ПРОЕКТ «Волшебный огонек свечи»!
методическая разработка

Залозняя Виктория Александровна

Познакомить детей с разнообразием осветительных приборов;

их устройством;

материалами, из которых они состоят;

историческими вехами их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_ogonek_svechi.docx200.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица СтарощербиновскаяC:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

ПРОЕКТ

«Волшебный огонек свечи»

                                                                     

  Автор: воспитатель

Залозняя В.А.

                                             СОДЕРЖАНИЕ.C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

  • Введение.
  • Актуальность проекта.
  • Цели и задачи проекта.
  • Методы и приемы, используемые в работе.                                                            
  • Алгоритмы разработки проекта                                                                                        
  • Мониторинг.  
  •  Перспективный план.
  • Вывод.
  • Приложения:
  • Приложение №1                                                                      
  • Мониторинг на начало проекта
  • Приложение№2                                                                              
  • Перспективный план реализации проекта
  • Приложение№3.                                                                              
  • Мониторинг на завершение проекта
  • Приложение№4.                                                                                      
  • Опыт «Первые опыты со свечой. Секреты знакомых предметов».
  • Приложение№5.                                                                                    
  • Непосредственно образовательная деятельность.   Конспект НОД
  • Приложение №6.                                                                              
  • Книга стихов, загадок, пословиц: «Свечка, свечечка, свеча».
  • Приложение №7                                                                                      
  • Мои первые сказки о свечах: «Волшебные сказки».
  • Приложение №8.                                                                              
  • Дидактическая игра  «От лучины да  электрической лампочки».
  • Приложение №9                                                                          
  • Альбом творческих работ «Гори свеча моей семьи»
  • Приложение №10.                                                                    
  • Консультации для родителей «Чтобы не было беды»
  • Список  используемой литературы.

                                                     

ВведениеC:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Дети по природе своей - исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Большую роль в формировании всесторонне развитой личности играет экспериментальная деятельность дошкольников, где ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

                        Актуальность проекта. 

           Актуальностью моего проекта я обязана сказке замечательного сказочника Ганса Христиана Андерсена «Сальная свеча».  Сразу же после прослушивания сказки у детей возник вопрос: «А что такое свеча?», « Какую функцию она выполняет сейчас, если развито электричество?» у детей возникло много вопросов по поводу быта того времени. Они выражали бурные эмоции и сопереживали героям сказки. Я поняла, что это им интересно. У детей возникали всё новые вопросы, что и подтолкнуло меня более подробно рассказать им историю возникновения свечи, её использование в давние и современные времена. Работая над проектом, я  учла, что свеча это и интересно, и в тоже время, если ею не правильно пользоваться, она становиться опасной. Я провела предварительно диагностику и увидела, что у моих воспитанников недостаточно знаний по этой теме. (Приложение № 1, №3)

Перед собой и своими воспитанниками, я поставила:

 Цели проекта:

Познакомить детей с разнообразием осветительных приборов;

их устройством;

материалами, из которых они состоят;

историческими вехами их развития.

Исходя из поставленной цели, выдвинула следующие

       Задачи проекта:

Формировать системные представления об окружающем мире,

о роли и месте осветительных приборов в обиходе  жизни человека.

Активизировать интеллектуально - познавательную деятельность и творческое самовыражение;

Развивать коммуникативные навыки;

Формировать понимание необходимости соблюдения правил безопасности при использовании в деятельности;

Вовлечь семьи, к участию в проектной деятельности.

Авторы проекта: дети, воспитатель, родители,C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Тип проекта: Мой проект творческий среднесрочный, был реализован с    

детьми старшего дошкольного     возраста  (5-6 лет), с августа поноябрь

2015 года.

В построении проектной деятельности я  учитывала принцип интеграции    

образовательных областей: Познавательно - речевую, коммуникативно -  

личностную, физическое развитие, художественно – эстетическую.  

Реализовывала проект, основываясь на основную, образовательную

программу, базирующуюся на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой .

Предполагаемый результат:

Во время работы над проектом участники будут: проявлять интерес  к предметам неживой природы,  самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно, со взрослыми)      

Дети будут осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно, со взрослыми)  из разных источников, в т. числе  в Интернет  

осуществлять подбор, совместное хранение различных материалов в т.ч., совместное создание различных продуктов деятельности (самостоятельно и совместно, со взрослыми)  

 Смогут собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно со взрослыми)

  Работая над проектом,  я  реализовала его в три этапа.

Первый этап: «Проблемная ситуация»

( сбор информации, мониторинг детей, подбор методической литературы, составление перспективного плана)

 Второй этап: «Основной »

  Данный этап осуществлялся через  образовательные области:    Познавательно - речевую, коммуникативно - личностную,  художественно – эстетическую.

Реализуется в проведении режимных моментов;

в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности;

в ходе самостоятельной деятельности детей;

в ходе совместной деятельности родителей, детей и воспитателя.

 «Продукты детской деятельности».

Рисунки, поделки, книга сказок; книга стихов, пословиц и  загадок; альбом коллекций свечей; коллекции свечей; конспекты НОД;  методические разработки «Мои перовые опыты со свечой»; памятки и консультации для родителей

Работа с родителями

 Третий этап: «Заключительный»

«Презентация проекта».

Представление результатов проекта.C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Для успешной реализации проекта я разработала перспективный план. (приложение №2), который был успешно реализован.

                         

Вывод:

Проект «Волшебный огонек свечи» расширил знания детей, позволил  проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение  к окружающему  миру. Дети узнали «Из чего состоит свеча?», «Для чего она нужна?», «А нужна ли она сейчас?»,  «Как можно ее использовать в быту». В своей работе я использовала компьютерные технологии, создала интересную презентацию.

К детям приходил любимый виртуальный герой Алёнушка Пряха, которая рассказала, откуда появилась свеча, из чего были сделаны первые свечи, показала детям, как правильно и безопасно  пользоваться ими. (Приложение №5)

После беседы у детей возникали  новые вопросы «А можно ли свечу сделать дома?», «Почему язычок пламени всегда направлен   вверх», «Почему сгорая, свеча издает своеобразный запах».

Аленушка Пряха показывала детям опыты со свечами, а мы с детьми их апробировали в действительности и создавали   условия  для рождения  новых   опытов. (Приложение №4)

 Работая  в этом направлении детям было очень интересно, они осуществляли поиск информации самостоятельно и совместно, со взрослыми)          Дети   создавали различные продукты деятельности, собирали материал, обобщали факты, отстаивали свою точку зрения. Так,  возникли новые идеи: создания фотовыставки «Свеча моей семьи», книги «Волшебные сказки, (Приложение№7), книги стихов, загадок и пословиц «Свечка, свечечка, свеча»(Приложение №6), дидактической игры «Что ярче светит», (Приложение №8).

       Данный проект невозможно было осуществить   без сотрудничества с  родителями. Родители с большим энтузиазмом откликались на мои  просьбы и просьбы детей. Каждый день мы получали новые продукты деятельности детей и родителей, а так же бабушек и дедушек. Они дружно выполняли коллективные работы. Все творческие работы и рисунки мы объединили в альбоме  «Гори свеча моей семьи».(Приложение №9)  Но так как свеча все же представляет некоторую опасность,  для детей и  родителей  были подготовлены памятки и консультации  на тему «Чтобы не было беды».(приложение №10)

Совместная работа над проектом создала атмосферу общности интересов, сплотила коллектив (дети-родители),  помогла родителям повысить свою компетентность в вопросах  всестороннего развития детей,  объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними, как с равноправными партнерами в процессе совместной деятельности.  

C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

         

        

                                                   

Используемая литература:C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

  • Н. Е. Веракса. Т.С.Комарова.  М.А. Васильева.  «Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы».  Москва. Мозаика- синтез 2012г.
  • О. В. Дыбина. «Ребенок в мире поиска». Москва. Творческий центр 2005г.
  • З.А. Ефанова. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» средняя группа. Москва. Мозаика- синтез 2012г.
  • Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности». Москва. Мозаика- синтез 2009г.
  • А.И.Шапиро «Секреты знакомых предметов. Свеча». Санкт-Петербург. ООО Издательство «Речь». 2009г.
  • Г.Х.Андерсен  сказка «Сальная свеча».

C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Приложение №1

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение №2

Перспективный план работы по проекту «Волшебный огонек свечи»

Дата

Содержание работы

дети

родители

1.

август

чтение сказки Г.Х. Андерсен «Сальная свеча».

Беседы «Что такое свеча?»

«От лучины до электрической лампочки».

«Волшебный огонек свечи».

+

+

2.

сентябрь

Проведение мониторинга

Сбор познавательной информации о свече.

Создание презентации «От лучины до электрической лампочки».

+

+

+

+

3.

Октябрь

Участие в создании коллекции  «Чудо свечи».

Непосредственно образовательная деятельность  «В гостях у Аленушки- пряхи».

Опытническая деятельность

+

+

+

+

+

4.

Ноябрь

дидактическая игра «Что ярче светит».

Эрмитаж рисунков «Свеча моей семьи»

опыты и эксперименты со свечой.

Памятки и консультации для родителей «Правила безопасного использования свечей», «Чтобы не было беды».

Издание книг: «Первые опыты со свечой», «Волшебные сказки», «Свечка, свечечка, свеча».

Презентация проекта  «Волшебный огонек свечи» на педагогическом совете №2C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

+

+

+

C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

+

+

+

+

5.

январь

Защита проекта «Волшебный огонек свечи» на РМС

C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Приложение №5

Конспект НОД по развитию художественного творчества «Волшебные краски зимы»

в подготовительной к школе группе.



Задачи:

  • Учить детей работать в технике граттаж, строя композицию рисунка, используя трафареты деревьев, птиц.
  • Закрепить умение детей задумывать сюжет рисунка, передавая свои ощущения и чувства в изображении.
  • Закреплять умение детей ориентироваться во времени и пространстве.
  • Развивать чувство композиции, творческое воображение, фантазию, эстетический вкус.
  • Обогатит эмоциональный опыт детей.
  • Активизировать речь детей, закрепляя умения связного рассказывания.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, чувство прекрасного, доброжелательное отношение друг к другу.


Методы и приёмы реализации задач занятия:

  1. Информационно - рецептивный метод: рассматривание картин, сопоставление с поэтическим образом.
  2. Словесный метод - художественное слово, беседа, рассказ педагога о гратаже.
  3. Репродуктивный метод - выполнение формообразующих движений рукой (метод упражнений - закрепление знаний и навыков детей).
  4. Эвристический метод - выполнение рисунка частично самостоятельно.
  5. Исследовательский метод - дети выполняют полностью работу самостоятельно, включая фантазию и творчество.
  6. Метод музыкального сопровождения.
  7. Использовался игровой приём - упражнение на дыхание, на напряжение и расслабление мышц.

Игровой элемент - путешествие по временам со свечой.

Тема: “Знакомство с огнем”.


В занятии учитывались когнитивные способности детей этого возраста, с опорой на Воздействие на слух, зрение и тактильные ощущения, посредствам художественного слова, музыки, рассматривание репродукций картин, упражнение "Снегопад", использование трафаретов.
Развитие креативных способностей детей - проблемная ситуация с непишущей ручкой, трафаретами и сам процесс изобразительной деятельности.
В процессе занятия дети овладевают техникой рисования граттаж; закрепляют умение строить композицию, ориентироваться на листе, в пространстве и во времени.

Предполагаемый результат :
 дети получат знания о технике рисования граттаж, научатся  работать в этой технике.
Научатся  анализировать продукт своей деятельности (свой рисунок).

Материал: безопасная свеча, наборы трафаретов на каждого ребёнка, "Снежинки" (бумажные кружочки диаметр 0,5см) , заготовки фона граттаж А4, ручки, влажные салфетки, бумажные салфетки, обруч, "Островки" (бумажные определители места для ребёнка, по количеству детей), репродукции картин из серии "Зимняя ночь", аудиозапись П.Чайковского "Декабрь. Святки", "Январь", "Щелкунчик. Сцена в сосновом лесу", Г.Свиридов "Тройка", "Метель', А.Вивальди "Зима".

Ход занятия:

I часть. Знакомство.
Дети проходят в изостудию.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Встаньте, пожалуйста, на "снежинки" вокруг обруча.
Дети встают, педагог зажигает свечу
Педагог: 
Эта свеча - не просто свеча
Свет и добро излучает,
Вы не задуйте её сгоряча,
Она нам во всём помогает.
Свечка поможет отправиться нам
В волшебную сказку по временам,
Она, как волшебный ковёр - самолёт,
Хоть в лето, хоть в зиму перенесёт.

Если свеча затухает: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасла,
Чтобы яркий свет несла
Помогала и вела.

Педагог: Дети, передавая друг другу свечу , думайте о самом приятном, о самом хорошем, свои самые добрые мысли передайте свече, а затем передайте свечу своему соседу.

II часть. Сопоставление поэтического образа с изобразительным.

Когда свеча возвращается к педагогу:
Свечка волшебная ярче гори,
В зиму волшебницу нас унеси.

На мольберте прикреплены репродукции картин из серии "Зимняя ночь".

Педагог:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

- В какое время суток можно увидеть такую замечательную картину? (Днём).
- Почему вы так думаете? (на солнце блестит снег, небеса голубые - это бывает только днём).

Педагог открывает репродукции.
- Как вы думаете, подходит ли это стихотворение к этим картинам? (нет)
- Почему? Какое время суток изображено на картинах? (ночь)
- Докажите мне, что это ночь. ( светит луна, темно....)
- Какого цвета снег на этих картинах? (Тёмно - синий, фиолетовый, чёрный, серый ....)
- Как вы думаете в какое время суток падает снег? (предположения детей).
- Правильно, снег может идти и днём, и ночью, и утром, и вечером, и даже круглосуточно.
- А как это - круглосуточно? Что означает это слово? (Предположения детей)
- Круглосуточно - это и утром, и днём, и вечером, и ночью, не переставая. Давайте повторим вместе это слово - круглосуточно. (Дети повторяют).

III часть. Упражнение на дыхание.

Педагог: Давайте мы с вами устроим снегопад, подставляйте ладошки, в них насыплю я волшебные снежинки. По моему сигналу тихонько подуем и устроим волшебный снегопад.
Дети дуют на "Снежинки".

IV часть. Образная релаксация.

Педагог: Сейчас на полянку, друзья, приглашаю
И в белых снежинок я вас превращаю.
Снежинками детки на стулья присели.
Снежинки на ветках,
Снежинки на ели.
Расслабились,
Глазки спокойно прикрыли,
Фантазию, воображенье включили,
Внимательно, слушая,
Строчку за строчкой,
[свеча гори...] Представьте лесную
и зимнюю ночку.

Дети сидят на стульях за столами, удобно, закрыв глаза. Фоном звучит спокойная музыка.

Педагог: С неба падают снежинки,
И кружатся в танце
В паре с ветром, как пушинки,
И пугают зайцев.
Вьюга песенки поёт,
В такт их па весёлым,
Дед Мороз сквозь лес идёт.
С посохом тяжёлым.
Всё вокруг - как серебро -
Сверкает и искрится.
Молчат леса, не вскрикнет птица.
В снегу у края борозды
Таится рыжая лисица,
Темнеют заячьи следы.
В берлоге, между трёх сосёнок,
Храпит доверчивый медведь.
И месяц так беспечно тонок,
Что даже боязно глядеть...

Спустя 10 секунд.

Педагог: 1,2,3,4,5 стали детки оживать.
Глазки тихо открывать,
Дети в детский сад вернулись,
Тихо встали, подтянулись.
Вправо, влево посмотрели,
И на место снова сели.

V часть. Практическая часть.

Педагог: Понравилось вам в зимнем лесу ночью? А что вы там увидели? (ответы детей)
- Вы знаете о том, что вы увидели, может рассказать нам обыкновенная ручка.
- Как вы думаете, как ручка может нам рассказать ? (написать....)
- Ручкой можно не только писать, но и рисовать, попробуйте нарисовать зимнюю ночь обыкновенной ручкой.
Листы повёрнуты белой стороной к детям, дети рисуют, ручка не пишет. Педагог удивляется, затем предлагает:
Белый лист перевернём -
Фон для ночки мы найдём.
- А теперь попробуйте нарисовать! Рисует?! Чудеса продолжаются!

- И всё, что представили, сейчас нарисуем:
Деревья, сугробы и ночку такую...

- Ну, что ж принимайтесь за работу!
Дети рисуют, если не справляются, на столах лежат наборы трафаретов.

Педагог: А это помощники в вашей работе.
Деревья и птичек в коробке найдёте.
Самостоятельная работа детей. Педагог оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости. Педагог тоже рисует свой рисунок.

VI часть.
Упражнение на напряжение и расслабление мышц крупной и мелкой моторики.

По окончании работы.
Педагог: В зимнем лесу очень холодно, давайте согреемся, подходите ко мне. Встаньте так, чтобы вам было удобно.

-А теперь в игру играем,
Всё за мною повторяем.
Мы вначале замерзаем:
Плечи, руки, кисти, пальцы -
Всё! Не могут разгибаться!

Как замёрзла детвора!
Разморозить вас пора!
Пальцы, кисти, руки, плечи...
Разморозился народ!

А теперь ещё раз в игру играм
Мы вначале замерзаем:
Плечи, руки, кисти, пальцы -
Всё! Не могут разгибаться!

Как замёрзла детвора!
Разморозить вас пора!
Пальцы, кисти, руки, плечи...
Разморозился народ!
Дети встряхивают руками.

VII часть. Самоанализ. Рассматривание рисунков.

Педагог:
 Вот теперь мы согрелись. Давайте полюбуемся на нашу зимнюю ночку. Несите свои рисунки, сами встаньте на «снежинки», а рисунки положите перед собой.

-Дети, кто-нибудь нарисовал то, что услышал в стихотворении. (Обсуждение).
- А кто - нибудь нарисовал медведя?!
- Вы знаете, и зимой иногда медведь не спит, бродит он по лесу очень злой, уснуть не может, такого медведя называют шатун. Как вы думаете, почему так его назвали ? (Шатается по лесу).

VIII часть. Сюрпризный момент.

Педагог:
 А вы знаете, свеча не просто помогала путешествовать, она помогла нам создать такие красивые картины.
Свечку в плошке растопила, получился жидкий воск, кистью я листы покрыла, а потом чёрной гуашью сделала фон. Вот вам и чудеса! Получился гратаж. Рисование - царапанье по воску называется - граттаж. Повторите это слово. (Дети повторяют).
Давайте из наших картин составим альбом на память о нашем волшебном путешествии.
Собираем рисунки в альбом.

IX часть. Итог

Педагог: Передавая по кругу свечу
Думай о самом приятном,
Энергию свечки, её теплоту
Вы получите обратно.
(Дети передают свечу)

С улыбкой, мечтою,
Душевно, сердечно.
Задуем мы нашу
Волшебную свечку.


Дети вместе задувают свечу и уходят в группу.
C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpgC:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpgC:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Конспект НОД по познанию с элементами экспериментирования в подготовительной группеC:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Тема: “Знакомство с огнем”.

Вид детской деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.
  2. Через эксперименты с разными предметами учить детей понимать красоту, пользу огня и его опасность.
  3. Формировать у детей нормы поведения с огнем и знание правил пожарной безопасности в условиях дома и улицы.
  4. Воспитывать понимание того, что без взрослых с огнем действовать нельзя. 

Словарная работа: сквозняк, холодно- теплее- горячо.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о пожаре, об электроприборах, чтение стихов и рассказов, заучивание пословиц и поговорок.

Индивидуальная работа: Активизировать детей в речи и действиях.

Оборудование: музыкальный центр, маленький столик, подушечки для детей, маленький стул для воспитателя

Материал: 

Демонстрационный: свечи, подсвечник, кувшин с водой, таз с водой, колпачок для тушения огня, спички, аудиозапись звуков явлений природы и животных

Раздаточный: сухие и мокрые тряпочки, сухая и мокрая бумага, сухой и мокрый картон, гвоздики, металлические палочки, цепочки

Посадка детей: Сидят на полу, на подушечках, в центре обруч и маленький столик.

Рассказ Б. Жидкова “Дым”. Пословицы и поговорки о явлениях природы. Рассказы и стихи из серии “Чтобы не было беды”.

ХОД:

 (Дети садятся на пол вокруг “круга безопасности” (обруч). В центре круга, на маленьком столике располагается свеча (на подставке, в подсвечнике). Воспитатель обращает внимание на форму свечи, ее цвет, величину и т.д. Дети сравнивают ее со свечами, которые они уже видели, используя элементы припоминания, сравнивают свечи между собой, выделяя сходства и различия. Воспитатель зажигает свечу, комментируя свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички).

Воспитатель: Мы зажгли свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке (легком дунавении ветра). Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила. Он помнит о том, о чем уже забыли люди. И потому мы так любим смотреть на него.

Человек всегда думает, даже когда ни о чем не думает. И только тогда он может не думать, когда смотрит на огонь или на воду. В движении воды и в трепете огня течет само Время.C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

В воде и огне живет великая тайна рождения человечества, которое вышло из моря и уселось греться у костра. За миллионы лет, что прошли с тех пор, изменилось всё: змеи и птицы, звери и рыбы, цветы и деревья, изменился сам человек, изменилась земля и даже звезды! И только огонь и вода остались неизменны.

Давайте возьмемся за руки и полюбуемся огнем. (Звучит тихая музыка. Дети любуются огнем)

А теперь сощурим глаза и посмотрим на огонь. (Дети выполняют. Повторяют несколько раз).

Какие у вас ощущения, что вы увидели? (Дети обмениваются: кто видит солнечные лучики, кто радугу, кто-то лучики огня. Воспитатель тушит свечу, задув ее.)

Упражнение “Ветерок”: 

– Ребята, а как еще можно затушить свечу? (Дети отвечают: закрыть колпачком, залить водой. Воспитатель демонстрирует способы. Затем предлагает детям задуть свечу. Дети по очереди задувают свечу, совершая вдох носом, выдох ртом)

Почему не все смогли сразу потушить огонь? Дети отвечают) 

Правильно, для этого необходим резкий и сильный выдох. Давайте подуем на огонь так, чтобы пламя не гасло, а только колыхалось. (Дети дуют)

Ребята, вы увидели и почувствовали результаты разной силы выдоха. И чтобы потушить огонь, нужен сильный выдох.

Продолжим наше знакомство с огнем.

Пламя нашей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами собой загорелись в лесу прелые листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Пламя нашей свечи помнит о первом огне, зажженном самим человеком. Тот огонь родился из палочек, трущихся друг о друга, или из искры, высеченной одним камнем из другого. Но все равно это было очень трудно – заставить кусочек дерева подарить огонь.

Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды, наполненные водой, через отшлифованные прозрачные кристаллы кварца и специальные зажигательные стекла.

А чем зажжена наша свеча? Спичкой. Они появились не так давно, чуть больше 150 лет назад, и были поначалу стеклянными, с головками из белого фарфора. Теперь спички делают из дерева.

Огонь очень давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в быту людям.

Кто мне скажет, как используют огонь люди? (Дети отвечают)

Огонь стал таким привычным, обыкновенным. А раньше к нему относились по-другому. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а то грозной стихией, уничтожающей всё на своем пути. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал ее. Его уважали и боялись, любили и почитали. C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Знают взрослые, знают дети
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий горячий огонь.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ведь издревле до нашего века
Он – помощник и друг человека.

Упражнение  “Горячо-холодно”: (Воспитатель опускает (приближает) свою ладошку к горящей свече, комментируя свои впечатления: высоко ладошка от огня – холодно, ниже – теплее, низко – горячо.)

Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия. Дети комментируют выполняемы действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя).

Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

Опыт “Горячо-холодно”:(Воспитатель показывает детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Подносит бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя)

Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

Физминутка: Дети под музыку имитируют пламя костра.

Сила у огня большая-пребольшая. И если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Горят дома, больницы, поля, заводы, сады, поезда. Гибнут люди.

Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили!
Но бывает огонь и другим -
Но согрет ладошек он ваших,
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
Будьте с огнем осторожны, дети,
Твердо запомните правила эти.

Упражнение “Горит – не горит”: (Воспитатель предлагает детям ряд предметов: сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, тонкий и толстый картон, металлическую палочку, цепочку.)C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Посмотрите на эти предметы, потрогайте их.

– Кто назовет, что у него в руке? (Дети называют название предмета и его состояние) -Как вы думаете, предмет который у вас в руке, будет гореть или нет? (ответы детей)

А теперь проверим…

Опыт:   (Воспитатель пытается зажечь все эти предметы над тазом с водой. При этом, все загоревшиеся предметы тушатся в емкости с водой. Воспитатель поясняет, что от плохо затушенных предметов, может разгореться пожар и потушить его способом задувания будет невозможно)

Какие предметы быстро загораются? (ответы детей)

Какие не могут гореть совсем? (ответы детей)

Что надо делать, если предмет горит, чем тушить, если горят большие предметы? (ответы детей)

– А теперь, кто сможет мне назвать пословицу или поговорку об огне?

Царь – огонь, царица – вода.
От искры пожар рождается.
С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.
С огнем, да водой не поспоришь.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Человеку друг огонь, только ты его не тронь.
Пожар слезами не зальешь.
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Умному, огонь – тепло, глупому – ожог.
Не трогай огня – не обожжешь руку.
Кто с огнем играет, тот в огне сгорает.
“От маленькой искорки – большое горе”,
“Коробка спичек хоть и мала, много может причинить зла”.

Воспитатель: Молодцы. Много поговорок и пословиц об огне знаете.

– А кто ответит, почему возникает пожар? (Ответы детей: это могут быть спички, электроприборы, электрические розетки, печь, бенгальские огни, свечи, папиросы, газ)

Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить
О пожаре сообщить.

– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? (Ответ: набрать номер 01, У нас в доме пожар. Адрес: Юности, дом.21, квартира 6 ).

– Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия? (ответ: попытаться потушить пожар набросив одеяло, ковер, пальто или любое тяжелое покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха, взять любой сосуд: ведро, кастрюлю, ковшик, бутылку, наполнить его водой и залить огонь, позвонить 01, позвать на помощь взрослых, если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение)

Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

– Ребята, а если много дыма, как можно выйти из помещения? (Нужно дышать через мокрую ткань внизу пола и выйти из помещения).

Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем.

Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

  • не играй со спичками
  • выключай электроприборы
  • не зажигай газ

Итог: Подведем итог нашему занятию. О чем мы сегодня с вами говорили? Чем полезен огонь для человека и в быту? Чем опасен огонь? Куда звонить, если пожар? Какие правила нужно знать и выполнять?

Конспект НОД по познанию  с элементами нетрадиционного рисования.C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Тема «Знакомство со свечой» 

Вид детской деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Цели:

 1. Знакомство детей со свечой и разнообразием видов свечей.

 2. Расширение словарного запаса детей.

3.продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования.

Планируемые результаты:

Материалы и оборудование:

Словарная работа:

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем календаре знаменательных дат наступил еще один праздник. А какой вы сейчас догадаетесь сами.

Воспитатель загадывает детям загадки:

1.Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает.(свеча)

2.Тонкая девчонка, белая юбчонка, красный нос,

Чем длиннее ночи, тем она короче.(Свеча)

3.Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет – я посвечу.

Правильно, ребята! Сегодня мы поговорим с вами про свечи, так как наш праздник называется «День свечей». И отмечается он 2 февраля. Говорят, что в этот день зима преломляется пополам. В этот день готовили ритуальную еду — такую как каша и свинина, и непременно изготавливали свечи. (слайд 2). Изготавливали к этому дню специальные, ярко горящие свечи.

 Отмечают этот праздник в основном в таких странах, как Латвия, Эстония, США.

День свечей – первый крупный праздник для женщин в году, когда им полагалось пить красный сок, чтобы все лето быть здоровыми и пригожими. По традиции, женщины в этот день отдыхали, а мужчины в этот день выполняли женскую работу по дому.

 Ребята, а на какой еще праздник похож «День свечей»? В календаре работ с этого дня начиналось вязание и прядение, а ещё освещенные в церкви свечи раздавали людям, чтобы те защитились от зимы.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое свеча? А кто знает, где и как появилась первая свеча, и для чего она использовалась? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Воспитатель: Так что же такое свеча? Свеча́ — приспособление для освещения (изначально) или некоторых других целей, чаще всего в виде цилиндра из твёрдого горючего материала, который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля (фитиль проходит вдоль цилиндра по его центру).(слайд 3)C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Воспитатель: Большинство учёных полагают, что первые свечи появились в Древнем Египте. Делали их из полого тростника, который рос в окрестностях в изобилии. Его окунали в растопленный животный жир. Правда, у этих свечей не было фитиля. (Слайд 4)

А вот свечи с фитилями впервые появились в Древнем Риме. Ими освещали дома и храмы, их носили с собой, когда ходили по тёмным улицам.

И только в Средние века, когда люди освоили пчеловодство, появились восковые свечи с тонким волнующим ароматом воска и мёда. К тому же эти свечи горели ровно и ярко.

Но они были так дороги, что сперва стали привилегией только королей, потом знати и богачей.

С прогрессирующим развитием нефтепромышленности появилась возможность изготавливать дешёвые свечи, которые стали доступны всем. И делали их из парафина.

По качеству парафин не уступает воску. Он ярко горит, не коптит, не выделяет неприятного запаха.

 Около 150 лет назад была изобретена первая лампа накаливания, которая постепенно стала вытеснять свечу из домов как источник освещения. Однако ещё долгое время люди держали в домах свечи на случай, если отключится электричество (слайд 5-6).

А сейчас мы с вами отдохнем и превратимся в диких животных. Проведение физкультминутки.

Дикие животные.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Дети садятся на свои места.

C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие свечи бывают? Ответы детей.

В зависимости от устройства и назначения свечи разделяются на различные виды. Это:

Хозяйственные свечи — свечи, сделанные парафина, имеют простую цилиндрическую форму и белый цвет. Самый простой, дешёвый и распространённый вид свечей. Чаще всего их применяют в условиях временного отсутствия электроэнергии. Их устанавливают в подсвечник, делающий свечу более устойчивой.

 Столовые свечи — имеют удлинённую цилиндрическую форму. В их производстве используются различные красители для придания им лучшего эстетического вида. Могут быть классическими, витыми, ароматическими. Такие свечи применяются для придания колорита различным мероприятиям. (Слайд 7)

 Пенько́вые свечи — свечи большого диаметра, не нуждающиеся в подсвечнике для устойчивости. В остальном совпадают по характеристикам со столовыми свечами — производятся с применением красителей, могут быть классическими без запаха, или ароматическими.

Церковные свечи — традиционно изготавливаются полностью из пчелиного воска. Эти свечи тонкие и длинные, и носят ритуальный характер. Церковью и верующими принято считать, что свеча, зажжённая в храме и помещённая у какой-либо иконы, способствует более быстрому и надёжному вознесению молитвы.(Слайд 8)

Чайные свечи — иначе их часто называют свечи-таблетки из-за их формы. Выпускаются залитыми в алюминиевый корпус. Используются в декоративных светильниках, аромолампах, для подогрева заварочных чайников в соответствующих приспособлениях. Эти свечи отличаются наивысшей экономичностью, так как плавящийся парафин не может покинуть зону около фитиля и сгорает полностью.

Декоративные свечи — свечи из разных материалов, в основном предназначенные для получения эстетического удовольствия. К ним относятся различные многоцветные, резные свечи, свечи статуэтки-сувениры и т.п..(слайд 10)

Гелевые свечи — считаются наиболее эстетичными и декоративными. Гелевая масса — прозрачная и чаще всего бесцветная, сгорая, она не дает запаха. Ее расплавляют и заливают, в основном, в стеклянные емкости, на дне которых создается некая композиция из цветного песка, ракушек, бусин, статуэток и т.п.(Слайд 9)

Воспитатель: Вы наверное не раз видели любую из этих свечей. А давайте поиграем, и попробуем задуть горящую свечу.

Проведение дыхательной гимнастики « Свеча».

 Вы зажигаете свечу, и просите ребенка подуть на свечу. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

Воспитатель: А как сейчас люди используют свечи? Кто из вас и где пользовался свечой? Ответы детей. Показ слайдов 11 -16.

Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель показывает слайд, а ребенок после его просмотра отвечает.

Воспитатель: Вы сегодня видели много свечей. Какая из них вам понравилась? Ответы детей. А давайте мы тоже с вами попробуем сделать свечу. По желанию, дети могут либо нарисовать понравившуюся свечу,   либо слепить.

 Воспитатель предлагает детям нарисовать волшебное (необычное) солнышко.

Показывает свечу и говорит, что сегодня она будет нашим карандашом. Поэтому надо взять её в правую руку, как карандаш. Солнышко дает нам свет и тепло, и свеча тоже дает тепло и свет. Они в этом похожи. Дети берут свечи в руки и вместе с воспитателем сначала в воздухе рисуют круг. Затем на картоне круговыми движениями рисуют свечой солнышко и лучики.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что солнышко не видно, наверное, оно спит. «Давайте его разбудим с помощью красок!».

Воспитатель дает детям красную или желтую гуашь и предлагает полностью закрасить картон. «Вот и выглянуло солнышко! Здравствуй, солнышко

Тема: Здравствуй, солнышко! (нетрадиционный метод рисования свечой).

Программное содержание:

 Учить сочетать в одном образе разные формы и линии: рисовать большой круг и несколько лучей. Продолжать учить детей узнавать круг, закрепить знания о красном и желтом цветах.

 Развивать интерес к рисованию, познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования свечой.

 Закреплять умение держать кисть тремя пальцами, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку.

 Воспитывать интерес к окружающему миру, аккуратность.

Материал: свечи, картон, красная гуашь, непроливайка на каждого ребенка, кисточки, подставки под кисточки, салфетки, образец рисунка

Словарь: свеча, лучистое, расцеловали, волшебное.

Предварительная работа:

 Знакомство со свойствами свечи.

 Рассматривание иллюстраций солнца.

 Разучивание потешек о солнце.

 Наблюдения за солнцем, облаками во время прогулки.

Ход:C:\Users\Владелец\Desktop\Рисунок1.jpg

 1. Воспитатель читает детям новое стихотворение «Солнышко» Г. Бойко

 Тучка прячется с небес,

Смотрит солнышко с небес.

 И такое чистое,

Доброе, лучистое.

 Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

 2. Задает детям вопросы:

Какой солнце геометрической формы? (круглое)

 А какие предметы еще бывают круглые? (колесо, мяч, яблоко)

 Какого цвета солнышко? (желтое, красное)

 Что нам дает солнышко? (свет, тепло).

 3. Физ.минутка «Здравствуй, солнышко». Детки встают со стульев поднимают руки вверх и в стороны опускают, говоря при этом: «Здравствуй, солнышко».

 5. Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает детям нарисовать волшебное (необычное) солнышко.

Показывает свечу и говорит, что сегодня она будет нашим карандашом. Поэтому надо взять её в правую руку, как карандаш. Солнышко дает нам свет и тепло, и свеча тоже дает тепло и свет. Они в этом похожи. Дети берут свечи в руки и вместе с воспитателем сначала в воздухе рисуют круг. Затем на картоне круговыми движениями рисуют свечой солнышко и лучики.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что солнышко не видно, наверное, оно спит. «Давайте его разбудим с помощью красок!».

Воспитатель дает детям красную или желтую гуашь и предлагает полностью закрасить картон. «Вот и выглянуло солнышко! Здравствуй, солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Проект "«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир театра"

Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении со...

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема проекта: «Волшебный мир театра».

После беседы с детьми, выяснилось, что многие ребята еще ни разу не были в театре. Они не представляют, что это такое, кто там работает, для чего он нужен.Те ребята, кто был в театре с родителями, с в...

Краткосрочный проект «Волшебные звуки вокруг нас» в рамках проекта «Инструменты детского оркестра»

Краткосрочный проект «Волшебные звуки вокруг нас»в рамках проекта  «Инструменты детского оркестра»...

Проект "Волшебный чеснок".Познавательно- исследовательский проект

Проект "Волшебный чеснок".Познавательно- исследовательский  проект...