Доклад: "значение татарских народных игр."
презентация к уроку (старшая группа)

Кашкарова Эльвира Вилевна

Выступление на РМО 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 291 городского округа г. Уфа РБ «Значение татарских народных игр в развитии социальной ситуации детей дошкольного возраста » Выполнила: воспитатель Кашкарова Эльвира Вилевна

Слайд 2

Игровой фольклор татарского народа богат и разнообразен. Неоценим он и по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, ловля и другие виды движений – все это можно найти в татарских народных играх. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывают необходимые морально – волевые качества. Игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. Использование народных игр по определенной системе и в сочетании с другими видами физических упражнений обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера. Изучение татарских народных игр показало, что существует различные по своему происхождению и содержанию формы игр. Есть такие игры, которые имеют столетнею или даже тысячелетнею давность.

Слайд 3

Народные игры занимают большое место в системе нравственного воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. В коллективных народных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. В игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс самовыражения, самоконтроля, самореализации

Слайд 4

- Любая игра помогает преодолевать ребенку застенчивость, робость, а татарская народная игра, в особенности, т.к. она близка к сказке, вызывает у ребенка интерес и доверительное отношение. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же он, подражая своим товарищам, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движение. Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит.

Слайд 5

Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них. По содержанию татарские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка - дошкольника.

Слайд 6

В татарских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание, игры с игрушками, игры с движениями, прыгания, состязание в стойкости, игры с вращательными движениями, символические игры, игры с песнями и хороводами, игры с завязанными глазами, игры с верёвочкой, с метательными орудиями, игры с мячом, палками, игры с костями или камушками, домашние игры, зимние игры-забавы.

Слайд 7

. В большинстве случаев игры помогают гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.

Слайд 8

Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?

Слайд 9

Практическая часть. Используемые мною народные игры – это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребёнку, приходящему в детский сад. Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности. Игра- это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению. общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Слайд 10

“Бу бармаклар –игелекле җәнлекләр, бу бармаклар явыз җәнлекләр” Максат: Балаларның эмоциональ өлкәсен , коммуникатив күнекмәләрен , бер-берсенә игътибарлы мөнәсәбәтләрен үстерү

Слайд 11

Әгәр “Әйе” булса кул чап, Әгәр “Юк” булса тыпырда. Максат : Балаларның коммуникатив күнекмәләрен үстерү , ишетү игътибарын үстерү.Тәрбияче җөмләләр укый , ә балалар шул җөмләләрне бәяләргә һәм үзләренең мөнәсәбәтен күрсәтергә тиеш . Азалия әбисенә кунакка барган, ул ана ярдэм иткэн Айнур Аскарның уенчыгын алып ташлаган. Ленага Амир ошаганлыктан, ул аңа алма биргэн. Алия бик куанды, чөнки аңа АЯЗ кәнфитләр бирде.

Слайд 12

, Бик күңелле яшибез. Яңгыр, яу, яңгыр, яу, Яңгыр безгә бик кирәк! Яңгыр безгә бик кирәк Яңгырдан соң агачлар, Гөлләр үсә тизрәк. “Яңгыр” Максат : Балаларның сөйләм сәләтен үстерү , тәрбиячегә ышаныч , балаларның урнашуын яуларга

Слайд 13

Исәнмесез ! – Здравствуйте! Сәлам ! – Привет! Сау булыгыз ! – До свидания! Зур рәхмәт ! – Большое спасибо! Хәерле иртә ! – Доброе утро! Хәерле көн ! Добрый день! Хәерле кич! – Добрый вечер! Хәлләрегез ничек ? – Как ваши дела? Тыныч йокы ! – Спокойной ночи! Ашларыгыз тәмле булсын ! – Приятного аппетита! Рәхим итегез ! – Добро пожаловать! Зинһар өчен ! – Пожалуйста! Гафу итегез ! – Извините! Исәнлеккә-саулыкка ! – Будьте здоровы! « Әдәпле сузлэр » Максат : Баларлар үз -ара аралашуда хөрмәт яулау , әдәпле сүзләрне куллануны гадәткә кертү .

Слайд 14

Кояш көлә, кояш көлә. Ул югары күтәрелә. Кояш көлә, без биибез, Бик күңелле яшибез. « Безнен кояш » Максат : Төркемдә балаларны үзара берләшергә ярдәм итәргә

Слайд 15

« Олыларны хөрмәт итәргә кирәк » Кемнен әби һәм бабае сезнең белән бергә яши ? Сез ничек алар турында кайгыр - тасыз ? Ничек аларга ярдәм итәсез ? Сезнен әби , бабаларыгыз барны ?

Слайд 16

« Нәнилэр » Максат : негатив кичерешлэрне исптэн тошеру , тэн кыстыргычын исэптэн тошеру

Слайд 17

Таким образом, включение в повседневную работу преимущественно народных игр, физических упражнений и проведение занятий на их основе показали прежде всего активизацию отношений детей к занятиям, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, повышение интереса к занятиям по обучению татарскому языку, способствовали быстрому запоминанию татарских слов и обогащению пассивного и активного словаря.

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в старшей логопедической группе.

Цель: выявить и  систематизировать знания детей, полученные в течение года на занятиях по окружающему миру.

Задачи

Образовательные:

-закреплять представление детей о разнообразии растительного мира;

-закреплять знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный;

-закреплять представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья;

Развивающие:

-развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;

-развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать.

- расширять и активизировать словарь.

Воспитательные:

-воспитание умения внимательно слушать учебную задачу и стремления доводить начатое дело до конца;

- систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

-воспитание взаимопомощи, взаимовыручки в работе.

Мотив детской деятельности: письмо Старичка-Лесовичка.

Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного словаря.

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Предварительная работа: Беседа, чтение художественных произведений о природе. Дидактические игры. Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу.

Оборудование и материал:

Демонстрационный: аудиозапись «Голоса птиц», конверт с письмом Старичка-Лесовичка, экологические знаки.

        

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня, когда я пришла на работу,  обнаружила на своем столе коробочку. Интересно, что там?

(Открываю конверт, в нем письмо).

«Здравствуйте, дорогие ребята! Очень жаль, что не застал вас в группе. Мне рассказывали, что вы очень умные и сообразительные. Я для вас приготовил сюрприз. Он надежно спрятан. Для того, чтобы его найти, нужно будет выполнить несколько заданий! За правильно выполненное задание, вы получите подсказку. Желаю вам удачи! Старичок-лесовичок».

Вос. : Прежде, чем мы начнем выполнять задания, нам нужно сказать волшебные слова:

Ра-ра-ра собирайся детвора.

Ши-ши-ши все ребята хороши.

Ом-ом-ом все подсказки соберем.

Из-из-из получим мы сюрприз.

Дети: Да!

Воспитатель:

 1 задание.  Дидактическая игра «Можно-нельзя».

Что, можно, а что нельзя делать в лесу?

Дети называют, что можно: гулять, играть, собирать ягоды и грибы и др.

Что нельзя: ломать ветки, срывать цветы, калечить деревья, громко кричать, уносить животных из леса, бросать мусор (экологические знаки)

Воспитатель: Молодцы ребята, правила поведения в лесу вы знаете, можно отправляться в путь.

2 задание  «Деревья».

Ребята, а какие деревья растут в лесу (ответы детей).

Как называется лес, где растут берёзы, клёны, дубы, рябины?

Дети: Лиственный.

Воспитатель: Да, такой лес называется лиственный потому, что в нём растут лиственные деревья и кустарники.

Воспитатель: Какие ещё виды деревьев вы знаете?

Дети: Хвойные деревья.

Воспитатель: Назовите хвойные деревья?

Дети: Сосна, ель,пихта.

Воспитатель: Правильно, ребята! Там где растут сосна, кедр, ель, пихта называется хвойный лес.

(на экране хвойные деревья)

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья?

Дети: Смешанный лес.

Ребята, а кто сможет рассказать, из каких частей состоит дерево?

Ребенок у доски рассказывает строение дерева.

Как вы думаете, зачем нужны деревья? ( Ответы детей: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)

Воспитатель: Ребята, мы расколдовали деревья, и повеяло свежим воздухом Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? (Ответы детей.) Почему? (потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.) Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем,

Руки к солнцу поднимаем.

Выдохнули, опустили.

Улыбнулись, повторили.

Ребята, а Старичок-лесовичок приготовил еще вот такие загадки – Узнай по описанию, будьте внимательны.

3 задание о «В гостях у птиц»

Воспитатель: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

Поговорим о птицах.

— Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).

— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)

— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)

Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт?

Прослушивание записи пения птиц Ответы детей: кукушка, ворона, дятел, соловей, скворец, сова)

4 задание «Отгадай лесные загадки»

Воспитатель: Ребята, а кто ещё живет в лесу, кроме птиц?

Дети: Животные, птицы. Чтобы расколдовать нам животных и птиц надо отгадать «лесные» загадки

«Отгадай лесные загадки»

1. Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его. (медведь)

2. Догадайтесь, кто же это? В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица. Это — хитрая. (лисица)

3. Он в лесу дремучем рос, серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк злой голодный серый. (волк)

4. У него иголочки, как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь! Он колючий. Это. (еж)

5. Что за зверь такой лесной? В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка. Как зовут его? (Зайчишка)

6. Кто по зарослям идет, на ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь. Этот зверь — рогатый. (лось)

Молодцы, ребята. Отгадали все загадки .

Я предлагаю провести небольшую паузу и поиграть в игру «Летает-не летает» : я буду называть птиц и зверей, а вы должны поднимать руки вверх – если это птица и изображать полет, или сесть на корточки – если это звери. Задание понятно? Тогда начнем - волк, заяц, воробей, кабан, сорока, грач, еж, дятел, лось, лиса, синичка.

Воспитатель: Ребята, Старичок-лесовичок обеспокоен тем, что некоторые звери перепутали свои домики, пожалуйста, помогите им!

Игра«Назови домик?»

Как называется дом у волка? (Логово) .

Как называется дом у медведя? (Берлога) .

Как называется дом у белки? (Дупло) .

Как называется дом у лисы? (Нора) .

Как называется дом у зайца? (Логово, Куст) .

Как называется дом ежа? (Нора) .

Молодцы, ребята, мы с вами справились со всеми заданиями.

Воспитатель: - Как люди должны вести себя на природе? Так же как Баба-яга? Рвать цветы, обижать птиц, зверей? Ребята, мы должны оберегать природу, любить её. Лесовичок благодарит вас, что вы помогли ему расколдовать сказочный лес, и нам с вами пора возвращаться домой:

Закрываем глаза, хлопаем в ладоши и говорим волшебные слова«Раз, два, три, повернись снова дома очутись».

Воспитатель:

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить

Вы получили все подсказки. Из них вы должны составить единую картинку.

Задание 6. «Собери картинку из частей».

Дети складывают картинку из частей и получают изображение шкатулки. Находят ее. На шкатулке висит замок.

Вос. : Этот замок волшебный. Чтобы он открылся, нужно из счетных палочек сложить изображение ключа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий татарского народного праздника "Сабантуй" для дошкольников

Праздник лучше проводить на открытом воздухе, с песнями, стихами, танцами и играми, способствующими развтию национальных чувств....

Татарские народные игры.

Татарские народные плясовые  игры для детей....

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ...

Татарские народные костюмы!!!

Представляем Вам, небольшую презентацию, о замечательных традициях и очень красивых национальных костюмах нашей родной республики!...

Доклад"Значение народных праздников в патриотической социализации дошкольников"

                                           «Если мы хотим сохранить свою идентичнос...

Доклад "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"

Доклад "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"...