Главные вкладки

    Игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
    методическая разработка по развитию речи

    Манцинова Лилия Александровна

    Игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_na_razvitee_sluhovogo_vnimaniya.docx17.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры на развитее слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

    “Оркестр”, “Что звучит?”

    Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

    1 вариант. Логопед воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.

    2 вариант. У логопеда большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно логопед показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.

    “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”

    Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

    1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне (сзади, спередислева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

    2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

    “Найди пару”, “Тихо – громко”

    Цель: развитие слухового вниманиядифференциация шумов.

    1 вариант. У логопеда звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

    2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.

    «Улыбка»
    Широка Нева-река,
    И улыбка широка.
    Зубки все мои видны –
    От краев и до десны.
    Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
    верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
    Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    «Хоботок»
    Я слегка прикрою рот,
    Губы – «хоботом» вперед.
    Далеко я их тяну,
    Как при долгом звуке: у-у-у.

    Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
    Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
    таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -
    «Домик открывается».
    Улыбается ребенок,
    Хобот вытянул слоненок.
    Вот зевает бегемот,
    Широко открыв свой рот.
    Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
    Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у – и «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

    «Где звук?»

    Цель: учить определять место звука в слове.

    Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.

    «Договори словечко»

    Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

    Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.).

    «Помоги Маше»

    Цель: автоматизация звука Ш в словах.

    Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).

    Упражнение «Эхо»

    Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в слогах.

    Оборудование: не требуется.

    Ход:Педагог предлагает повторить серию слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

    та-ка-па па-ка-та

    ка-на-па га-ба-да

    фа-ха-ка ма-на-ва

    ба-да-га ка-ва-ха и т.д.

    Упражнение «Подбери похожие слова»

    Цель: учить подбирать слова близкие по звучанию.

    Оборудование: не требуется.

    Ход: Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

    Упражнение «Найди звук»

    Цель: научить сравнивать слова по звуковому составу (нахождение общих и разных звуков)

    Оборудование: не требуется.

    Ход: Детям предлагается сравнить слова, найти общие и разные звуки: мак — лак, суп — сук, дом — дым, дочка — точка; дачка — пачка; плеск — треск; билет — балет; барон — баран; букет — буфет и др.

    Упражнение «Лишнее слово»

    Цель: учить сопоставлять слова по звуковому составу.

    Оборудование: не требуется.

    Ход: Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

    1) канава, канава, какао, канава;

    2) утенок, котенок, утенок, утенок;

    3) ком, ком, кот, ком;

    4) минута, монета, минута, минута;

    5) винт, винт, винт, бинт;

    6) буфет, букет, буфет, буфет;

    7) дудка, будка, будка, будка и т.д.

    Упражнение «Утки и окуни»

    Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

    Оборудование: не требуется.

    Ход: Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

    Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

    Упражнение «Ушки на макушке»

    Цель: учить выделять первый ударный гласный из слова.

    Оборудование: не требуется.

    Ход: Дети прослушивают слова, называют звук, который слышится в начале слова. Например: осень, астра, уши, имя, армия, озеро, искра, улица, эхо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры для развития произвольного внимания и памяти

    Вашему вниманию предложено несколько игр, в которые родители могут поиграть с ребенком дома.Чистякова М. И.  Психогимнастика  /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС...

    «Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

    Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...

    БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

    Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

    Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

    Этапы развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия...

    Мастер - класс "Дидактические игры, способствующие развитию произвольного внимания и памяти детей младшего дошкольного возраста"

    Дидактические игры занимают большое место в практике ДОУ. Они являются самостоятельной формой обучения в детском саду. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание предлагается в и...