Обучение детей навыкам хозяйственно-бытового труда
консультация (младшая группа)
Трудовое обучение должно быть направлено на формирование у детей всей совокупности умений, необходимых для целостного осуществления трудовых процессов. При этом важно сформировать две группы умений: общетрудовые и специальные. Первые необходимы для осуществления любого трудового процесса: это умение самостоятельно поставить цель труда; спланировать основные этапы работы; организовать рабочее место, отобрав нужный материал и инструменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ТРУДА.
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ)
Трудовое обучение должно быть направлено на формирование у детей всей совокупности умений, необходимых для целостного осуществления трудовых процессов. При этом важно сформировать две группы умений: общетрудовые и специальные. Первые необходимы для осуществления любого трудового процесса: это умение самостоятельно поставить цель труда; спланировать основные этапы работы; организовать рабочее место, отобрав нужный материал и инструменты.
Специальные трудовые умения позволяют выполнить конкретный трудовой процесс с его набором трудовых действий: умение намыливать, споласкивать, тереть ткань о ткань при стирке и т.п.
В чём причина низкой эффективности трудового обучения в детском саду?
Во-первых, в ситуации совместного труда взрослого с ребёнком педагог не учит выполнять трудовой процесс целостно, не воспитывает культуру труда, а обучает лишь отдельным приёмам выполнения наиболее сложных трудовых действий. Дети не умеют мотивировать необходимость труда, не могут самостоятельно планировать ход трудового процесса и контролировать его осуществление, не умеют поддерживать порядок во время работы.
Во-вторых, обучение детей трудовым умением, как правило, носит индивидуальный характер. Это не обеспечивает одинаковый уровень развития трудовой деятельности у всех воспитанников группы.
В-третьих, обучение осуществляется в отрыве от формируемых у детей знаний о труде взрослых, его конкретной направленности и структуры.
Из опыта работы было выявлено, что овладеть целостными процессами хозяйственно-бытового труда способны уже дети 3-4 лет. В течение учебного года они могут освоить все виды сервировки стола (к завтраку, обеду, полднику), мытьё и обтирание предметов от пыли (игрушечная посуда, резиновые и пластмассовые игрушки, стулья, полки, строительный материал), стирку вещей небольшого размера (салфетки, кукольная одежда и бельё, носки), т.е. в общей сложности двенадцать трудовых процессов. При этом нет необходимости учить каждому из этих двенадцати процессов.
Занятие по трудовому обучению всегда проводится после наблюдения трудового процесса у взрослого. Воспитатель раскрывает мотивы, цели труда, способы осуществления и контроля, как за отдельными трудовыми действиями, так и за трудовым процессом в целом.
Начать занятие следует с проблемной ситуации, чтобы дети сами поставили цель труда и мотивировали его необходимость. Например, медвежата хотят есть, а стол сервировать не умеют; или куклы отказались повязать салфетки, потому что они грязные; или детские стулья в групповой комнате пыльные, запачканы гуашью, и если на них сесть, то можно испачкать одежду. Постановка цели обусловливается реальными потребностями людей и предполагает результат во всём объёме требований к его качеству.
Постановка цели требует выбора предметов труда (что нужно мыть, стирать, обтирать от пыли и пр.), а это активизирует умственную деятельность детей.
Формирование культуры осуществления трудового процесса предполагает обучение организационным умениям. Осознанное освоение рационального способа организации конкретного трудового процесса базируется на знании последовательности трудовых действий и оборудования, необходимого для их выполнения. Поэтому важно вспомнить порядок трудовых действий и используемые при этом инструменты. Учитывая особенности наглядно-образного мышления дошкольников, целесообразно рассмотреть фотографии, изображающие основные этапы данного трудового процесса. Обучение может проходить в игровой форме. Например, на занятии по обучению стирке воспитатель предлагает детям по фотографиям показать игрушечному Мишке последовательность стирки, т.е. в определенном порядке разложить их.
Показ основного этапа трудового процесса осуществляет взрослый, так как всё нужно сделать достаточно быстро и абсолютно правильно. Важно выделить каждое значимое трудовое действие, четко показать и объяснить способы его выполнения и контроля за полученным результатом. При этом педагог постоянно активизирует детей, используя их знания о трудовом процессе. Вопросы воспитателя помогают уточнить последовательность действия.
Необходимость показа всего трудового процесса возникает лишь на первых занятиях. Затем целесообразен частичный показ и акцентирование внимания детей лишь на новых, наиболее сложных трудовых действиях. Это становится возможным потому, что те трудовые процессы, которые дети осваивают в течение года, имеют много общего в организации, структуре, требуют сходных специальных умений. Так, наливать воду ковшом нужно при мытье посуды и при стирке белья; споласкивать и выжимать требуется и в стирке, и при вытирании пыли тряпочкой.
Оценка итогового результата труда, полученного воспитателем, даётся с точки зрения его соответствия цели. Таким образом, показ и объяснение охватывают весь трудовой процесс от постановки цели и мотивации труда до получения результата.
Во второй части занятия педагог предлагает детям самостоятельно выполнить осваиваемый трудовой процесс по этапам.
Первый этап – организация рабочего места, когда ребёнок сам отбирает материал, предметы труда и оборудование, готовится к работе, - осуществляется при общих указаниях взрослого.
Второй этап – выполнение самого трудового процесса. Воспитатель контролирует последовательность осуществления действий, учит добиваться нужных результатов, контролировать себя.
Знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются в упражнениях, которые могут осуществляться как в игровой форме, так и при непосредственном повторении осваиваемых трудовых процессов в повседневной жизни.
Итак, что дают эти занятия?
Прежде всего, позволяют детям в минимальные сроки освоить трудовые процессы, так как взрослый целенаправленно формирует рациональные способы их осуществления.
Осознание детьми успеха в освоении трудового процесса, достижении результатов труда обеспечивает устойчивое повышение интереса к собственному труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/06/picture-137215-1533570305.jpg)
Методические рекомендации родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дороге
Методические рекомендации родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дорогеЛегко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? Кажется, что просто. На самом деле о...
Консультация «Обучение детей навыкам бытового труда»
Обучение детей навыкам бытового труда...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-331581-1383237694.jpg)
Конспект открытого занятия по обучению детей навыкам хозяйственно-бытового труда по теме: «Мастерская добрых дел» в средней группе
1. Учить детей мыть игрушечную посуду, правильно организуя и осуществляя трудовой процесс.2. Формировать специальные трудовые умения: намыливать г...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/27/picture-915296-1506539615.jpg)
Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом ( Дежурство по столовой и занятиям)
Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом ( Дежурство по столовой и занятиям) Группы Трудовые операции и действияУсловия для хозяйственно-бытового труда1-я младшая1. Поднять...
Использование нетрадиционных материалов при обучении детей аппликации и ручному труду
Статья из опыта работы. Применение бросового материала при обучении детей аппликации и ручному труду....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-1241338-1587448498.png)
Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей "1 мая - День труда!"
Тема недели «1 мая - день труда!»Цель: Оказание педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста.Расскажите детям о празднике 1 Мая:1 Мая - Праздник весны и труда...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/28/picture-1408357-1653740179.jpg)
Конспект занятия с использованием нетрадиционных материалов при обучении детей аппликации и ручному труду
Продолжать учить детей составлять общую работу из разного нетрадиционного и бросового материала и закреплять умение работать в коллективе...