромашка это символ….. России. Что изображено на этом цветке?

Ответы детей: На цветке нарисован мальчик и он улыбается. Ещё слова – «пусть всегда будет солнце».

Воспитатель: Молодцы! Сколько лепестков на этом цветке? (Пять)

Ребята, кому посвящен этот памятник?

Ответы детей: Этот памятник посвящен погибшим детям Блокадного Ленинграда.

Воспитатель: Верно. Молодцы! Скажите, ребята, где он находится?

Ответы детей: Рядом с нашим городом у Ладожского озера, там, где проходила Дорога жизни.

Воспитатель: Правильно ответили. А сейчас перед вами следующий макет мемориального комплекса. Как он называется?

Ответы детей: “Вечный огонь”

Воспитатель: Верно! Что символизирует вечный огонь?

Ответы детей: …..

Воспитатель: Постоянно горящий огонь, олицетворяет собой память народа  о павших героях, в боях за свободу, Родину. Ребята, вы ездили с родителями на экскурсии по памятным местам Блокадного Ленинграда. Назовите, пожалуйста, как называется мемориал, где горит Вечный огонь?

Ответы детей: «Пискарёвское мемориальное кладбище»

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Ребята, а этот огонь может погаснуть?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Верно! Его люди сделали так, что его не способны потушить ни дождь, ни снег, ни ветер, а пламя видно в любое время суток.

За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой.

Рефлексия

Детям задаются вопросы:

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Где проходила Дорога жизни?

3. О каких памятниках вы рассказали?

4.Что вам запомнилось из нашего занятия?

Итог:

 Воспитатель: Правильно! Ребята, занятие наше закончилось. Всем, спасибо!



Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия

на тему: «Памятники Блокадного Ленинграда»

по образовательной области «Познавательное развитие»

с детьми подготовительной группы.

Цель: Расширение знаний детей о истории своего города в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Обучающая:-  Закрепить знания детей о памятниках и мемориалах в г. СПб, посвященных Блокадному Ленинграду.

Развивающая:- Развивать речевую активность детей, активизировать словарь.

-Побуждать детей активно участвовать в диалоге с воспитателем.

Воспитательные:- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ, чувство благодарности и уважения к её защитникам.

-Воспитывать уважительное отношение детей к памятным местам родного города.

Предварительная работа: Рассказы о ВОВ, о нашем городе в дни Блокады, о его защитниках. Чтение художественной литературы по теме. Прослушивание музыкальных произведений и песен о войне. Рассматривание иллюстраций.

Работа с родителями: Консультация «Детям о Блокаде», информационная папка «Блокада Ленинграда», посещение экскурсий с детьми «Памятники и мемориалы, посвященные Блокаде Ленинграда».

Методы и приёмы: Словесные, наглядные, практические, игровые.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, наглядный материал: изображения и макеты памятников Блокадного Ленинграда, магнитофон.

                             Ход занятия:

Приветствие. Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся!

Доброе утро мне, доброе утро тебе, доброе утро нам и нашим гостям!

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло видео – письмо. Записали его и отправили нам дети из города Москва. В нём дети обращаются в вам, ребята, с просьбой. А какой, сейчас узнаем…

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. (дети садятся полукругом, напротив интерактивной доски). Всем удобно? Спинки у всех ровные? Глазки на меня. Готовы?  (Ответы детей)

 (включается видео. Просмотр. Интерактивная доска выключается)

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, из какого города пришло письмо?

Ответы детей: Письмо прислали из города Москва.

Воспитатель: О чём просят нас дети?

Ответы детей: Дети из Москвы просят рассказать им о памятниках Блокадного Ленинграда.

Воспитатель: Ребята, мы можем им помочь?

Ответы детей: Да, конечно!

Воспитатель: Каким образом мы можем ответить на письмо детей из города Москва?

Ответы детей: Мы можем записать видео с рассказами о памятниках, посвящённых Блокаде Ленинграда, написать письмо, послать фотографии памятников по почте, отправить по почте в макеты…

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Так и сделаем: фотографии памятников, посвященных Блокаде, которые установлены в нашем городе, положим в конверт и отправим по почте детям.

Ребята, а как вы понимаете слово: памятник?

Ответы детей: Это скульптура из камня.

Воспитатель: Верно! Скажите, для чего люди устанавливают памятники?

Ответы детей: В память о каком-то человеке или событии. Чтобы люди не забывали.

Воспитатель: Умницы! Всё верно! Как назывался наш город и его жители в годы ВОВ?

Ответы детей: Наш город в годы ВОВ назывался: город Ленинград, а его жители- ленинградцами.

 Воспитатель: Ребята, какие вы знаете памятники, посвящённые Блокаде Ленинграда?

Ответы детей: Памятник “Разорванное кольцо”, памятник «Полуторке», «Цветок жизни», «Вечный огонь» …

Воспитатель: А сейчас, я вас приглашаю подойти к этому столу.

 (на столе – карта города в Блокадном кольце, макет памятника «Разорванное кольцо», макет памятнику «Полуторка»). Присаживайтесь. (дети садятся вокруг стола). Всем удобно?

Воспитатель: Много лет тому назад, ранним летним утром, в 4 часа утра, когда все жители нашей страны мирно спали на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.

Почему её так называют?

Ответы детей: Потому, что весь народ встал на защиту своей земли, Родины.

 Воспитатель: Молодцы! Правильно! Сейчас, я предлагаю вам прослушать отрывок из песни, которую написали в самом начале войны.

(прослушивание аудиозаписи песни «Священная война», поэт - В. И. Лебедев-Кумач, композитор - А. В. Александров. отрывок)

Дети, кто помнит, как называется песня?

Ответы детей: Песня называется: «Священная война».

Воспитатель: Правильно! Эта песня стала своеобразным гимном защиты Отечества. Песня призывала весь наш народ взять оружие и встать на защиту своей страны.

Скажите, пожалуйста, макет какого мемориала на столе?

Ответы детей: Макет мемориала «Разорванное кольцо»

Воспитатель: Верно! Это две железобетонные арки высотой 7 метров символизируют…

Ответы детей: кольцо Блокады, а разрыв между ними – «Дорогу жизни».

Воспитатель: Кто ответит, что такое «Блокада»?

Ответы детей: Это, когда город окружён со всех сторон.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам встать, взяться за руки и сделать круг. Плотно прижмитесь друг к другу. Можно из такого кольца выйти или войти в него?

Ответы детей: Нет, нельзя.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.  Вот таким кольцом фашисты окружили наш город. Ленинград лишился всего – отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Главным врагом для жителей Ленинграда был голод.

Скажите мне, пожалуйста, что символизирует разрыв Блокадного кольца?

Ответы детей: Разрыв символизирует- «Дорогу жизни».

Воспитатель: Верно! Почему её так назвали?

Ответы детей: Эта дорога связывала город с большой землёй.

Воспитатель: Ребята! Где эта дорога проходила?

Ответы детей: По Ладожскому озеру.

Воспитатель: Правильно! По Ладожскому озеру в город везли продукты и боеприпасы, а из города вывозили детей, стариков и раненых. Ребята, скажите, на чём возили продукты и вывозили детей из города, когда пришла зима и лёд на Ладожском озере замёрз?

Ответы детей: На машинах. Полуторках.

Воспитатель: Верно! Посмотрите, у вас на столе стоит макет памятника «Полуторке». Эта машина была самой лёгкой и весила полтонны, поэтому так и назвали: полуторка!

Воспитатель: Ребята, а где установлен этот мемориал?

Ответы детей: На берегу Ладожского озера, где проходила Дорога жизни.

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы свами немножко отдохнём и разомнёмся.

        Физминутка:

В осеннем тумане (закрывают ладонями глаза)

В январском снегу (разводят руки в стороны)

Стоит Петербург (руки над головой в виде крыши)

На морском берегу (плавные движения руками – волны)

С дворцами и парками, строг и красив (отводят руки влево и вправо)

Как будто вплывает в широкий залив (движения руками – плывут)

В блокадные дни под обстрелом в снегу (шагают на месте)

Не сдался, не сдался наш город врагу (повороты головы)

Воспитатель: Молодцы, отдохнули немножко. Присаживайтесь, пожалуйста на стульчики. Продолжим.

Ребята, у меня в руках макет памятнику. Как он называется?

Ответы детей: Это макет памятнику «Цветок жизни».

Воспитатель: Всё верно! На что он похож?

Ответы детей: На ромашку.

Воспитатель: Правильно, этот цветок похож на ромашку. А ромашка это символ….. России. Что изображено на этом цветке?

Ответы детей: На цветке нарисован мальчик и он улыбается. Ещё слова – «пусть всегда будет солнце».

Воспитатель: Молодцы! Сколько лепестков на этом цветке? (Пять)

Ребята, кому посвящен этот памятник?

Ответы детей: Этот памятник посвящен погибшим детям Блокадного Ленинграда.

Воспитатель: Верно. Молодцы! Скажите, ребята, где он находится?

Ответы детей: Рядом с нашим городом у Ладожского озера, там, где проходила Дорога жизни.

Воспитатель: Правильно ответили. А сейчас перед вами следующий макет мемориального комплекса. Как он называется?

Ответы детей: “Вечный огонь”

Воспитатель: Верно! Что символизирует вечный огонь?

Ответы детей: …..

Воспитатель: Постоянно горящий огонь, олицетворяет собой память народа  о павших героях, в боях за свободу, Родину. Ребята, вы ездили с родителями на экскурсии по памятным местам Блокадного Ленинграда. Назовите, пожалуйста, как называется мемориал, где горит Вечный огонь?

Ответы детей: «Пискарёвское мемориальное кладбище»

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Ребята, а этот огонь может погаснуть?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Верно! Его люди сделали так, что его не способны потушить ни дождь, ни снег, ни ветер, а пламя видно в любое время суток.

За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой.

Рефлексия

Детям задаются вопросы:

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Где проходила Дорога жизни?

3. О каких памятниках вы рассказали?

4.Что вам запомнилось из нашего занятия?

Итог:

 Воспитатель: Правильно! Ребята, занятие наше закончилось. Всем, спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьног...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы на тему "Весна-красна"

Цель: Расширять представления детей о весенних изменениях в природе.Задачи: Систематизировать представление о том, какие изменения происходят весной. Закреплять названия перелетных птиц, первоцветов, ...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром на тему "Родословная - старинная русская традиция" (Образовательная область «Познавательное развитие») для детей подготовительной группы

Цель: закрепление у детей представлений о родственных отношениях.Задачи:Образовательные:1. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословия, о традициях и обычаях.Развивающие:1...