Опыт работы по использованию кругов Луллия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
статья

Инесса Халанская

Опыт работы по использованию кругов Луллия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей. В этой связи, я начала обращать особое внимание на использование дидактических и развивающих игр в своей педагогической практике. Есть много методик, по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Я решила остановиться на основе ТРИЗ технологии – Круги Луллия. Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

 Одним из занимательных методов обучения является игровое пособие. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

 Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Принцип изготовления игры-пособия заключается в следующем. Необходимо изготовить универсальную основу для игрового материала. Основа будет одна, а варианты игр могут быть разными в зависимости от подбора картинок и целей. Вырезать из картона или бумаги круги, разбить на 4,6 и 8 секторов. Заламинировать (или обклеить клейкой бумагой) в каждый сектор наклеить квадратик липкой ленты для смены карточек. Затем прокалываем в середине кругов отверстие и соединяем при помощи, в моем случае пластмассовые кнопки для одежды. В каждый сектор помещаем картинку по теме. Подходы к подбору изображений могут быть разными.

Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, картинки, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного с детьми материала.

Образовательная область «Познавательное развитие»  Развитие элементарных математических представлений (для детей старшего дошкольного возраста)

Задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

-- учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;

 - закрепить состав числа из двух меньших чисел;

 - учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;

 - учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;

- развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.

 Игры с кругами Луллия.

Найди фигуры

Цель: развитие у детей геометрической зоркости, закрепление умений определять из каких фигур состоит предмет

Ход игры: На одном круге, изображения состоящие их геометрических фигур, на другом, отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираем изображение, затем совмещаем с ним геометрические фигуры на другом круге. Сочиняем задачи

 Цель: закрепление умений составлять и решать арифметические задачи.

 Ход игры: На одном круге картинки и цифры со знаком (+1 шарики), на другом просто цифра (6) Круги раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: шарики +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о шариках. Например, У Ани было 6 шариков. Папа купил ещѐ один. Сколько шариков стало у Ани?

Подбери цифру

 Цель: закрепление умений соотносить цифру и количество предметов.

Ход игры: На одном круге цифры, на другом – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаем детям рассмотреть цифру, правильно назвать еѐ, затем подобрать картинку на другом круге, количество предметов на котором соответствует этой цифре.

На что похоже ?

Цель: формирование умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

 Ход игры: На одном круге предметные картинки, на другом - геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме.

Кто соседи

 Цель: формирование умений называть последующее и предыдущее число.

Ход игры: Можно использовать пирамидку состоящую из 3 кругов. На всех кругах цифры

 Состав числа

Цель: закрепление состава числа из двух меньших чисел.

Ход игры: На одном круге цифры, на другом суммы. Стрелкой выбрать число и найти его состав на другом круге.

 В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным универсальным пособием у детей проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. В результате использования дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами, делить предметы на части, составлять целое из частей и узнавать предмет по его части, решать проблемные ситуации, фантазировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по использованию кругов Луллия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей. В этой связи, я начала обращать особое внимание на использование дидактических и развивающих игр в своей педагогической практике. Есть много методик, по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Я решила остановиться на основе ТРИЗ технологии – Круги Луллия. Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

 Одним из занимательных методов обучения является игровое пособие. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

 Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Принцип изготовления игры-пособия заключается в следующем. Необходимо изготовить универсальную основу для игрового материала. Основа будет одна, а варианты игр могут быть разными в зависимости от подбора картинок и целей. Вырезать из картона или бумаги круги, разбить на 4,6 и 8 секторов. Заламинировать (или обклеить клейкой бумагой) в каждый сектор наклеить квадратик липкой ленты для смены карточек. Затем прокалываем в середине кругов отверстие и соединяем при помощи, в моем случае пластмассовые кнопки для одежды. В каждый сектор помещаем картинку по теме. Подходы к подбору изображений могут быть разными.

Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, картинки, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного с детьми материала.

Образовательная область «Познавательное развитие»  Развитие элементарных математических представлений (для детей старшего дошкольного возраста)

Задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

-- учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;

 − закрепить состав числа из двух меньших чисел;

 − учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;

 − учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;

− развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.

 Игры с кругами Луллия.

Найди фигуры

Цель: развитие у детей геометрической зоркости, закрепление умений определять из каких фигур состоит предмет

Ход игры: На одном круге, изображения состоящие их геометрических фигур, на другом, отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираем изображение, затем совмещаем с ним геометрические фигуры на другом круге. Сочиняем задачи

 Цель: закрепление умений составлять и решать арифметические задачи.

 Ход игры: На одном круге картинки и цифры со знаком (+1 шарики), на другом просто цифра (6) Круги раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: шарики +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о шариках. Например, У Ани было 6 шариков. Папа купил ещѐ один. Сколько шариков стало у Ани?

Подбери цифру

 Цель: закрепление умений соотносить цифру и количество предметов.

Ход игры: На одном круге цифры, на другом – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаем детям рассмотреть цифру, правильно назвать еѐ, затем подобрать картинку на другом круге, количество предметов на котором соответствует этой цифре.

На что похоже ?

Цель: формирование умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

 Ход игры: На одном круге предметные картинки, на другом - геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме.

Кто соседи

 Цель: формирование умений называть последующее и предыдущее число.

Ход игры: Можно использовать пирамидку состоящую из 3 кругов. На всех кругах цифры

 Состав числа

Цель: закрепление состава числа из двух меньших чисел.

Ход игры: На одном круге цифры, на другом суммы. Стрелкой выбрать число и найти его состав на другом круге.

 В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным универсальным пособием у детей проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. В результате использования дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами, делить предметы на части, составлять целое из частей и узнавать предмет по его части, решать проблемные ситуации, фантазировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

         Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и с...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Материал предназначен для мастеркласса для родителей....

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиям...