ТВОРЧЕСКИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ОСНОВНОЙ ВИД ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА
статья

Борисова Наталья Юрьевна

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ДАЙ 5»

Г. АЛЬМЕТЬЕВСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ТВОРЧЕСКИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

КАК ОСНОВНОЙ ВИД ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА

Подготовила

Воспитатель 1 кв. категории

Борисова Наталья Юрьевна

Альметьевск  2019

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.

Разрабатываемая теория игры имеет значение и для педагогики.

Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть ее «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение имеют две большие группы: творческие игры и игры с правилами.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил они предназначаются для детей разного возраста. Среди игр с готовыми правилами большую группу составляют народные игры, многие из которых переходят от поколения к поколению.

Группу творческих игр составляют сюжетно – ролевые игры (это основной вид творческих игр), строительно – конструктивные, игры – драматизации и другие.

Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на игры дидактические, игры подвижные, музыкальные и т.д.

Различают также игры – развлечения, игры – забавы.

Игра – это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель: накормить дочку, полететь в космос, запятнать всех играющих, увернуться от «ловишки».

Цели не являются постоянными. Н.К. Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.

Для реализации своих игровых целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими детьми.

В старшем дошкольном возрасте дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.

В игре ребенок  не зависит от практической необходимости: он исходит из своих непосредственных потребностей и интересов. Игра предпринимается ребенком ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Основным мотивом игры ребенка является «переживание значимых для него сторон действительности» (С.Л. Рубинштейн).

Свободный характер игровой деятельности определен ее особым местом в жизни общества, хотя у игры много сходного с трудом. Наиболее четкое определение разницы между игрой и трудом дал А.С. Макаренко: «Чем же все - таки отличается игра от работы? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве…. В создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы»

Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно–ролевые игры, игры – драматизации, строительно – конструктивные игры.

В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе игр проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д.  Живое воображение, характерное для любой творческой деятельности, проявляется в создании игрового замысла, построении сюжета, отборе изобразительных средств, материала, игрушек.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн  подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

 Сюжетно–ролевая  игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком деятельности. Однако в сюжетно–ролевой  игре знания, впечатления ребенка остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

Основной особенностью  сюжетно–ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно–ролевой игры, чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании  ребенок отождествляет  себя с тем или иным человеком, и действует в игре от его имени: существующим образом использует те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Творческой сюжетно–ролевой игре присущи специфические мотивы.

Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно–ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры – действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые.

Разнообразие сюжетов и содержание сюжетно – ролевых игр определяет необходимость классифицировать их. В настоящее время большинство педагогов и психологов делят игры в зависимости от сюжета на три группы: а) бытовые игры (отражающие быт семьи и детского сада); б) игры на тему труда; в) игры с общественной тематикой.

В структуре игровой деятельности сюжет как основной компонент игры включает персонаж, жизненную ситуацию, действия и отношения персонажей.

Сюжетно–ролевая  игра в своей развитой форме , как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не играют в одиночку. Но наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития сюжетно–ролевых игр. Если же в игре отражаются отношение между людьми, то наличие товарищей обеспечивает более полную реализацию сюжета. Так само содержание создает у детей потребность в совместной, коллективной игре. Эта потребность должна быть подкреплена умением играть вместе. Потребности и умением играть вместе. Потребности и умения надо воспитывать: они сами не формируются.

Сущность воспитательного воздействия сюжетно – ролевой игры в приобретении и накопления ребенком социального опыта. Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни советских людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В силу этого сюжетно–ролевая   игра выступает и как средство формирования культуры общения.

В игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности ребенка: во-первых, формируется соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким: во-вторых, формируются сами общественные мотивы (например, ребенок принимает на себя малоинтересную для него роль для того, чтобы игра состоялась, не распалась); в третьих, в игре возникает новая психологическая форма мотивов – обобщенных и в известной степени осознанных мотивов. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.

Сюжетная игра – одно из средств умственного воспитания. Ребенок, отражая игре явления и события окружающей жизни, воспроизводит их. При этом он оперирует образами и представлениями. Знания об изображаемых явлениях ребенок выражает в суждениях, что свидетельствует о переходе от конкретного предмета к мысли о нем. Воображаемая ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности дошкольника. Так, в тот момент, когда ребенок дает предмету название в соответствии с игровым замыслом  и действует с этим предметом, он совершает переход из плана реального действия с материальными предметами в план умственных действий. Первоначально это возможно только при опоре на предмет (игрушку ). Постепенно в игре возникает особый план умственных действий, непосредственно не совпадающий с планом практических действий.

Д.Б. Эльконин указывает еще на одно очень важное значение сюжетно – ролевой игры в интеллектуальном развитии ребенка. В совместной игре формируется умение координировать свою точку зрения на изображаемые события, действия, предметы с точкой зрения других; происходит познавательная «децентрация» ребенка, открывающая возможности для перехода мышления ребенка на новый уровень.

В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений, его перемещение от отображения действия к отражению взаимоотношений людей и их моральных качеств. Игра не простое копирование явлений. Из имеющихся знаний отбирается именно то, что имеет непосредственное отношение к игровому замыслу. Реализация игровых действий нередко приводит ребенка к установлению пробелов в своих знаниях о тех или других явлениях. Это разнообразные вопросы, которые удовлетворяются в самом ходе коллективной игры путем обмена мнениями между ее участниками, в результате разъяснения взрослого или стимулируют самостоятельные наблюдения детей вне игр.

Большое значение имеет сюжетно – ролевая игра для развития воображения детей. Создание игровой, воображаемой ситуации (комбинирование событий сюжета, отбор изобразительных средств для выполнения ролей, преобразование материалов, обстановки) есть результат активной деятельности воображения, что и является условием его интенсивного развития.

Приобретают дети и эмоциональный опыт: переживание и сопереживание разнообразных чувств в игре накладывает отпечаток на характер ребенка.

Близость игры к искусству создает возможность использования сюжетно – ролевых игр в эстетическом воспитании. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам.

В игре формируется огромный двигательный опыт ребенка. В ней, с одной стороны, создаются благоприятные условия для развития и совершенствования разнообразных движений, с другой стороны, принимая на себя роль, ребенок часто использует движения для реализации своего ролевого поведения. Сознательно передает характерные особенности движений изображаемого персонажа.

Основные направления развития сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста.

Появление коллективной игры создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Например, мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает и одевает ее, но и воспитывает, читает ей книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только ставит градусник, делает уколы, но и заботливо уговаривает, успокаивает больного. Учительница ведет с детьми урок, выговаривает ученикам за проступки, ставит отметки за поведение и успеваемость. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношение к труду и друг к другу в процессе труда. В играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знания, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей и родителей). Меняется и характер непосредственного опыта ( дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).

Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее структуре выделяется подготовительный период.

Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о теме игры (« Во что будем играть?»), иногда распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры (« Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и установлению правильных товарищеских отношений в игре.

Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, сооружают постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя. Игрушка может быть обобщенной и наделена лишь некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающую к модели предмета.

В сюжетно – ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных навыков взаимодействия. В первую очередь, способность осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, то есть разыгрываемые отношения персонажей. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевая игра становится по – настоящему коллективной.

Взаимодействие со сверстниками благоприятствует развитию основ личности и самосознания, а также любознательности, смелости, оптимизма, активности, творческого и самобытного начала в самом широком смысле. Неблагополучие в сфере общения мешает этим важнейшим процессам: дети становятся пассивными, замкнутыми, держатся недоброжелательно.

Выполнение правил в игре – это как бы упражнение в отношениях с другими людьми, помогающее осознавать свои обязанности.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков у дошкольников представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками, формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Игра подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольного возраста проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – Москва, 2009

2 Антонова Т.В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. – Москва: Педагогика, 2006

3 Алешина И.Н. Диагностика особенностей личности и межличностных отношений дошкольника: учеб.- метод пособие / И.Н. Алешина; Тамб. гос . ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003

4 Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – Издательство «Аркти». – Москва, 2003

5 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

6 Венгер Л.В. Психология дошкольника. – Москва: Просвещение, 1975

7 Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975

8 Комлик Л.Ю, Особенности организации игровой деятельности в группе детского сада // Методические указания . – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004

9 Макаренко А.С. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М., 1986

10 Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 2008

11 Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2005. - №2

12 Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1966

13 Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1976

14 Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М., 1973

15 Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978

16 http://dohcolonoc.ru/ «Дошколенок.Ру». Сайт для воспитателей детских садов

17 http://nsportal.ru/ «Социальная сеть работников образования «Наша сеть»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План сюжетно-ролевых игр по гендерному воспитанию дошкольников

Представленный материал содержит планирование сюжетно-ролевых игр, которое поможет воспитателям осуществлять гендерное воспитание детй дошкольного возраста....

Презентация "Организация сюжетно-ролевых игр как средство ознакомления дошкольников с профессиями взрослых"

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением....

Перспективный план руководства творческими сюжетно-ролевыми играми

Перспективный план руководства творческими сюжетно-ролевыми играмиЗадачи:формировать у детей умения договариваться на игру, распределять роли, учитывая точку зрения партнера, строить развернутые ролев...

Перспективный план руководства творческими сюжетно-ролевыми играми

Перспективный план руководства творческими сюжетно-ролевыми играмиЗадачи:формировать у детей умения договариваться на игру, распределять роли, учитывая точку зрения партнера, строить развернутые ролев...

Опыт работы по организации и проведению творческих сюжетно-ролевых игр в младшем и среднем дошкольном возрасте

Данный опыт работы по организации и проведению сюжетно-ролевых игр поможет воспитателям использовать в своей работе наиболее эффективные приемы руководства играми....

Выставка -презентация авторских сюжетно ролевых игр "Дивный мир игры" Играем в школу.

Выставка -презентация авторских сюжетно ролевых игр "Дивный мир игры" Играем в школу.Ссылка на видеоhttps://drive.google.com/file/d/1YB8VPu0cD66L0_FRFyS55_9XGcG-Bg24/view?usp=share_linkСссыл...