Методическая разработка для воспитателей на тему:"Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования"
методическая разработка

Сидоренко Галина Владимировна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО – Югры
Урайский специализированный Дом ребенка

Методическая разработка

для воспитателей

Тема: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»

Подготовила: Сидоренко Галина Владимировна,

воспитатель группы №1

г. Урай

Введение

       «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир».

        Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.

     Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.

      Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и близко ребёнку дошкольного возраста. Средствами искусства вокруг ребёнка формируется эстетическая среда. Для ребёнка эстетическая среда – это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате приобщения к художественно-духовным ценностям человечества, и материально – художественная среда, которую он осваивает и преобразует в результате своей деятельности.

      Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

      Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их.

 Актуальность темы:

      Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- Внимания и усидчивости;

- Мышления;

- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

      Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.

      Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, рисование с помощью штампа (печать из картофеля), ставить на бумаге кляксы (кляксография – метод растекания) и раздувая ее получать забавный рисунок, рисовать печатью из поролона по трафарету, рисовать нитками (ниткопись), ватными палочками и мятой бумагой, свечкой + акварель и др.?

      Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Цели:

1. Изучить нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

2. Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

3. Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

4. Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

5. Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:

1. Создание игровой ситуации.

2. Показ воспитателя.

3. Использование движения руки.

4. Сравнение двух техник.

5. Проговаривание последовательности работы.

6. Педагогическая диагностика.

Предполагаемый результат:

- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Форма самообразования:

- подгрупповая;

- индивидуальная.

Действия, проводимый в процессе над темой:

- объяснение;

- показ;

- беседы;

- просмотр картинок и готовых работ;

- чтение стихов и загадок;

- игры.

Практический выход:

- изучение литературы по теме;

- посещение НОД у воспитателей своего Дома ребенка и группы;

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

- подбор методических пособий, художественной литературы, обеспечение музыкального сопровождения (магнитофон, ноутбук), иллюстраций по теме;

- подбор разного вида материалов и инструментов для форм нетрадиционного рисования;

- обобщение результатов на заседании педсовета.

- выставка детских работ в нетрадиционных техниках.

Отчет о проделанной работе:

- Сообщение на педсовете;

- Слайд – презентация по НОД;

- Презентация по теме: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования».

      Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, начинаю с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Для освоения этой техники детьми провела занятия по рисованию: 1. «Светит солнышко».  

Цели:

- познакомить с приемом – рисование пальчиком;

- учить создавать живописную композицию, с использованием теплых характеристик цветовой гаммы (желтый, красный, оранжевый цвета);

- развивать у детей воображение, интерес к рисованию;

- учить передавать в рисунке образ солнышка округлой формы, располагая рисунок в середине листа;

- упражнять в умении создавать яркий выразительный образ из цветного пятна;

- воспитывать в детях самостоятельность и творчество.

2. «Золотая осень».

Цели:

- учить рисовать пальцами;

-  развивать память и внимание детей;

- развивать речевое общение детей с взрослыми и сверстниками;

- развивать художественное восприятие;

- развивать моторику рук;

- воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам;

- закреплять знания цветов (желтый, красный)

3. «Румяные яблочки».

Цели:

- продолжать учить рисовать пальцами;

- расширить знания детей о фруктах;

- закрепить цвета – жёлтый, зелёный, красный;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность во время рисования.

4. «Корм для птиц».

- закреплять умение рисовать пальцами;

- расширять и закреплять представление о птицах;

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать у детей доброе отношение к птицам и ко всему живому в природе.

      В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии я использовала игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание. В игре показываю детям разнообразные приемы рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик) и др. Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, художественно – эстетическое (музыка, речевое, физическое развитие).

     Очень нравится детям рисовать ладошкой. Работа на первом этапе велась индивидуально с каждым ребенком. Дети с удовольствием оставляли отпечатки своих ладошек, с радостью рассматривали их, и показывали своим товарищам. Рисование ладошкой- нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы. Для освоения этой техники детьми провела занятия по рисованию: 1. «Рисуем себя».

Цели:

- познакомить детей с техникой «рисование ладошкой»;

- показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек;

- формировать представления о себе, как о человеке;

- закреплять знания об основных частях тела человека, их назначении;

- воспитывать аккуратность.

2. «Волшебная ладошка».

Цели:

- учить детей технике «рисование ладошкой»

- показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек;

- развивать память и внимание детей;

- закреплять 4 основных цвета;

- развивать моторику рук;

- воспитывать аккуратность и терпение.

- подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом.

3. «Осенние цветы».

Цели:

- познакомить детей с техникой «рисование ладошкой»;

- вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия;

- воспитывать аккуратность

- учить передавать образ осенних цветов, строение и форму используя ладошки рук.

- закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного, синего).

- воспитывать бережное отношение к природе.

4. «Бабочка».

Цели:

- закреплять умения рисовать ладошками;

- формировать общее представление о бабочке, о красоте и разнообразии бабочек;

- формировать предпосылки экологического воспитания;

- закреплять знание 4 основных цветов;

- развивать речь, эстетическое восприятие окружающей природы;

- воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость.

      Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, художественно – эстетическое (музыка, речевое, физическое развитие).

      Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз.
     Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка.
 Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Для этого увлекательного занятия я использовала штамп из картофеля- нанесение краски, с помощью штемпельной подушечки, на поверхность специальной формы. Прикладывание края сочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Дети с удовольствием ставили печати из картофеля различной формы, чтобы дети освоили технику я провела занятия по рисованию: 1. «Легковая машина».

Цели:

- познакомить с техникой рисования «оттиск печатками из картофеля»;

- уточнить и расширить знания о транспорте;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- учить располагать изображение на определённом месте;

- развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев.

- закрепление 4 основных цветов;

- развитие зрительного внимания и восприятия, памяти;

2. «Овощи в магазине» (огурец, помидор).

Цели:

- учить рисовать печатками из картофеля;

- продолжать учить располагать изображение на определённом месте;

- расширять знания об овощах;

- закреплять знания цветов (красный, зеленый);

- развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев;

- воспитывать аккуратность и трудолюбие.

3. «Одежда для Вани и Тани».

Цели:

- продолжать учить рисовать печатками из картофеля;

- закреплять знания об одежде для мальчиков и девочек;

- продолжать учить располагать изображение на определённом месте;

- закреплять знания 4 основных цветов;

- развивать речь, внимание и память;

- воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;

4. «Праздничный салют».

Цели:

- закреплять умения рисовать печатками из картофеля;

- закреплять знания 4 основных цветов;

- закреплять умения располагать изображение на определённом месте;

- развивать мелкую моторику рук и пальцев;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- воспитывать уважение друг к другу.

      Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, художественно – эстетическое (музыка, речевое, физическое развитие).

       Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры» собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Кстати, существует даже такая техника рисования — кляксография (метод раздувания) - для этого в угол листа с помощью кисти наносим большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинаем раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь нужно присмотреться к полученному рисунку и дорисовать детали. Первые несколько уроков ребенку может потребоваться помощь взрослых. Чаще всего малыши не могут сразу разглядеть в кляксе знакомые очертания. Но малышам очень нравится этот метод рисования. Для того, чтобы дети познакомились и освоили этот метод, мною были проведены занятия:

1. «Снежинка».

Цели:

- познакомить с техникой рисования «кляксография – метод раздувания»;

- развивать воображение, фантазию, эмоции детей;

- развитие речевого дыхания;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение отвечать на вопросы;

- активизировать словарь по теме;

- воспитывать дисциплинированность, любознательность.

2. «Зимнее дерево».

Цели:

- учить рисовать способом «кляксография –метод раздувания»;

- расширять знания о погоде в зимнее время;

- развивать речевое дыхание;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать терпение друг к другу.

3.  «Ёлочка».

Цели:

- продолжать учить рисовать способом «кляксография –метод раздувания»;

- закреплять знания о деревьях;

- развивать речевое дыхание;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать бережное отношение к природе.

4. «Праздничный салют».

Цели:

- закреплять умения рисовать способом «кляксография –метод раздувания»;

- закреплять знания 4 основных цветов;

- тренировать дыхание;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать артикуляционный аппарат;

- воспитывать аккуратность, собранность при выполнении приёмов работы, трудолюбие, умение слушать.

      Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, художественно – эстетическое (музыка, речевое, физическое развитие).

      Детям очень нравится заниматься нетрадиционными техниками рисованиями. Одна из самых любимых техник это ниткопись - складываем пополам лист бумаги формата А4, опускаем нить в краску любого цвета, затем ниточку кладем между двумя половинами листа, оставив снаружи оба конца. Затем резко выдернуть нить (с помощью воспитателя). Раскрыть половинки листа и рассмотреть причудливое изображение, проявив фантазию. Дети очень радуются, рассматривая свои изображения, им доставляет массу удовольствия фантазировать над полученным результатом. Для освоения этой техники детьми, я провела занятия: 1. «Цветные ниточки».

Цели:

- познакомить с техникой рисования «ниткопись»;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать воображение, фантазию у детей;

- воспитывать дисциплинированность и любознательность;

2. «Мой домашний питомец».

Цели:

- учить рисовать способом «ниткопись»;

- расширять знания о домашних животных;

- развивать умение дорисовывать недостающие элементы;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать речь и мышление;

- воспитывать бережное отношение к домашним животным.

3. «День Защитника Отечества».

Цели:

- продолжать учить рисовать способом «ниткопись»;

- формирование первых представлений о празднике «День Защитника Отечества».

- расширить знания о военной технике;

- развивать умение дорисовывать детали;

- развивать воображение, внимание, память;

- воспитывать уважение к профессии военного, интерес к общественной жизни своей страны.

4. «Звезда».

Цели:

- закреплять умения рисовать способом «ниткопись»;

- расширить знания о военных профессиях;

- развивать речь и мышление;

- развивать умение дорисовывать недостающие элементы;

- развивать воображение и фантазию;

- воспитывать уважение к профессии военного, интерес к общественной жизни своей страны.

      Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, художественно – эстетическое (музыка, речевое, физическое развитие).

      Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

      В заключение хотелось бы сказать следующее: не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.

      Такой творческий процесс обязательно понравится малышам, и они захотят продолжить свои эксперименты. Рисование для ребенка радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Главный аспект в работе воспитателя, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Используемая литература:

1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

2. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 3-4 лет. – М., 2010.

3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

4. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

5. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

6. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

7. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

8. Интернет – ресурсы: https://yandex.ru/; http://www.maam.ru/ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования"

Цель: расширение знаний участников мастер-класса через знакомство с  нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительной деятельности.Задачи:Познако...

Проект по теме: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»

Проект по теме: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»Автор : Китаева Александра ВалерьевнаПродолжительность проекта:3 месяцаУчастники проекта...

Тема самообразования Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования 2020 - 2021 год

Актуальность темы:      Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются жив...

Обобщение опыта работы воспитателя, педагога дополнительного образования Терлеева Л.В. «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»

Обобщение опыта работы воспитателя, педагога дополнительного образования Терлеева Л.В.  «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»...

Самообразование педагога «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»

Самообразование педагога«Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»...