Главные вкладки

    «Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
    учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

    Шевченко Мария Викторовна

    Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются подготовительным этапом системы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_i_uprazhneniya.docx72.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образование город Краснодар

    «Детский сад № 216 «Кораблик детства»

    «ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

    КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»

    Мария Викторовна Шевченко

    г. Краснодар 2013


    Цель предлагаемых ниже игр и упражнений: развивать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие.

    1. «Угадай чей, голос?» Лексическая тема «Домашние животные»

    Задачи: Активизация словаря наречий; глагольного словаря. Продолжать учить детей различать высоту, силу и тембр голоса. Развитие памяти, мышления.

    Ход игры: Учитель-логопед, имитируя голоса животных, т.е. произносит различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое.

    Например, учитель-логопед громко произносит «мяу-мяу-мяу» и спрашивает: «Кто такие звуки издаёт?» Дети: «Кошка».

    Затем педагог произносит это же звукосочетание тихо: «А это кто?» — спрашивает он. Дети: «Это котёнок».— «Как вы узнали, что это котёнок?» Дети: «Котёнок мяукает тихо, а мама-кошка — громко».

    Учитель-логопед, добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

    2. «Возьми игрушку» Лексическая тема «Игрушки»

    Задача: развитие активного словаря.

    Наглядный материал: Игрушки / предметы / предметные картинки, названия которых состоят от 1 до 4 слогов: кук-ла, мяч, до-мик, лев, Бу-ра-ти-но, Че-бу-ра-шка, и пр.

    Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки / предметы / предметные картинки. Учитель-логопед шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.

    Учитель-логопед, следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо, чётко произнося звуки.

    3. «Будь внимательным!» Лексическая тема «Транспорт»

    Задача: Активизация и обогащение предметного словаря по теме. 

    Ход игры: Учитель-логопед, спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, на чем еще можно ездить. Дети перечисляют: «На автобусе, троллейбусе, трамвае» и т. д.

    После этого учитель-логопед читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения:

    «В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Вместе с мамой дети сели в троллейбус и поехали на вокзал. Света и Костя устроились около окна и с огромным интересом смотрели, что делается вокруг.

    Мимо троллейбуса проехал КАМАЗ. А вот промчался мотоцикл, а следом ехала специальная машина «Скорая помощь». На остановке их обогнал автобус. Проезжая мимо парка, дети увидели, как девочки катались на велосипедах, а мальчики на самокатах. 

    На вокзале мама купила билеты. Дети с интересом начали наблюдать за поездами – они увидели товарный поезд, а потом мимо промчался скорый пассажирский состав. Вскоре подошла электричка, и они сели в третий вагон. Мама посадила детей опять у окошка, и ребята опять начали своё наблюдение. Вот пролетел самолёт. Костя с уверенностью сказал: «Заходит на посадку, видишь, колёсики видны, это шасси называется». Электричка летит по рельсам. А ребята смотрят в окошко, и считают, сколько и какие машины им встретятся на пути – вот легковая машина, а вот и грузовики едут. Не заметили, как приехали на станцию. Бабушка живёт на дальнем хуторе, и поэтому за гостями приехал дедушка – на повозке, запряжённой одной лошадкой! Света дедушке на ушко тихо сказала, что они с Костей считали, сколько машин они увидят во время поездки. Дедушка засмеялся, и сказал, что тоже участвует в игре – и показал на игрушку – кораблик!!! А кораблик этот был с секретом!

    На даче их встретила бабушка».

    Учитель-логопед, читает медленно, выделяя голосом нужные слова.

    Вопросы: Какие виды транспорта встретились в рассказе (легковой, электрический, грузовой, пассажирский, товарный; воздушный, наземный, водный)?. А какой вид не встретился (подземный). К какому виду транспорта относится повозка (гужевой)? Как вы думаете, какой секрет был у кораблика (ответы детей).

    4. «Найди ошибку?» Лексическая тема «Дикие животные»

    Задача: Развитие глагольного словаря.

    Наглядный материал: Предметные картинки: медведь, белка, волк, заяц, ежик и др.

    Ход игры: Учитель-логопед, показывает игрушку и называет заведомо неправильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное.

    Например, педагог говорит: «Медведь пишет письмо».

    Вопрос: Может медведь писать письмо? Учитель-логопед спрашивает – «А что же может делать медведь?» (ответы детей – рычать, ходить, спать, сосать лапу, смотреть и т.д.).

    Учитель-логопед, следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили звуки. 

    Используемая литература:

    • Основы логопедии. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина, М.: «Просвещение», 1989.
    • В.И. Селевёрстов

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

    метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

    Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка   за руку в детские годы, что вошло в его   разум и сердце из окружающего мира - от  этого в решающей степени зависит, каким чело...

    Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

    Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

    "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

    Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

    Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Презентация работы на тему: "Театрально-игровая деятельность в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

    Индивидуальная коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития

    В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.) убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода...