Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем.
консультация по логопедии

Мержиевская Юлия Владимировна

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание  и память развиваем.

Внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающее наилучшее отражение  одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.

Памяти – это психическое свойство человека, способность к накоплению (запоминанию), хранению и воспроизведению опыта и информации.

У детей с нарушениями речи часто наблюдаются некоторые особенности внимания и памяти: внимание часто неустойчивое, рассеянное, его трудно сконцентрировать, наблюдается истощаемость внимания и повышенная отвлекаемость, ограниченные возможности распределения внимания; объем памяти небольшой, отмечаются трудности припоминания и удержания информации в долговременной памяти, трудности при воспроизведении, связанные с сужением объема памяти, замедленное запоминание. При этом внимание и память играют важнейшую роль при обучении и формировании навыков. Однако систематическая работа по развитию внимания и памяти способствует совершенствованию этих процессов у детей.

Для развития слухового внимания и памяти можно использовать следующие  игры:

  • «Запомни и повтори» (для запоминания предлагается ряд слов, не связанных между собой по какому-либо признаку; постепенно увеличивается количество слов);
  • «Повтори предложение» (для запоминания предлагается предложение с постепенно увеличивающимся количеством слов: Журавль летит. Журавль летит высоко. Журавль летит высоко в небе. Белый журавль летит высоко в небе. Белый журавль летит высоко в  голубом  небе. Белый журавль летит высоко в голубом небе под облаками.)
  • «Снежный ком» (Играющие встают по кругу (если грающих двое – то друг напротив друга). Первый игрок называет предмет (в рамках выбранной ранее игроками лексической темы), передает мяч второму игроку, который называет предмет, названный первым игроком, и называет еще один предмет, передает мяч следующему игроку по кругу и т.д. Последний игрок называет все предметы, названные игроками, по-порядку;
  • «Послушай и отхлопай» (предлагается послушать серию хлопков и повторить ее);
  • «Послушай и узнай» (предлагается послушать звучащие за ширмой музыкальные инструменты/ резиновые игрушки/погремушки и назвать, что звучало);
  • «Чего не стало?» (предлагается послушать два ряда слов и определить какого слова не стало во втором ряду);
  • «Что изменилось?» (предлагается послушать два ряда слов и определить что изменилось во втором ряду);
  • Разучивание коротких стихов и песенок.

Для развития зрительного внимания и памяти можно использовать следующие  игры:

  • «Мемо» (парные картинки перемешиваются и выкладываются на стол изображением вниз. Устанавливается очередность ходов игроков. Каждый игрок переворачивает по 2 карты так, чтобы все игроки видели, что на них изображено. Если обе карточки с одинаковым изображением, игрок забирает их себе и открывает ещё 2 карточки, до тех пор, пока не откроет карточки с разными изображениями. Если карточки различны, они переворачиваются обратно, картинками вниз, на те же места, где находились до этого, а ход переходит к следующему игроку по часовой стрелке. Выигрывает тот, кто к концу игры наберёт больше всего парных карточек.)
  • «Поезд» (Ведущий предъявляет игрокам картинку, игроки ее называют, ведущий кладет картинку изображением вниз на стол и предъявляет 2-ю картинку, игроки ее называют,  ведущий кладет картинку изображением вниз на стол в ряд за первой картинкой.  Игроки  называю по памяти последовательно 1-ю и 2-ю картинки. Затем ведущий предъявляет третью картинку и т.д.);
  • «Волшебный квадрат» (для запоминания предъявляется изображение квадрата 3*3 с рисунками в трех клеточках (желательно, чтобы рисунки были расположены вразнобой). Для выполнения задания предлагается запомнить расположение (цвет/размер и т.д.) рисунков в квадрате и воспроизвести из в предложенном пустом квадрате);
  • «Тайны спичечного коробка» (Демонстрируется фигура, вложенная из спичек/или фотография данной фигуры; после ее запоминания, фигура убирается, а участникам предлагается выложить данную фигуру по памяти. Количество элементом фигуры постепенно увеличивается. Так же в ткачестве усложнения можно дополнительно запоминать расположение спичечных головок. Вместо спичек можно использовать счетные палочки, одноцветные или цветные.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека. Игры для развития слухового внимания

В картотеке собраны игры и представлены в виде карточек. Подробно описан ход игры, цели и оборудование....

Игры на развитие слухового внимания (речевого и неречевого слуха) для детей младшего возраста

Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана п...

Дидактические игры для развития слухового внимания

Картотека дидактических игр на развитие слухового внимания...

Развиваем фонематическое восприятие, слуховое внимание и память в игре

В моей работе указаны этапы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Семинар - практикум для родителей "Мы играем, внимание и память развиваем"

Познакомить родителей с играми на развитие памяти и внимания у детей[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13401297","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"wi...

Методика исследования зрительного и слухового внимания у дошкольников.

методика исследования зрительного и слухового внимания у дошкольников....