Игры с детьми среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Никандрова Дина Александровна

Особое место  в этом возрасте занимают игры, которые создаются самими детьми, - в них дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра - отражение жизни. Здесь все как будто, «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренны. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не настоящий  летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по - настоящему гордится своей победой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igry.odt28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Статья (средняя группа): Игры с детьми среднего дошкольного возраста

  Средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. 

Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке  его  в социальных и межличностных отношениях. В  этот период  жизни возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий, появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение детей. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Дошкольник начинает учиться  играя - он относится к учению, как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. 

В средней группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх. Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия. Воспитатель постепенно развивает игровой опыт каждого ребенка, помогает открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. 

Особое место  в этом возрасте занимают игры, которые создаются самими детьми, - в них дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра - отражение жизни. Здесь все как будто, «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренны. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не настоящий  летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по - настоящему гордится своей победой.  

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает и взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчикам интересны игры в «военных, строителей, моряков». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра. Например, простой кубик может представлять различные предметы, в зависимости от тематики игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.

В заключении хочется отметить, что любая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности  игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра Мастер-класс по теме: «Пальчиковые и жестовые игры с детьми среднего дошкольного возраста»

Конспект открытого просмотраМастер-класс по теме:«Пальчиковые и жестовые игры с детьми среднего дошкольного возраста»...

Проект Театрализованные игры с детьми среднего дошкольного возраста

Развитие речи является центральной задачей воспитания детей. Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к ее усвоени...

Конспект сюжетно – ролевой игры с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Морское путешествие».

Вот такое необычное морское путешествие я проводила с дошкольниками....

Театрализованные игры с детьми среднего дошкольного возраста в летний период на прогулке

В данном выступлении представлен опыт работы по театрализованной деятельности в летний период, проводимой на прогулке. Определены условия всестороннего развития дошкольников 4-5 лет посредством этого ...

Игры с детьми среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст с 3 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и о...

Игры с детьми среднего дошкольного возраста по областям развития

Игры с детьми на социально-коммуникативное, физическое, речевое, позавательное развитие...

Пальчиковые игры с детьми среднего дошкольного возраста

Овчинникова Надежда Геннадьевна, воспитатель детей с диагнозом ЗПР  ГБДОУ детский сад №134  , город Санкт -Петербург ,методический материал.« Пальчиковые игры для детей среднего дошкол...