ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (средняя группа) по теме

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Рассмотрим  предмет, задачи, методы и содержание констатирующего эксперимента.

Предмет диагностики: особенности сюжетно-ролевой игры маль­чиков и девочек пятого года жизни.

Задачи и методы диагностики:

1. Изучить процесс тендерной социализации детей пятого года жизни.

Метод - Интервьюирование.

  1. Изучить особенности отношения к сюжетно-ролевой игре и игро­вые интересы мальчиков и девочек пятого года жизни.

Методы: Беседа с детьми, интервьюирование родителей.

  1. Изучить особенности развития игровых умений мальчиков и де­вочек пятого года жизни:
  • сюжетосложения;
  • распределения ролей;
  • умения вступать в игровое взаимодействие.

Метод:  Наблюдение.

Данные диагностические методы позволят выделить особенности возраста и игровой деятельности мальчиков и девочек пятого года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

За основу нашего исследования была взята «Диагностика сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек дошкольного возраста (автор А.Харчевникова)»  [13].

Рассмотрим  предмет, задачи, методы и содержание констатирующего эксперимента.

Предмет диагностики: особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек пятого года жизни.

Задачи и методы диагностики:

1. Изучить процесс тендерной социализации детей пятого года жизни.

Метод - Интервьюирование.

2.        Изучить особенности отношения к сюжетно-ролевой игре и игровые интересы мальчиков и девочек пятого года жизни.

Методы: Беседа с детьми, интервьюирование родителей.

3.        Изучить особенности развития игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни:

-        сюжетосложения;

-        распределения ролей;

-        умения вступать в игровое взаимодействие.

Метод:  Наблюдение.

Данные диагностические методы позволят выделить особенности возраста и игровой деятельности мальчиков и девочек пятого года жизни.

А) Изучение  процесса гендерной социализации детей пятого года жизни.

Для выявления гендерных установок детей используется интервьюирование детей (полустандартизированное интервью В.Е. Кагана) по следующим вопросам:

1.        Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, - например, для мальчиков «дядя», «папа» и т.д.).

2.        Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?

3.        Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

4.        А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

5.        Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчики или девочки - это одно и тоже? Они одинаковые? Как ты узнаешь - кто мальчик, а кто девочка?).

Анализ ответов детей предполагает выявление соответствия ребенка своему полу, а также наличие знаний ребенка об отличии мальчика от девочки.

Для удобства обработки полученных данных мы предлагаем оценивать ответы детей в балловом эквиваленте таким образом: соответствие ребенка своему полу оцениваем в 1 балл, несоответствие в 0 баллов.

                                                                                Таблица 1.

Критерии оценивания ответа ребенка        

Вариант ответа ребенка

Вариант ответа ребенка

Выставляемый балл        

Максимально возможный балл по данному критерию

Осознание своей половой принадлежности

Ответ ребенка  соответствует его  полу

1 балл        

6 баллов

Ответ ребенка  не соответствует его  полу        

0 баллов        

Б) Для выявления игровых интересов мальчиков и девочек пятого года жизни используются индивидуальные беседы с детьми по следующим вопросам:

1. В какие игры ты любишь играть с другими ребятами?

2. В какие игры ты играешь дома?

3. Кем ты любишь быть в играх?

4. С какими игрушками ты любишь играть? (Ребенку предлагаются реальные игрушки). Пожалуйста, покажи.

5. Если бы мы играли в мультик, то кем бы ты был?

6. Если бы мы играли в сказку, то кем бы ты был, кого изображал?

7. С кем ты больше любишь играть: с мальчиками или девочками? Почему?

Для выявления игровых интересов мальчиков и девочек пятого года жизни автором методики разработаны следующие критерии:

  • частота предпочитаемых сюжетов игр мальчиков и девочек;
  • частота предпочитаемых ролей мальчиков и девочек;
  • привлекающие мальчиков и девочек игрушки;
  • предпочитаемые партнеры по игре.

Таким образом, для удобства обработки полученных данных  и  проведения анализа мы разработали балльные критерии оценивания  ответов дошкольников.

                                                                                Таблица 2.  

Критерии оценивания ответа ребенка

Вариант ответа ребенка

Выставляемый балл

Максимально возможный балл по данному критерию

Предпочитаемые сюжеты для игр

Сюжет соответствует полу ребенка

1балл

2 балла

Сюжет  не соответствует полу ребенка

0 баллов

Предпочитаемые роли в игре

Роль соответствует полу ребенка

1 балл

3 балла

Роль  не соответствует полу ребенка

0 баллов

Привлекающие ребенка игрушки

Все выбранные игрушки соответствуют полу ребенка

2 балла

2 балла

Игрушки частично  соответствуют полу ребенка (выбраны вперемешку)

1 балл

Все выбранные игрушки не соответствуют полу ребенка

0 баллов

Предпочитаемые партнеры по играм

Выбор партнеров своего пола для игры  

1 балл

1 балл

Выбор партнеров обоих полов

1 балл

Выбор партнеров противоположного пола

0 баллов

В) Для выявления особенностей отношения к сюжетно-ролевой игре и игровые интересы мальчиков и девочек пятого года жизни дома используется интервьюирование родителей по следующим вопросам:

1.        Часто ли Ваш ребенок играет дома?

2.        Во что, в какие игры Ваш ребенок играет? Какие игрушки наиболее интересны для него?

3.        Какая любимая игра у вашего ребенка?

4.        Каковы источники сюжетов игры: телесериалы, кинофильмы, телепередачи, реклама, рассказы взрослых, мультфильмы, сказки, книги и др.

5.        Играете ли Вы с ребенком? С кем ребенок чаще играет: с мамой или папой?

6.        Предлагаете ли вы своему ребенку игры своего детства? Какие?

7.        Предлагаете ли вы своему ребенку новые игры? Какие?

8.        Во время прогулки с кем из детей предпочитает играть Ваш ребенок (с мальчиками или девочками)? Во что любит играть ребенок на улице?

9.        Если в семье есть дети разного пола: скажите, пожалуйста, как они взаимодействуют друг с другом: любят ли играть вместе (в какие игры); часто ли у них происходят конфликты, из-за чего; есть ли у них общие интересы, игры (какие?) и т.д.

При анализе ответов родителей методисты советуют обратить внимание на то:

  • в какие игры предпочитает играть ребенок дома;
  • каковы источники их происхождения;
  • с родителем или ребенком, какого пола он больше всего любит играть;
  • повторяются ли сюжеты и особенности игры ребенка в детском саду и семье.

Если в семье есть дети разного пола, то важно обратить внимание, как они друг с другом взаимодействуют в игровой деятельности.

Для проведения анализа ответов родителей мы разработали сходные критерии:

                                                                                                                                               Таблица 3.

Критерии оценивания ответа родителей

Вариант ответа родителей

Выставляемый балл

Выставляемый балл

Предпочитаемые сюжеты для игр

Сюжет соответствует полу ребенка

1 балл

1 балл

Сюжет не  соответствует полу ребенка

О баллов

Предпочитаемые партнеры  в игре

Ребенок предпочитает родителя своего пола

1 балл

2 балла

Ребенок предпочитает ребенка своего пола

1 балл

Ребенок предпочитает родителя или ребенка противоположного пола

0 баллов

Повторяемость сюжетов в д/саду и дома

Сюжет повторяется и соответствует полу ребенка

2 балла

2 балла

Сюжет меняется (соответствует полу частично)

1 балл

Сюжет меняется (соответствует полу частично)

0 баллов

Г) Для изучения особенностей игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни используется  наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек.

Цель серии наблюдений - изучить особенности игровых умений мальчиков и девочек пятого года жизни. Оно проводится в естественных условиях по показателям, выделенных Д.Б. Элькониным:

-        Умение осуществлять процесс сюжетосложения;

-        Умение организовать игру;

-        Умение распределять роли. Активность в распределении ролей (без конфликтов с другими детьми);

-        Ребенок выступает инициатором новых ролей и новых идей в развитии сюжета;

-        Умение ребенка совместно строить и развивать сюжет игры;

-        Ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет;

-        Умение отражать ряд сюжетных логических эпизодов в игре;

-        Умение вступать в ролевое взаимодействие на длительное время;

-        Умение словесно обозначать выполняемую роль;

-        Умение передавать характерные особенности персонажа игры;

-        Умение использовать игрушки в игре;

-        Умение завершить игру.

По критериям наблюдения заносим в таблицу (см. Таблицу 3) данные как «+» (если качество присутствует, как «-», если качество отсутствует).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Методика организации сюжетно-ролевыми играми детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В статье подробно рассказывается о том, как выстроить линию сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего дошкольного  возраста. Вся теоретическая часть подробно подкрепляется конкретными прим...

"Особенности развития и воспитания мальчиков и девочек в дошкольном возрасте"

Различие в развитии и воспитании мальчиков и девочек....

Опыт работы по организации и проведению творческих сюжетно-ролевых игр в младшем и среднем дошкольном возрасте

Данный опыт работы по организации и проведению сюжетно-ролевых игр поможет воспитателям использовать в своей работе наиболее эффективные приемы руководства играми....

Как и во что играют мальчики и девочки? (средний дошкольный возраст)

Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственн...

Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская" для детей среднего дошкольного возраста

представлен конспект сюжетно-ролнвой игры "Парикмахерская"...