Методическая копилка
методическая разработка (подготовительная группа)

Юсупова Ляйсан Разифовна

"Возрастные психо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Что ребенок должен знать перед поступлением в школу".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога на родительское собрание в подготовительной группе "Психологические особенности детей 6-7 лет"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет; познакомить родителей с результатами психодиагностики готовности детей к школе и дать рекомендации.

Форма проведения: Беседа

          Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода

в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам.

Это период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

    В среднем рост 7-летних детей равен 113-122 см, средний вес – 21-25 кг.

             Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Поэтому необходимо укреплять его и следить за осанкой.  Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Потребность в общении и самоутверждение. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой. Это  м.б. и враждебность, агрессия, манипулирование взрослыми – крики, нытье, уговоры, угрозы, лесть, стремление к самостоятельности.

Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы.

  Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Отношения со сверстниками: Собеседник, партнер по игре. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, между ними наблюдаются конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

-Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

-Ребенок может изменить свою точку зрения, в результате столкновения с общественным мнением, мнением другого ребенка.  

Ребенок может воспринять точку зрения др. человека, развивается эмпатия, сочувствие.

Отношения со взрослыми: Взрослый – источник эмоциональной поддержки.

Ребенок учится следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил.

 Стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о родителях, подражать им, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Поэтому, чаще   рассказывайте  о том, что у вас  произошло на работе, с какими людьми  познакомились. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно, быть похожим на взрослых и быть хорошим в глазах взрослого.

Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. Развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.

Внимание: становится произвольным. Возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания- 10-12 предметов. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Память: интенсивное развитие долговременной памяти. Объем памяти 6- 9 предметов из 10,  4-5 действий. Увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.  Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить.

 Используют простейший механический способ запоминания – повторение.

Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять!

Мышление: Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи.

Может определять последовательность событий(«что было» - «что стало»- «что будет потом»);

- складывать разрезанную картинку из 9 частей;

- находить и объяснять несоответствия на рисунках;

- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

-обобщать(назовите одним словом следующие предметы: огурец, помидор, морковь, капуста-это...);

- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор(тигр, медведь, корова и заяц; тетрадь, портфель, ручка и кукла).

Условия успешности: Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле. Взрослым надо это подчеркивать и направлять в ребенке.

Таким образом, в подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

  •      К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 
  • Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере и сообщает об этом взрослым;
  • Детям очень важно как к ним относятся окружающие люди;

Происходит полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

С 3 сентября мною проводилось индивидуальное психологическое  обследование детей данной группы на предмет  психологической готовности к школе, с результатами которого вы можете познакомиться в индивидуальном порядке. Скажу лишь в целом.  Высокий уровень готовности к школе-83% , 19 детей из 23.  

Средний уровень - у 4 детей, 17%.

 Приятно, что детей с низким уровнем готовности к школе в данной группе  нет. Сказывается работа как родителей, так и педагогов: воспитателей и нас, как специалистов.  Отрадно заметить,  почти у всех  детей,  которые  занимались  у меня в прошлом учебном году, уровень познавательных процессов повысился.  Есть дети, которым нужны дополнительные занятия. Это дети, которые весной прошлого года прошли комиссию (по фамильно говорить не буду, сами знают родители) и еще некоторые, кто, вам скажет воспитатель  лично. Занятия будут проводиться погрупповые (2 раза в неделю) и индивидуально.

Рабочие тетради,  ручку с "дельфинчиком",цветные карандаши.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ,                     ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

По мере моего доклада, уважаемые родители,  думайте про своего ребёнка:  что он знает, что не знает, что сформировано, что необходимо сформировать. 

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст.

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город.

5. В какой стране живет, республике.

6. ФИО родителей, место работы.

7. Домашних и диких животных и их детёнышей.

8. Времена года, месяцы по сезонам, основные приметы каждого времени года), дни недели ;

9.Времена суток(утро, день, вечер, ночь; когда завтрак, обед, ужин).

9. Транспорт наземный, водный, воздушный

10.Различать одежду, обувь и головные уборы;

11.Посуду, мебель;

12.Зимующих и перелётных птиц, насекомых;

13.Овощи, фрукты и ягоды, грибы, деревья и кустарники.

14.Знание профессий, видов спорта.

15. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

16. Различать и называть фигуры геометрические: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб.

17. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ)

18. Считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

19.Уметь пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

20. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

21.Составлять целое из частей(6-7 частей) разрезная картинка, паззлы.

22.Правильно держать ручку, карандаш.

23.Вырезать из бумаги  ножницами.

24. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

25. Знать и различать цвета и оттенки.

26. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...

Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки.

Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки. Цель вашего мероприятия определяется критериями самоэффективности, для кого, для чего, какой результат. Оформлять мероприя...

Методическая копилка: Методическая литература для педагогов ДОУ, используемая для ознакомления дошкольников с Санкт - Петербургом.Художественная литература для чтения детям, по теме: "ознакомление детей с городом Санкт-Петербургом".

Методическая копилка:  Методическая литература для педагогов ДОУ, используемая для ознакомления дошкольников с Санкт - Петербургом.Художественная литература для чтения детям, по теме: "ознак...