Обучение детей навыкам хозяйственно-бытового труда
консультация (младшая группа)

Кирсанова Пелагея Ивановна

Трудовое обучение должно быть направлено на формирование у детей всей совокупности умений, необходимых для целостного осуществления трудовых процессов. При этом важно сформировать две группы умений: общетрудовые и специальные. Первые необходимы для осуществления любого трудового процесса: это умение самостоятельно поставить цель труда; спланировать основные этапы работы; организовать рабочее место, отобрав нужный материал и инструменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_navykam.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

                 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ

          ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ТРУДА.

          (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ)

   Трудовое обучение должно быть направлено на формирование у детей всей совокупности умений, необходимых для целостного осуществления трудовых процессов. При этом важно сформировать две группы умений: общетрудовые и специальные. Первые необходимы для осуществления любого трудового процесса: это умение самостоятельно поставить цель труда; спланировать основные этапы работы; организовать рабочее место, отобрав нужный материал и инструменты.

   Специальные трудовые умения позволяют выполнить конкретный трудовой процесс с его набором трудовых действий: умение намыливать, споласкивать, тереть ткань о ткань при стирке и т.п.

   В чём причина низкой эффективности трудового обучения в детском саду?

   Во-первых, в ситуации совместного труда взрослого с ребёнком педагог не учит выполнять трудовой процесс целостно, не воспитывает культуру труда, а обучает лишь отдельным приёмам выполнения наиболее сложных трудовых действий. Дети не умеют мотивировать необходимость труда, не могут самостоятельно планировать ход трудового процесса и контролировать его осуществление, не умеют поддерживать порядок во время работы.

   Во-вторых, обучение детей трудовым умением, как правило, носит индивидуальный характер. Это не обеспечивает одинаковый уровень развития трудовой деятельности у всех воспитанников группы.

   В-третьих, обучение осуществляется в отрыве от формируемых у детей знаний о труде взрослых, его конкретной направленности и структуры.

   Из опыта работы было выявлено, что овладеть целостными процессами хозяйственно-бытового труда способны уже дети 3-4 лет. В течение учебного года они могут освоить все виды сервировки стола (к завтраку, обеду, полднику), мытьё и обтирание предметов от пыли (игрушечная посуда, резиновые и пластмассовые игрушки, стулья, полки, строительный материал), стирку вещей небольшого размера (салфетки, кукольная одежда и бельё, носки), т.е. в общей сложности двенадцать трудовых процессов.  При этом нет необходимости учить каждому из этих двенадцати процессов.

   Занятие по трудовому обучению всегда проводится после наблюдения трудового процесса у взрослого. Воспитатель раскрывает мотивы, цели труда, способы осуществления и контроля, как за отдельными трудовыми действиями, так и за трудовым процессом в целом.

   Начать занятие следует с проблемной ситуации, чтобы дети сами поставили цель труда и мотивировали его необходимость. Например, медвежата хотят есть, а стол сервировать не умеют; или куклы отказались повязать салфетки, потому что они грязные; или детские стулья в групповой комнате пыльные, запачканы гуашью, и если на них сесть, то можно испачкать одежду. Постановка цели обусловливается реальными потребностями людей и предполагает результат во всём объёме требований к его качеству.

   Постановка цели требует выбора предметов труда (что нужно мыть, стирать, обтирать от пыли  и пр.), а это активизирует умственную деятельность детей.

   Формирование культуры осуществления трудового процесса предполагает обучение организационным умениям. Осознанное освоение рационального способа организации конкретного трудового процесса базируется на знании последовательности трудовых действий и оборудования, необходимого для их выполнения. Поэтому важно вспомнить порядок трудовых действий и используемые при этом инструменты. Учитывая особенности наглядно-образного мышления дошкольников, целесообразно рассмотреть фотографии, изображающие основные этапы данного трудового процесса. Обучение может проходить в игровой форме. Например, на занятии по обучению стирке воспитатель предлагает детям по фотографиям показать игрушечному Мишке последовательность стирки, т.е. в определенном порядке разложить их.

   Показ основного этапа трудового процесса осуществляет взрослый, так как всё нужно сделать достаточно быстро и абсолютно правильно. Важно выделить каждое значимое трудовое действие, четко показать и объяснить способы его выполнения и контроля за полученным результатом. При этом педагог постоянно активизирует детей, используя их знания о трудовом процессе. Вопросы воспитателя помогают уточнить последовательность действия.

   Необходимость показа всего трудового процесса возникает лишь на первых занятиях. Затем целесообразен частичный показ и акцентирование внимания детей лишь на новых, наиболее сложных трудовых действиях. Это становится возможным потому, что те трудовые процессы, которые дети осваивают в течение года, имеют много общего в организации, структуре, требуют сходных специальных умений. Так, наливать воду ковшом нужно при мытье посуды и при стирке белья; споласкивать и выжимать требуется и в стирке, и при вытирании пыли тряпочкой.

   Оценка итогового результата труда, полученного воспитателем, даётся с точки зрения его соответствия цели. Таким образом, показ и объяснение охватывают весь трудовой процесс от постановки цели и мотивации труда до получения результата.

   Во второй части занятия педагог предлагает детям самостоятельно выполнить осваиваемый трудовой процесс по этапам.

   Первый этап – организация рабочего места, когда ребёнок сам отбирает материал, предметы труда и оборудование, готовится к работе, - осуществляется при общих указаниях взрослого.

   Второй этап – выполнение самого трудового процесса. Воспитатель контролирует последовательность осуществления действий, учит добиваться нужных результатов, контролировать себя.

   Знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются в упражнениях, которые могут осуществляться как в игровой форме, так и при непосредственном повторении осваиваемых трудовых процессов в повседневной жизни.

   Итак, что дают эти занятия?

   Прежде всего, позволяют детям в минимальные сроки освоить трудовые процессы, так как взрослый целенаправленно формирует рациональные способы их осуществления.

   Осознание детьми успеха в освоении трудового процесса, достижении результатов труда обеспечивает устойчивое повышение интереса к собственному труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дороге

Методические рекомендации родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дорогеЛегко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? Кажется, что просто. На самом деле о...

Консультация «Обучение детей навыкам бытового труда»

Обучение детей навыкам бытового труда...

Конспект открытого занятия по обучению детей навыкам хозяйственно-бытового труда по теме: «Мастерская добрых дел» в средней группе

1.     Учить детей  мыть игрушечную посуду, правильно организуя и осуществляя трудовой процесс.2.     Формировать специальные трудовые умения: намыливать г...

Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом ( Дежурство по столовой и занятиям)

Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом ( Дежурство по столовой и занятиям) Группы Трудовые операции и действияУсловия для хозяйственно-бытового труда1-я младшая1. Поднять...

Использование нетрадиционных материалов при обучении детей аппликации и ручному труду

Статья из опыта работы. Применение бросового материала при обучении детей аппликации и ручному труду....

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей "1 мая - День труда!"

Тема недели «1 мая - день труда!»Цель: Оказание педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста.Расскажите детям о празднике 1 Мая:1 Мая - Праздник весны и труда...

Конспект занятия с использованием нетрадиционных материалов при обучении детей аппликации и ручному труду

Продолжать учить детей составлять общую работу из разного нетрадиционного и бросового материала и закреплять умение работать в коллективе...