Методика исследования зрительного и слухового внимания у дошкольников.
материал

Дуброва Наталья Николаевна

методика исследования зрительного и слухового внимания у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_issledovaniya_zritelnogo_i_sluhovogo_vnimaniya.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методика исследования зрительного и слухового внимания  

При определении содержания методики констатирующего эксперимента мы руководствовались данными литературы, свидетельствующими о нарушениях внимания разной модальности у детей со стертой дизартрией. В связи с этим, были подобраны методики исследования зрительного и слухового внимания у детей дошкольного возраста.

2.2.1. Методики исследования зрительного  внимания

Для исследования зрительного внимания были использованы задания методики  С.Д. Забрамной  (Забрамная С.Д., Боровик О.В. , 2008).

Методика № 1.  Исследование способности концентрации внимания «Что забыл нарисовать художник?»

Цель исследования: выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность.

Описание методики: Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы 1 (наглядный материал представлен в Приложении 1), и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»

Оценка результатов:

4 балла   – не допустил ни одной ошибки (названы все недорисованные предметы)

3 балла – не назвал 1-2 предмета или объекта, но исправил ошибку по ходу работы, самостоятельно

2 балла– не назвал 1-2 предмета или объекта, исправил ошибки после окончания работы

1 балл– не назвал более 2 предметов или объектов, исправил ошибки с подсказкой

0 баллов–  не назвал более 2 предметов или объектов, не исправил ошибки,  отказался от работы

Методика № 2. Исследование устойчивости, переключаемости, распределения и объёма внимания «Чем отличаются картинки?»

Цель исследования: изучить такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

Описание методики: Изображенные на таблице 2 картинки (наглядный материал представлен в Приложении) предъявляют одновременно. Ребенку задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»

Оценка результатов:

Найдено отличий

Стратегия исправления ошибок

Балл

9

самостоятельно, по ходу работы

4

8-7

после окончания работы с подсказкой

3

6-5

после окончания работы с подсказкой

2

4-3

после окончания работы с подсказкой

1

2 и менее

после окончания работы с подсказкой

0

Методика № 3.  Исследование способности к сосредоточению внимания «Что тут не дорисовано?»

Цель исследования: изучить наблюдательность; способность к сосредоточению внимания; характер эмоциональных реакций.

Описание методики:  Ребенку последовательно предъявляют рисунки 3-7 (наглядный материал представлен в Приложении 3), на которых у изображенного предмета   не дорисована какая-либо деталь. Ребенку задают вопрос: «Что тут (на картинке) не дорисовано?»

Оценка результатов:

4 балла   – не допустил ни одной ошибки

3 балла   – исправил ошибку по ходу работы

2 балла  – исправил ошибку сам после окончания работы

1 балл  – исправил ошибку с подсказкой

0 баллов   – отказался от работы

2.2. Методики исследования слухового внимания

Для исследования произвольного слухового внимания были  использованы задания нейропсихологической методики диагностики детей Л.С.Цветковой  (Цветкова Л.С. , 2001) и  методика  исследования слухового внимания Г.А. Волковой (Волкова Г.А., 2005).

Методика № 1. Исследование продуктивности и устойчивости внимания

Цель: определение продуктивности и устойчивости произвольного внимания (оценка ритмов)

Описание методики:   Ребенку предлагается прослушать серию ритмов: «Скажи, по сколько раз я стучала». Предлагаются следующие ритмы:

///,   // / //,  / // /,  // // /,  // / // /.

Обработка результатов:  экспериментатор определял количество ударов, прослушанных ребенком в каждой серии и за все 5 серий, которые он прослушал. Также определялось количество ошибок (неверно названных ритмов), допущенных им в процессе работы в каждой серии и в целом за 5 серий.

Оценка результатов:

4  балла -  нет ошибок – высокая степень    продуктивности и  устойчивости слухового внимания

3 балла –1 ошибка - степень выше среднего

2 балла -  2 ошибки – средняя степень

1 балл - 3 ошибки -  степень ниже средней

0 баллов - более 3 ошибок -  низкая степень  

Методика № 2. Исследование способности к переключению слухового внимания.

Цель: определение переключаемости произвольного внимания.

Описание методики:   Тест делится на 2 задания: 1 - оценка ритмов  и 2 - выполнение по образцу

Задание 1: « ритмы». Ребенку предлагается прослушать серию ритмов: «Скажи, по сколько раз я стучала». Предлагаются следующие ритмы: ///,  // / //,  / // /, /// // /, // / // /.

Задание 2: - выполнение по образцу (постукивание пальцем или карандашом).

При этом ребенку предлагается прослушать серию ритмов и воспроизвести точно также: «Прослушай внимательно и стучи так, как я. Не говори - сколько раз я стучала, а повторяй за мной». Предлагаются следующие ритмы: / //,  ///, / / /, // // /, // /,  / ///, // /// //, / /// /.

В течение 1 минуты дети выполняют 1 задание, через 1 минуту – 2-ое. Работа проводилась в течение 5 минут, задания менялись через каждую минуту.

Оценка результатов:

4  балла - нет ошибок - высокая степень переключаемости слухового внимания

3 балла –1 ошибка - степень выше средней

2 балла -  2 ошибки – средняя степень

1 балл - 3 ошибки -  степень ниже средней

0 баллов - более 3 ошибок -  низкая степень  

Методика №3.  Исследование способности к сосредоточению слухового внимания Г.А. Волковой (Волкова Г.А., 2005).

Цель: оценка состояния способности к сосредоточению слухового внимания.

Описание методики: Экспериментатор демонстрирует ребенку звучание различных  предметов (колокольчик, листы бумаги, карандаш, ножницы, ключи). Затем закрывает руки ширмой, воспроизводит звучание одного из предметов. Ребенку предлагается определить, какой звук слышится из-за ширмы.

Оборудование:  колокольчик, листы бумаги, карандаш, ножницы, ключи.

Инструкция: «Я из-за ширмы буду производить разный шум, послушай и ответь, что я делаю».

Оценка результатов:

4  балла -  нет ошибок

3 балла –1 ошибка

2 балла -  2 ошибки

1 балл - 3 ошибки

0 баллов - более 3 ошибок

По результатам выполнения всех заданий методики  проводилось вычисление среднего балла, на основании которого  определялись уровни сформированности внимания детей.

Шкала определения уровней сформированности внимания:

Высокая степень - от 4,0 до 3,5 баллов

Выше средней - от 3,4 до 3,0 баллов

Средняя - от 2,9 до 2,5 баллов

Ниже средней - от 2,4 до 2,0 баллов

Низкая степень    - от 1,9 до 1,5 баллов

Неудовлетворительная степень  - от 1,4 баллов и ниже

Список литературы

  1. Андреев О. А., Хромов Л.Н. Учитесь быть внимательными. - М., 1996.  
  2. Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанова А.А. Общая психология. -М., 1981.
  3. Венгер Л, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте / Дошкольное воспитание. 1974. № 12. – с.12-16.
  4. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики – СПб, 2005.
  5. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М,: Просвещение. 1976.  
  6. Выготский Л.С Мышление и речь// Собр. соч. в 6 т.- М., 1981.- Т.2.
  7. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. Т. 3.
  8. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958. № 3. -С.33-38.
  9. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. – М., 1993.
  10. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С .Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1974. – 101 с.
  11. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития внимания у детей с дизартрией. //Дефектология. - М., 1983.- № 4.
  12. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М. – 1972.  
  13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- ЛГУ, 1988.
  14. Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. – 2002. - № 1. – С.3-14
  15. Добрынин Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. – с. 93 – 137.
  16. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. 1975 . № 2. С. 68-80.
  17. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Владос, 2000.  
  18. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008.
  19. Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.-М., 1974.
  20. Киселева  В. А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - С.39-50.
  21. Козырева Л. М. Как стать внимательным. – М.,  2002  
  22. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет.– М., 1996.
  23. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием ребёнка. – М., 1980
  24. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
  25. Московкина А. Г., Анисимова И. В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 61-63
  26. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  27. Немов Р.С. Психология.- М.,1994.
  28. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. -М.,2004.
  29. ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000.
  30. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2003.
  31. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – М.: 1976 .  
  32. Рожкова Л.А. Особенности зрительного внимания детей с различной речевой патологией. Консультация по специальной психологии и коррекционной педагогике - М., 2000.
  33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
  34. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. -  Ярославль, 2000.
  35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997.
  36. Цветкова Л.С. Методики нейропсихологической диагностики детей. - М., 2001.
  37. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей – Ярославль, 1997.
  38. Чупров Л.Ф. Особенности внимания и познавательной деятельности дошкольников. Дефектология, №6. – М., 1987.
  39. Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребёнка от рождения до семи лет. – М., 1960.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РИФМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Рифмы-миниатюры очень богатый материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети дошкольники учатся правильно согласовывать слова в...

Игры на развитие слухового внимания старших дошкольников.

Игры на развитие слухового внимания старших дошкольников....

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем.

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем....

Развитие слухового внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Статья поможет в организации работы с детьми с речевыми нарушениями. Учет особенностей внимания данной группы детей позволит повысить эффективность работы....

Мастер-класс для родителей «Развитие слухового внимания у дошкольников»

Развитие слухового вниманияСлуховое внимание - это очень важная особенность в развитии ребенка, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь.Но очень важно не только слышать звуки, а также ...


 

Комментарии

Королева Марина Александровна

Добавьте пожалуйста приложение (раздаточный материал)