Этическая беседа "Без добрых дел - нет доброго имени" в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Алехина Наталия Николаевна

В данном материале размещен план-конспект образовательной ситуации в подготовительной группе.

На примере  исторической личности - княгини Ольги решаются задачи по воспитанию у дошкольников доброты и милосердия .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskaya_beseda.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект образовательной ситуации в подготовительной группе

Тема недели

Святые наши имена

Название образовательной ситуации

 

«Без добрых дел нет доброго имени»

Форма организации

Этическая беседа (речевое развитие)

Задачи

Воспитывать доброту на примере жизнедеятельности знаменитых людей. Познакомить детей с исторической личностью - княгиней Ольгой. Пробуждать интерес к истории России, к ее истокам, желание к познанию нового. Развивать умение делиться имеющимися знаниями, вести беседу, высказывая свою точку зрения.  Продолжать развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, составлять небольшой рассказ из личного опыта. Вспомнить пословицы о добре, познакомить с новой. Учить понимать смысл мудрых фраз и выражений. Уточнить представления об антонимах, активизировать употребление прилагательных, характеризующих качества личности. Развивать умение отражать в рисунке события из своего жизненного опыта.

Оборудование, материал

Иллюстрации к беседе, цветные карандаши, альбомные листы

Предшествующая работа (при наличии)

Беседа «Кто такие святые», рассматривание изображений православных храмов, заучивание пословиц о добре

Индивидуальная работа при необходимости

Так как в ходе беседы с детьми говорится о том, что о добром поступке не говорят, его совершают, то с целью решения задач речевого развития следует предложить детям индивидуально каждому ребенку после рисуночной игры рассказать воспитателю (по секрету) о своем добром поступке.

Содержание

Вос-ль обращается к детям:

- Дети, вы знаете, что такое молитва?

Да – это слова, обращенные к богу.

- А где обычно произносят молитвы?

Конечно в храме. Ведь храм – это символ религии, это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений.

- К какой религии относим себя мы – русские люди? (мы – православные христиане)

- Всегда ли у нас на Руси были православные храмы?

 Много веков назад было время, когда не было храмов. Славяне (так называли русский народ) были язычниками. Это означало, что они поклонялись разным богам: богу молнии – Перуну, покровителю скота – Велесу, богу земных плодов – Купале и другим. (Показ иллюстрации). Вместо храмов были  капища. (Показ иллюстрации). В них находились  идолы (деревянные изображения богов). Славяне приносили к идолам дары и жертвы: туши убитых животных, различные предметы обихода. Так они пытались задобрить богов. Они поклонялись этим идолам, веря в то, что многочисленные боги уберегут их от всех напастей, ожидая спасения и благодеяний. (Показ иллюстрации).

В те времена Русью правила  княгиня Ольга. (Показ портрета Ольги) Она стала править Русью после того как ее мужа князя Игоря убили люди из племени древлян за то, что он с помощью набегов изымал у них  дань, т.е. отбирал деньги или нажитое хозяйство. Княгиня Ольга была язычницей и жестоко отомстила за смерть мужа, как этого требовали языческие законы: по ее приказу одних ловили  и убивали, других отдавали в рабство.  

Но прошло время, и Княгиня все чаще и чаще стала задумываться: правильна ли языческая вера? Разумно ли поклоняться бездушным идолам, разумно ли воевать?

 В то время когда Ольга была ещё язычницей, во многих городах люди стали верить в единого Бога - Иисуса Христа и в его учение. (Показ иллюстрации) Иисус Христос учил людей с любовью относиться друг к другу, не убивать, не воровать, почитать своих родителей, жить честно и совершать добрые дела. Ольга начала беседовать с верующими христианами. Она поняла, что все люди - язычники, не зная о существовании Бога - Иисуса Христа, приносили напрасные жертвы языческим богам.

Княгиня сама захотела стать христианкой и в 957 году она крестилась в христианском храме в городе Константинополе - столице Римской империи. (Показ иллюстрации).  После крещения, стала она просвещать людей, приобщать к христианской вере, строить православные храмы (Показ иллюстрации), жить, совершая добрые поступки.  

В отличие от других князей Ольгу называли мудрой. А мудрость ее проявлялась в том, что для решения проблем она не использовала войны. Простым людям она была – заступницей, вдовам и сиротам – кормилицей. А через много веков церковь причислила княгиню Ольгу к лику святых.

- Что хорошего сделала княгиня Ольга?

-  Всегда ли она совершала добрые поступки?

- Что помогло ей измениться и начать делать добро?

- Может ли нас чему-то научить пример того, как жила княгиня Ольга?

Да, об этом говорит пословица «Добро делать никогда не поздно».

- А какие пословицы о добре вы знаете?

Как говорится еще в одной пословице «Без добрых дел нет доброго имени». Святая Ольга жила больше тысячи лет назад, но ее помнят, и почитают и сегодня православные люди, а ее именем называют девочек. Имя Ольга означает «святая», «светлая», «мудрая».

- Есть ли у вас знакомые, родственники, друзья с именем Ольга?

 В храмах есть икона «Святая Ольга». (показ иллюстрации) Считается, что она помогает тем, кто только обратился к вере.

- Добрый человек наделен многими хорошими качествами. Я предлагаю вспомнить о них с помощью игры «Наоборот». Я буду называть плохое качество человека, а вы наоборот – хорошее:

Глупый – мудрый

Лживый – честный

Ленивый - трудолюбивый

Трусливый – смелый

Жадный – щедрый

Равнодушный – отзывчивый

Несдержанный – терпеливый

Непреданный – верный

Мстительный - всепрощающий

- Каждый человек совершал и совершает добрые поступки, в том числе и вы. Скромный человек никогда не будет кричать о том, что он совершил добрый поступок. По этому поводу есть еще одна мудрая фраза «Добро творят,  о нем не говорят». Но я предлагаю каждому из вас вспомнить о том, что доброго вы сделали по отношению к другим и нарисовать об этом.

Рисуночная игра «Нарисуй добрый поступок, который ты совершил»

После рисуночной игры воспитатель обращается к детям:

- Дети, великий русский писатель Лев Толстой говорил: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».

Так как в ходе беседы с детьми говорилось, что о добром поступке не говорят, его совершают, то с целью решения задач речевого развития воспитатель предлагает индивидуально каждому ребенку после рисуночной игры рассказать воспитателю (по секрету) о своем добром поступке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Тропинками мечты в мир Добра и Красоты" для детей подготовительной группы

В данное занятие помимо использования основных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения) включена художественно-изобразительная деятельность. Детям предлагается...

Занятие « Мы волшебники. Портрет злого и доброго сказочного героя » для детей подготовительной группы

Цель:Развитие творческих способностей дошкольников путем интеграции музыки, живописи, сказки и художественно-творческой деятельности.Задачи:Учить различать виды и жанры изобразительного искусств...

Проект "Твори добро" для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они ...

Проект "Твори добро" для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они ...

НОД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с ИКТ (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация,  Безопасность, Труд,  Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Образовательная область «Познание...

Концерт поздравление «Добрый вечер - мамочка» Для детей подготовительной группы

КОНСПЕКТ ПРАЗДНИКА ИНТЕРЕСЕН. В НЕМ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ОТВЕДЕНО НЕ ТОЛЬКО ДЕТЯМ, НО И ИХ РОДИТЕЛЯМ. СОПРОВОЖДАЕТСЯ КРАСОЧНОЙ  МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕСНОЙ КОПИЛОЧКОЙ ИДЕЙ ПО СЮР...

Сценарий новогоднего утренника "Доброе сердце для Снежной Королевы" Подготовительная группа

Сценарий новогоднего утренника "Доброе сердце для Снежной Королевы" подготовительная группа. Песни, игры, пляски, добрые шутки растопят ледяное сердце Снежной Королевы и подарят радость детя...