Опыт работы по организации и проведению творческих сюжетно-ролевых игр в младшем и среднем дошкольном возрасте
материал (младшая, средняя группа)

Кот Надежда Евгеньевна

Данный опыт работы по организации и проведению сюжетно-ролевых игр поможет воспитателям использовать в своей работе наиболее эффективные приемы руководства играми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.r.igra_.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение творческих сюжетно-ролевых игр в

младшем и среднем дошкольном возрасте

Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость, усваиваются определённые нормы поведения.

Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Поэтому задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности, а также выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе).

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Рассмотрим структуру сюжетно-ролевой игры.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: 

  • Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например, игра в семью, детский сад, больницу, магазин, парикмахерскую и т.д.).
  • Содержание игры – это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественной деятельности.
  • Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

  • бытовые (игры в дом, в семью, детский сад, праздники, дни рождения и т. п.). Большое место среди них занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых и их отношениях,
  • производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин,  парикмахерскую, кафе и т. д.). Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества руководителей и специалистов.
  • игры по интересам мальчиков и девочек. Девочкам нравится моделировать роль матери, хозяйки дома, традиционно женские профессии (медсестра, няня, воспитатель, сотрудник столовой). Для сюжетно-ролевых игр девочек требуется небольшое пространство и достаточное количество кукол и атрибутов к ним (коляски, кроватки, посудка, одежда). Мальчики воспроизводят в играх мужскую модель поведения: защита населения (игры военной тематики, в полицейских, пожарных), строительство, занятия с техникой и транспортом.

Моя система работы по формированию игровых умений строилась по 2 направлениям:

I. Собственно-игровая деятельность детей, которая реализовывалась через следующие формы проведения:

  • Организованная игра совместно с педагогом
  •  Свободная игровая деятельность детей

II. Работа по обогащению игровой деятельности детейФормы проведения:

  • Познавательные занятия
  • Тематические сюжетно-ролевые игры.
  • Информационно-коммуникативные технологии.

Организация игры во второй младшей группе (3-4 года)

Основным содержанием игры являются действия с предметами. Основные сюжеты бытовые. Действия детей однообразны, часто повторяются. Охотно играют с взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна.

Работу по формированию игровых навыков в данной возрастной группе вела в различных формах.

Во-первых – использовала и проводила специальные, как занятия игры, которые носят обучающий характер. Это такие игры как: «Оденем куклу Таню», «Уложим куклу Таню спать», «Маша заболела», «У мишутки день рождения» и другие. Они рассчитаны на совместную игру педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками и предметами заменителями. Здесь я выступала инициатором проведения игры: начинала игру, продумывала её ход и диалог между персонажами. Старалась вовлечь ребёнка в игру, вызвать его на разговор, добиться максимальной его активности. Обучающие игры проводила как фронтально, так и индивидуально.

Во-вторых – использовала:

  • драматизации знакомых детям сказок, таких как: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят»;
  •  инсценирование стихотворений К.И.Чуковского «Телефон»,

«Кто колечко найдёт» - С. Маршака и другие.

  • Для развития у детей способности принять на себя роль животного в своей практике использовала такие игры как: «Лиса», «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», «Ежиха» и другие. Перед каждой из выше перечисленных игр рассматривала с детьми иллюстрации животных, читала стихи, небольшие рассказы, показывала повадки животных, просматривали с детьми мультипликационные фильмы и сказки о этих животных, слушали песенки.

В-третьих, организовывала:

  • наблюдения за трудом взрослых: предлагала детям понаблюдать дома за мамой, бабушкой, папой, просила рассказать о том, чем любят заниматься родители дома, какую помощь оказывают дети своим родителям.
  • в группе проводила с детьми наблюдение за трудом няни, обращала внимание на последовательность действий, просила оказать ту или иную помощь.
  • на прогулке часто наблюдали за проезжающим транспортом, за машинами, подъезжающими к магазину.

Задача подобных наблюдений нацелить детей на возможность переноса полученных знаний в игру.

Существенное значение в формировании игровой деятельности оказывает организация предметно- игровой среды. Поэтому для развития у детей игровых умений в группе были созданы различные игровые зоны, такие как: «Больница», «Парикмахерская», «Дом».

Познакомила детей с каждой из игровых зон с игрушками и инструментами необходимыми при игре в том или ином уголке.

При организации игры в «Парикмахерскую» и «Больницу» - знакомила детей с деятельностью врача, парикмахера, водила детей на экскурсию в медицинский кабинет, читала отрывки из таких произведений как: «Доктор Айболит» - К.Чуковского, «Стёпка растрёпка» - С. Чёрного.

Детям нравилось играть в игровых зонах, они с удовольствием принимали на себя различные роли, но несмотря на это в силу возрастных особенностей испытывали трудности в построении сюжета игры. Поэтому я, постоянно включаясь в игру, брала на себя главную роль, показывая на собственном примере правильность построения диалога между играющими. К концу года сюжеты игр усложнились, многие дети начали проявлять инициативу при определении замысла игры. Дети стали более активными, раскрепощёнными.

Организация игры в средней группе (4-5 лет)

Основным содержанием игры остаются действия с предметами, но эти действия развёртываются более полно и последовательно, в соответствии с ролью. Основные сюжеты остаются бытовые. Одна и та же игра повторяется многократно. Дети объединяются в небольшие группы, но это объединение кратковременно.

Работу в данной возрастной группе начала с расширения предметно- игровой среды, добавив в неё такие игровые зоны как: «Магазин», «Кафе», «Почта», что в свою очередь позволило разнообразить сюжеты игр.

Переименовала уже имеющиеся зоны. Например: «Парикмахерскую» в «Салон красоты», что способствовало усложнению сюжета игры. Объяснила детям, чем отличается парикмахерская от салона красоты, познакомила с новыми профессиями: косметолог, визажист, рассказала о виде их деятельности. При знакомстве детей с новой игрой, начинала её, брала одну из ролей (н-р: роль визажиста) на себя, показывая на собственном примере правильность построения диалога между играющими, и знакомя детей с последовательностью его действий и только после этого передавала роль ребёнку.

Для закрепления представлений о труде взрослых познакомила их с такими сюжетно-ролевыми играми как: «Почтальон», «Лётчики», «Шофёры», «Моряки».  

Знакомство с этими играми планировала и проводила как в совместной деятельности, так и на занятиях.

С целью обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в этих играх, знакомила детей с творчеством С.Маршака, И.Винокурова, Б. Житкова.

Проводила специальные игры- занятия:

  • «Шофёры уходят в рейс»,
  • «Подготовка корабля к плаванию»

С целью обогащения игрового опыта детей наблюдали за играми старших ребят, организовывали совместные с ними игры.

Подключаясь к игре детей как партнер-носитель дополнительной информации, стараюсь использовать тематику игр, интересующую каждого ребёнка. Использование детских интересов позволяет расширить тематический круг игр. Разнообразие ролей, привлекающие детей позволяют пополнить игровой опыт всех детей группы.

 В ходе совместных игр своими вопросами и репликами стараюсь активизировать ролевую речь детей. Если игра начата кем-либо из детей, старалась подключиться к ней непринуждённо и не навязчиво. Н-р: Одна из девочек одиноко сидит и крутит в руках градусник. Предлагаю другому ребёнку: «Настя, давай поиграем вместе с Викой, она сидит в больнице и ждет, когда к ней придут пациенты. Вика, ты кто? Врач? Можно мы с Настей будем твоими пациентами?", разворачиваю диалог, а затем по сюжету уступаю роль второму ребёнку. Причем, моё взаимодействие с ребёнком - врачом служит определённой моделью для второго ребёнка.

Так как в этом возрасте дети начинают объединяться в небольшие группы во время игры, то встаёт вопрос о необходимости научить их взаимодействовать друг с другом. Начиная со средней группы, вела работу по предотвращению конфликтных ситуаций, в том числе и в игровой деятельности. Н-р: Костя и Серёжа заспорили в игре, кто из них будет шофёром, а кто пассажиром. Лера и Маша заспорили, кто из них будет мама, а кто дочка.

Для разрешения подобных споров учила детей пользоваться считалками, устанавливать очерёдность, познакомила детей с таким приёмом как жеребьёвка – это может быть Палочка-выручалочка», «Волшебный мешочек».

Для того чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в игре, даю возможность проиграть все роли, которые в ней есть. Таким образом, происходит обмен ролями, накапливается игровой опыт. Возможность попробовать себя в престижной роли способствует активизации познавательно-творческого потенциала.

Для развития игровых умений у пассивных детей, вовлекаю их в игру, давая им различные поручения. Н-р, при игре в «Магазин» прошу: «Саша, сегодня очень много покупателей, шофёр не успевает привозить товар. Привези, пожалуйста, на своей машине конфет и пряников».

Предлагаю детям интересную, но не сложную роль: «Марина, давай ты будешь медсестрой вместе с Ксюшей – она врач, будешь сидеть в кабинете и выписывать рецепты. А то ей одной очень трудно, она не успевает, посмотри какая очередь».

Для создания эмоционального фона, сплочения группы, умения подчиняться правилам других, использую в своей работе такие игры как: «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвостик».

Особенности руководства

1.Считаю, что руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры.

2.Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество. 

3. Использовать:

-  косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры);

-  прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.)

4.Опыт работы показал, что эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально я использовала индивидуальную игру с ребенком, а в конце четвертого года жизни применяла игру с подгруппой детей.

5.  Руководя играми детей в средней группе необходимо помнить, что здесь все большее место занимают косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

5.В группе для развития игровых навыков создаем игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитываем уровень развития детей, игровая среда динамична, меняется от запросов детей.

6.Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, предусматриваем обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание уделяем развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что уже к концу средне группы:

  • замыслы игр у детей  стали более устойчивыми;
  • многие дети стали обсуждать замысел игры, научились учитывать интересы и точку зрения партнёра;
  •  усовершенствовалось умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр, которые становились более разнообразными;
  • дети стали  обозначать исполняемую роль словом, легко вступать в контакт со сверстниками.

В дальнейшем планирую познакомить детей с такими играми как:

«Полет в космос», «Ателье», продолжать работу по расширению сюжетов уже знакомых детям игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Рассмотрим  предмет, задачи, методы и содержание констатирующего эксперимента.Предмет диагностики...

Консультация для педагогов «Методика организации сюжетно-ролевыми играми детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В статье подробно рассказывается о том, как выстроить линию сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего дошкольного  возраста. Вся теоретическая часть подробно подкрепляется конкретными прим...

Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская" для детей среднего дошкольного возраста

представлен конспект сюжетно-ролнвой игры "Парикмахерская"...

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей среднего дошкольного возраста»

Чтобы понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе, необходимо рассмотреть ее особенности....

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей среднего дошкольного возраста»

Чтобы понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе, необходимо рассмотреть ее особенности....