Новые подходы в обучении дошкольников декоративному рисованию
методическая разработка

Патракеева Надежда Иосифовна

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. В данной работе мною показаны новые подходы в обучении детей декоративному рисованию.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетеное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

текст к презентации

«Новые подходы в обучении дошкольников декоративному рисованию»

работу выполнила:

Патракеева Надежда Иосифовна

воспитатель ГБДОУ № 29  Курортного района

Санкт-Петербург 2019


Титульный лист с названием и автором презентации

(слайд 2)

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.                

  (слайд 3)

Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы.

 (слайд 4) 

Задачи декоративного рисования.  

      Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведение народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей, народностей нашей страны, педагог должен воспитывать у детей чувство любви к Родине, уважение к труду людей, создающих эти произведения искусства.

      Декоративное рисование решает следующие задачи:

- развивать чувство композиции, в связи с построением узора на различных формах;

- развивать чувство цвета;

- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использование их отдельных элементов в своем творчестве;

- совершенствование технических навыков в рисовании кистью и карандашами.

(слайд 5)

Принципы обучения дошкольников декоративному рисованию.

(Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина)

1. Обучение должно строиться по мотивам НДПИ (народного декоративно-прикладного искусства), т.е. на основе высокохудожественных образцов, достойных подражания.

2. Первоначальное обучение должно осуществляться на материале близкого (краевого, регионального) народного искусства; затем знакомить с различными промыслами нашей страны и орнаментами других стран.

3. Соблюдать принцип усложнения элементов, орнаментов, форм, на которых создается узор и т. д.

4. Принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных предпочтений, склонностей дошкольников.

5. Принцип интеграции не только художественных видов деятельности: изобразительной (лепка, аппликация, рисование), музыкальной, театрализованной, - но и игровой, речевой, экологической, трудовой и т. д.

6. Принцип активного вовлечения детей в разнообразную художественно-творческую деятельность;

7. Принцип включения выполненных детьми работ в жизнь детского сада: создание эстетической среды, оформление и проведение праздников и досугов.

(слайд 6)

Существует несколько разновидностей декоративного рисования:

  1. Создание произвольных узоров

 (на геометрических формах (полосе, круге, квадрате, розетке и т.д.), на силуэтах (фартучек, варежка, шапочка и т.п.).  

 В первом случае дошкольников знакомят с принципами композиционного размещения узора (чередование, симметрия, ритм, подчинение узора форме предмета и др.) и учат располагать орнамент на различных формах.

2. Рисование по мотивам народных росписей ( с использованием разнообразных орнаментов (геометрического (Дымка и др.), растительного (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан и др.) как на геометрических формах и силуэтах, так и на объемных формах.

Второй вид занятий осуществляется циклами, по нескольким этапам:

1. Подготовительный (идет ознакомление с промыслом, его историей, основными предметами, их функциональным назначением, материалом и особенностями изготовления, колоритом, характерными элементами росписи).

2. Этап копирования элементов росписи(то есть идет целенаправленное обучение способам рисования). 

3. Этап подражания ( детей учат составлять характерный для того или иного промысла узор из уже усвоенных элементов.)

4.Творческое использование элементов в самостоятельной декоративной композиции. Дошкольники рисуют по собственному замыслу. Рисунки с предыдущих занятий могут служить эскизами.

3. Декоративно-оформительское рисование.

 · Подарки мамам и другим родным;

· Украшение помещений к праздникам;

· Создание костюмов и атрибутов к праздникам и досугам

(слайд 7)

 Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:

- знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;

- углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;

- творческое использование полученных знаний, умений, навыков.

     (слайд 8)  

   Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование.

Затем, возможна такая последовательность:  составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике,  украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек,  и, наконец, по возможности -  украшение  объемных форм.

Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.

 

 (слайд 9)

   В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.

И нельзя забывать также о правильном положении руки при рисовании и используемой кисти (её №) для получения чёткости изображения. Так для получения тонких линий или штрихов кисть желательно держать перпендикулярно листу бумаги и использовать кисти № 2,3. Если нужно затонировать рисунок или рисовать мазками, лучше использовать кисти № 4,5,8 и держать кисть под наклоном к листу бумаги, поворачивая кисть в нужном направлении.

В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами.

(слайд 10)

Большую роль в этом играют тематические выставки.

 Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

          (слайд 11)

В каждой группе имеется полочка красоты; где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства , размещены материалы и оборудование для самостоятельной  продуктивной деятельности детей, оформлена выставка детских работ.

Беседа о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

«Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним.

          (слайд 12)

Мультимедийные, интерактивные занятия - это время уже не будущего, это время настоящего. На этом очень хорошо строить демонстрационную базу для детей. Использование видеопрезентаций на занятиях по ИЗО  создает эмоциональный настрой, а это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества. 

         (слайд 13)

Для закрепления навыков  построения композиции узора, для различения элементов росписей в декоративном рисовании используют моделирование  .

В обучении дошкольников используются:

Предметные модели, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.

       (слайд 14)

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки, технологические карты с описанием последовательности работ. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы сверяться с данными карты.

      (слайд 15)

Для решения поставленных задач помимо сенсорных моделей и моделей логического содержания так же используется метод художественного моделирования - это искусство «сочинять» окружающие предметы материального мира доступные детскому воображению и восприятию (предметы одежды. интерьера, быта; различные украшения, игрушки).

      (слайд 16)

Художественное моделирование по сути является чистым творчеством, опирающимся на ранее полученные знания.

     (слайд 17) Алгоритм

     

(слайд 18) Морфологическая дорожка

      (слайд 19 )

Также в работе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством используются  дидактические игры

В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические игры распределяются на группы:

  1. Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с народными промыслами.

К этой  группе  можно отнести дидактические игры:

Декоративное домино

“Составь свой узор” ;

  • “Укрась сам” ;
  • С какой росписи птица
  • Помоги Незнайке
  • Расписные барышни

В этих играх дети закрепляют знания о элементах росписи по народным промыслам, самостоятельно создавая узор. У детей развивается  творчество, активизируется и обогащается  речь.

  1.   Игры, направленные на развитие воображения.  (воссоздающее и творческое).

Цель этих игр - развивать интеллектуальные операции, учить детей находить закономерности следования орнамента, учить составлять упорядоченные ряды, развивать воссоздающее воображение.

Например: игра “Продолжи узор”.

Игровая задачасобрать бусы; продолжить дорожку; расставить вагоны; отремонтировать заборчик; помочь заштопать коврик и т.д. (игра имеет много вариантов).

       3. Дидактические игры, направленные на развитие ручной умелости.

Цель - способствовать становлению формообразующих движений руки, развивать координацию глаза и руки.

В младшей и средних группах: игра “Помоги довезти игрушки”.

Цель - учить рисовать прямые, волнистые, ломаные линии, круги и т.д.

Игровая задача: помочь довезти игрушки до дома, кисточка или карандаш показывают дорогу. (Игра имеет много вариантов). Усложнением для малышей могут служить не только усложнение формы, но и использование более узких дорожек.

В старших группах - рекомендуются аналогичные игры, но более сложные варианты:

“Проплыть между препятствиями”;

“Пройти по лабиринту”;        

“Найти клад”;

  1. Игры, развивающие чувство ритма, умение составлять ритмическую композицию.

Ритм - это чередование одинаковых элементов с одинаковыми интервалами. Ритм должен быть понятным и чётким. Например, игра “Собери дорожку”.

Игровая задача:

для малышей - помочь игровому персонажу выложить дорожку по заданному алгоритму (круги одного цвета, одного размера);

для средних - выложить дорожку из элементов одной формы, но разного размера (чередуя);

для старших - выложить узор на полосе из элементов разных по цвету и по форме (с элементом соревнования “Кто быстрее”.

  1. Дидактические игры, помогающие сформировать представления о симметрии (центральной, осевой)

Цель этих дидактических игр – формировать элементарные представления о симметрии; развивать воссоздающее и творческое воображение, совершенствовать изобразительные навыки.

Примеры:

  1. Игра “Разбитый сервиз”, “
  2.  Симметричные предметы

(слайд 20)

Знакомство  детей  с  декоративно – прикладным  искусством  можно  проводить практически  через  все  виды  деятельности  детей. Для  развития  речи  изделия  народных  мастеров  дают  богатый материал: можно  составлять  описательные  рассказы  по  игрушкам (дымковские игрушки  , матрешки), придумывать  сказки. Изделия  народных  мастеров  помогают  воспитывать  у  детей  внимательное  и  бережное  отношение  к  окружающей  среде, так  как декоративно – прикладное искусство  по  своим  мотивам  близко к природе.

Изделия народных  промыслов  помогают  понять и почувствовать, что  человек – часть  природы, а именно это и является  основой  гармоничного  развития  ребенка.

(слайд 21)

Я полностью  согласна  с педагогом Асей Андреевной  Грибовской  в том, что «…задача  воспитателя – это  не  подготовка  будущих  мастеров  хохломской, Городецкой  или  другой  росписи,  а приобщение  ребенка  к  истокам народного  искусства, дать  возможность, усвоив  некоторые  навыки,  составить  узор, расписать  вылепленного  коня, барыню, почувствовать  радость  творчества»

(слайд 22)        

.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию»

                                                 Выступление на коор...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМ В ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМВ ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН...

«Знакомим детей с народной декоративной росписью. Проблемы в обучении детей декоративному рисованию»

Рекомендации по обучению детей декоративному рисованию в старших группах детского сада....

Обучение дошкольников Декоративному рисованию

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство...

Методика обучения младших дошкольников декоративному рисованию.

Методика обучения младших дошкольников декоративному рисованию....

Обучение дошкольников декоративному рисованию

Устное, музыкальное, прикладное народное творчество в народной педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмо...