Главные вкладки

    Детское экспериментирование
    методическая разработка

    Детское экспериментирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eksperimentirovanie_doshkolnikov.docx25.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

     На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в интеллектуальном и речевом развитии ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам

     Для детей дошкольников очень важно познавательно-речевое развитие в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.  Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь, ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

     В настоящее время неуклонно растёт число дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

     Речь – явление социальное и служит средством общения детей друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка.

    Поэтому, одной из форм интеллектуального и речевого развития является экспериментирование. Именно через него дети знакомятся с окружающим миром. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

    Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся: наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, и т.п. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью.

    В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например: при знакомстве с овощами можно провести  с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнают, что картошка тонет, а помидор и лук плавают.

    В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

    Видя радость, удивление и восторг детей от своих маленьких и больших «открытий» во время непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, где экспериментирование применяется как элемент занятия, я более основательно использую исследовательскую деятельность в работе с детьми.
    Познавательное и речевое развитие детей невозможно без усвоения новых слов. Новые слова способствуют усвоению понятий, закреплению новых знаний и представлений. Необходимо не только расширять словарь ребёнка, но и включать углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойство и качества предметов, их многофункциональность, смысловые отношения (синонимы: холод – мороз). Познавательно-исследовательская деятельность  многогранна – это занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в детской творческой лаборатории.  Чтобы правильно ответить на вопросы ребёнок учится составлять фразу, устанавливать связи между словами, согласовывать их в окончаниях, пользоваться распространёнными предложениями, высказывать свои мысли.

    Познавательно-речевое развитие детей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Оборудование для детской творческой лаборатории: лупы, компас, магниты, весы, медицинские материалы и прочее, руководствуясь критериями безопасности. Природный материал для исследований готовим совместно с ребятами: летом собираем тополиный пух, разные виды почв; осенью плоды каштана, дуба; необыкновенной красоты камушки и ракушки ребята привезли с морского отдыха, пополнили лабораторию собственными энциклопедиями.

    На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из главных направлений обучению детей является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению.
    Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность с детьми , исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.
    Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

    Цель экспериментального обучения, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
    1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
    2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
    3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
    4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
    5. Развивают системное мышление.
    Актуальность  детского экспериментирования.

    Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

    Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

            В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.

            В процессе детского экспериментирования дети учатся:

            Видеть и выделять проблему

            Принимать и ставить цель

            Анализировать объект или явление

            Выделять существенные признаки, связи

            Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

            Отбирать материал для самостоятельной деятельности

            Делать выводы

    Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

    Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

    Цель экспериментальной деятельности с детьми дошкольниками:
    Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
    Задачи экспериментальной деятельности:

     1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
    2. развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
    3. развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

    4. развитие элементарных математических представлений;
    5. познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
    Форма работы:

    1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
    2.Фронтальная работа.
    3.Индивидуальная работа.
    Предполагаемые результаты:
    В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:
    Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
    Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
    Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

    Требования к воспитательно-образовательному  процессу:

    1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

    2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

    3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

    4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.

    5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

    Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.

    Список используемой литературы.

    Н.М. Зубкова “Воз и маленькая тележка чудес” (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).

    Л.Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации”

    Фолькович “Развитие речи”

    В.В. Щетина “Неизведанное рядом”

    Материалы интернет-сайтов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

    Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...

    Детское экспериментирование как метод обучения в детском саду.

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается  в том, что он  дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях  с др...

    «Детское экспериментирование в детском саду и в семье».

    Показать родителям значение опытнической деятельности и экспериментирования в развитии ребенка, углублении его представлений о живой и неживой природе....

    Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

    «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

    Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

    Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

    Доклад «ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

    Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...